Механика
Тип механики, используемой в клавишах клавиатуры.
—
Молоточковая. Наиболее продвинутый тип механики: обеспечивает связь между силой нажатия и динамикой звука, а также характерный тактильный отклик — такой же, как на классическом фортепиано с молоточками (отсюда и название). Иными словами, такие клавиши дают ощущения, максимально близкие к игре на традиционном пианино. Однако стоит молоточковая механика недешево, поэтому применяется она в основном в топовых профессиональных клавиатурах.
—
Активная (динамическая). Активными называют клавиатуры, которые обеспечивают связь между силой нажатия и динамикой звука, но не дают тактильного отклика, характерного для описанных выше молоточковых клавиатур. Иными словами, чем быстрее и сильнее нажатие на клавишу — тем резче и громче будет звук, однако сопротивление нажатию получается невысоким, и переход, к примеру, с традиционного пианино на такую клавиатуру обычно требует определенного привыкания (подробнее см. «Жесткость»). В то же время активные клавиатуры позволяют использовать все основные приемы по управлению динамикой звука, а стоят заметно дешевле тех же молоточковых, благодаря чему широко применяются в современных MIDI-клавиатурах.
—
Пассивная. Простейший тип механики: каждая клавиша только «включает и выключает» свою ноту, динамика звука не зависит от силы и скорости нажат
...ия. Пассивные клавиатуры обходятся очень недорого, однако это, по сути, единственное их достоинство; с музыкальной же точки зрения они очень неудобны, исполнять на таком инструменте можно лишь простейшие мелодии (либо партии инструментов, в которых звук не поддается динамическим изменениям). Как следствие, данный тип механики используются крайне редко и исключительно в простейших бюджетных клавиатурах.Жесткость
Жесткость клавиш клавиатуры — то есть сила сопротивления, которую они оказывают при нажатии.
—
Невзвешенная. Очень невысокая жесткость: клавиши буквально «проваливаются» под пальцами. Встречается в основном в клавиатурах начального уровня; это связано с тем, что невзвешенная механика обходится недорого, однако слабое сопротивление нажиму затрудняет выбор оптимальной силы нажатия и управление динамикой звука.
—
Полувзвешенная. Клавиатуры со средним сопротивлением — не таким высоким, как на взвешенных клавишах, но заметно большим, чем на невзвешенных. Данный вариант считается оптимальным для активных клавиатур (см. «Механика»): при невысокой стоимости он дает достаточно неплохую отзывчивость и при минимальном навыке позволяет точно управлять силой нажатия.
—
Взвешенная. Клавиатуры с высоким сопротивлением, которое сравнимо с сопротивлением клавиш классического фортепиано. Отметим, что высокое усилие в данном случае является достоинством: оно позволяет максимально приблизить отклик клавиатуры к отклику классического фортепиано и облегчает управление силой нажатия и динамикой звука. Собственно, взвешенными по определению делаются все молоточковые модели (см. «Механика»), а вот среди активных клавиатур данный вариант встречается редко — из-за сложности и высокой стоимости.
Послекасание
Наличие в клавиатуре функции послекасания (aftertouch). Суть этой функции заключается в отслеживании силы давления на клавишу после ее нажатия. На практике это значит, что в моделях с послекасанием можно управлять звуком не только за счет силы и скорости нажатия на клавишу, но и за счет изменения давления на нее после нажатия; это дает дополнительные возможности и позволяет использовать различные специфические приемы игры. Конкретные способы изменения звука, «привязанные» на aftertouch, могут быть разными, в зависимости от выставленных настроек синтеза: например, при записи партии гитары можно подвязать к этой функции небольшое изменение тона и имитировать подтяжку струн, при записи саксофона — изменять громкость нот, и т. п.
В относительно недорогих моделях для слежения за послекасанием используется общий датчик, отслеживающий среднюю силу давления на все нажатые клавиши; в более продвинутых устанавливаются отдельные датчики для каждой клавиши.
Транспонирование
Наличие в клавиатуре функции транспонирования — переключения звука в другую тональность. При транспонировании высота звучания всех клавиш одновременно повышается или понижается на определенное количество полутонов. Эта функция бывает полезна во всех случаях, когда выученную в одной тональности мелодию нужно сыграть в другой тональности — например, если изначальная мелодия слишком высока или слишком низка для вокалиста, если внешний аккомпанемент отличается по тональности, если по ходу композиции нужно переключаться между тональностями, и т. п. В таких ситуациях, протранспонировав звук, можно играть мелодию в новой тональности по тем же привычным клавишам, не переучивая ее.
Управление транспортом
Наличие в клавиатуре функции
управления транспортом.
В данном случае речь обычно идет о поддержке стандарта MIDI Machine Control, предназначенного для управления внешним звукозаписывающим и воспроизводящим оборудованием. Такая поддержка фактически превращает клавиатуру во внешний пульт ДУ, позволяя отдавать с нее команды «Воспроизведение», «Стоп», «Пауза», «Перемотка» (вперед и назад) и «Запись». Для этого в конструкции предусматривается отдельная панель с набором соответствующих кнопок.
Фейдеры
Количество
фейдеров, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Фейдером называют регулятор в виде ползунка. Простейшая разновидность таких регуляторов — настройка громкости; если в конструкции один фейдер — скорее всего, он отвечает именно за громкость. Если регуляторов больше, на них, соответственно, могут быть подвязаны другие функции — в частности, изменение настроек в программе звукозаписи на компьютере, к которому подключена клавиатура.
Регуляторы (энкодеры)
Количество
регуляторов-энкодеров, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Такой регулятор имеет вид поворотной ручки, с помощью которой можно управлять различными функциями устройства, к которому подключена клавиатура — например, поворачивать виртуальные регуляторы в программе для записи и обработки звука. При этом отметим, что полноценный энкодер способен вращаться на 360° и поворачиваться на любой угол в любую сторону, однако в клавиатурах могут встречаться и ручки с ограниченным сектором поворота — они также могут называться энкодерами. Однозначного преимущества не имеет ни один из этих вариантов: в одних случаях удобнее неограниченный сектор поворота, в других — ограниченный.
MIDI in
Вход для приема сигналов MIDI c внешнего устройства — например, дополнительной клавиатуры или другого контроллера, секвенсора и т. п. О сигналах MIDI см. «MIDI Out»; здесь же отметим, что такие сигналы, поступающие на вход
MIDI In, могут смешиваться с сигналами с клавиатуры и выводиться через выход MIDI Out или другой интерфейс аналогичного назначения, либо поступать в неизменном виде на выход MIDI Thru. Искать устройство с данным входом стоит в том случае, если вы планируете построить комплекс из нескольких источников MIDI-сигнала и намерены применять клавиатуру в качестве промежуточного звена в такой системе.
MIDI thru
Выход, на который выводятся сигналы MIDI, поступившие на вход MIDI In (см. соответствующий пункт). Ключевая особенность данного выхода заключается в том, что сигналы выводятся на него без изменений, независимо от воздействия музыканта на клавиатуру. Иными словами, если на вход MIDI Out поступают сигналы и с MIDI In, и с самой клавиатуры, то на MIDI Thru — только сигналы с MIDI In.
MIDI Thru может пригодиться при использовании клавиатуры в обширных музыкальных комплексах, где есть другие источники MIDI-сигнала — в некоторых случаях удобно использовать клавиатуру в качестве промежуточного звена для этих сигналов.