Послекасание
Наличие в клавиатуре функции послекасания (aftertouch). Суть этой функции заключается в отслеживании силы давления на клавишу после ее нажатия. На практике это значит, что в моделях с послекасанием можно управлять звуком не только за счет силы и скорости нажатия на клавишу, но и за счет изменения давления на нее после нажатия; это дает дополнительные возможности и позволяет использовать различные специфические приемы игры. Конкретные способы изменения звука, «привязанные» на aftertouch, могут быть разными, в зависимости от выставленных настроек синтеза: например, при записи партии гитары можно подвязать к этой функции небольшое изменение тона и имитировать подтяжку струн, при записи саксофона — изменять громкость нот, и т. п.
В относительно недорогих моделях для слежения за послекасанием используется общий датчик, отслеживающий среднюю силу давления на все нажатые клавиши; в более продвинутых устанавливаются отдельные датчики для каждой клавиши.
Сустейн
Наличие в клавиатуре собственного регулятора сустейна — продления извлеченной ноты. При включенном сустейне нота продолжает звучать (медленно затухая) даже после того, как клавиша была отпущена — аналогично нажатию правой педали на фортепиано. Отметим, что многие клавиатуры допускают подключение педалей, в т.ч. для управления данной функцией (см. «Подключаемые педали»), однако здесь подразумевается именно собственный регулятор, позволяющий включать и отключать сустейн средствами самой клавиатуры, без дополнительного оборудования.
Транспонирование
Наличие в клавиатуре функции транспонирования — переключения звука в другую тональность. При транспонировании высота звучания всех клавиш одновременно повышается или понижается на определенное количество полутонов. Эта функция бывает полезна во всех случаях, когда выученную в одной тональности мелодию нужно сыграть в другой тональности — например, если изначальная мелодия слишком высока или слишком низка для вокалиста, если внешний аккомпанемент отличается по тональности, если по ходу композиции нужно переключаться между тональностями, и т. п. В таких ситуациях, протранспонировав звук, можно играть мелодию в новой тональности по тем же привычным клавишам, не переучивая ее.
Регуляторы (энкодеры)
Количество
регуляторов-энкодеров, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Такой регулятор имеет вид поворотной ручки, с помощью которой можно управлять различными функциями устройства, к которому подключена клавиатура — например, поворачивать виртуальные регуляторы в программе для записи и обработки звука. При этом отметим, что полноценный энкодер способен вращаться на 360° и поворачиваться на любой угол в любую сторону, однако в клавиатурах могут встречаться и ручки с ограниченным сектором поворота — они также могут называться энкодерами. Однозначного преимущества не имеет ни один из этих вариантов: в одних случаях удобнее неограниченный сектор поворота, в других — ограниченный.
MIDI in
Вход для приема сигналов MIDI c внешнего устройства — например, дополнительной клавиатуры или другого контроллера, секвенсора и т. п. О сигналах MIDI см. «MIDI Out»; здесь же отметим, что такие сигналы, поступающие на вход
MIDI In, могут смешиваться с сигналами с клавиатуры и выводиться через выход MIDI Out или другой интерфейс аналогичного назначения, либо поступать в неизменном виде на выход MIDI Thru. Искать устройство с данным входом стоит в том случае, если вы планируете построить комплекс из нескольких источников MIDI-сигнала и намерены применять клавиатуру в качестве промежуточного звена в такой системе.
MIDI out
Специализированный выход для передачи сигналов MIDI на внешнее устройство — секвенсор, звуковую карту компьютера (при наличии входа MIDI In) и т. п.
Сигналы MIDI представляют собой своего рода «цифровую нотную запись»: они сообщают, какая клавиша была нажата, с какой силой и как долго, а также несут информацию о различных дополнительных параметрах: тембре, темпе, тональности и т. п. Для преобразования таких сигналов в «готовый» звук требуется внешний секвенсор (программный или аппаратный).
Отметим, что несмотря на специализированное назначение, выход
MIDI Out не является обязательным для современных MIDI-клавитур: сигналы MIDI могут передаваться также по другим интерфейсам, вроде USB или Bluetooth (см. соответствующие пункты). Так что специально искать клавиатуру с таким разъемом имеет смысл в том случае, если вы планируете подключать ее к оборудованию со входом MIDI In.
Дисплей
Тип
дисплея, которым оснащена клавиатура.
Большинство современных MIDI-клавиатур оснащены сравнительно простыми монохромными (одноцветными) дисплеями. Такие экраны обходятся недорого, а их возможностей вполне достаточно для большинства случаев. Однако встречаются также модели с цветными экранами — как правило, такое оснащение является признаком продвинутой клавиатуры с обилием дополнительных функций, для более простых устройств цветной дисплей является излишеством.