Жесткость
Жесткость клавиш клавиатуры — то есть сила сопротивления, которую они оказывают при нажатии.
—
Невзвешенная. Очень невысокая жесткость: клавиши буквально «проваливаются» под пальцами. Встречается в основном в клавиатурах начального уровня; это связано с тем, что невзвешенная механика обходится недорого, однако слабое сопротивление нажиму затрудняет выбор оптимальной силы нажатия и управление динамикой звука.
—
Полувзвешенная. Клавиатуры со средним сопротивлением — не таким высоким, как на взвешенных клавишах, но заметно большим, чем на невзвешенных. Данный вариант считается оптимальным для активных клавиатур (см. «Механика»): при невысокой стоимости он дает достаточно неплохую отзывчивость и при минимальном навыке позволяет точно управлять силой нажатия.
—
Взвешенная. Клавиатуры с высоким сопротивлением, которое сравнимо с сопротивлением клавиш классического фортепиано. Отметим, что высокое усилие в данном случае является достоинством: оно позволяет максимально приблизить отклик клавиатуры к отклику классического фортепиано и облегчает управление силой нажатия и динамикой звука. Собственно, взвешенными по определению делаются все молоточковые модели (см. «Механика»), а вот среди активных клавиатур данный вариант встречается редко — из-за сложности и высокой стоимости.
Послекасание
Наличие в клавиатуре функции послекасания (aftertouch). Суть этой функции заключается в отслеживании силы давления на клавишу после ее нажатия. На практике это значит, что в моделях с послекасанием можно управлять звуком не только за счет силы и скорости нажатия на клавишу, но и за счет изменения давления на нее после нажатия; это дает дополнительные возможности и позволяет использовать различные специфические приемы игры. Конкретные способы изменения звука, «привязанные» на aftertouch, могут быть разными, в зависимости от выставленных настроек синтеза: например, при записи партии гитары можно подвязать к этой функции небольшое изменение тона и имитировать подтяжку струн, при записи саксофона — изменять громкость нот, и т. п.
В относительно недорогих моделях для слежения за послекасанием используется общий датчик, отслеживающий среднюю силу давления на все нажатые клавиши; в более продвинутых устанавливаются отдельные датчики для каждой клавиши.
Разделение клавиатуры
Наличие в устройстве функции разделения клавиатуры.
Эта функция, в соответствии с названием, позволяет разделить клавиатуру на две части, каждой из которых будет соответствовать свой тембр. Таким образом на одном устройстве можно исполнять партию сразу двух инструментов (например, добавить к скрипке звук струнного оркестра) или сопровождать партию инструмента различными эффектами (сирена, клаксон, раскат грома и т. п.). Некоторые модели позволяют выбирать положение границы между зонами клавиатуры.
Арпеджиатор
Наличие в клавиатуре
арпеджиатора.
Название этой функции происходит от «арпеджио» — техники исполнения аккордов, при которой ноты играются не все сразу, а по очереди. Соответственно, арпеджиатор — это функция, позволяющая воспроизводить взятый аккорд в технике арпеджио: музыкант нажимает все клавиши сразу, а клавиатура воспроизводит их по очереди. Такого эффекта можно добиться и вручную, однако арпеджиатор в некоторых случаях оказывается удобнее: он воспроизводит ноты с четко заданной скоростью и интервалом, может сопровождать их различными эффектами и обеспечивает другие дополнительные возможности. Эти возможности могут быть разными, в зависимости от модели, однако некоторые инструменты позволяют создавать при помощи арпеджиатора целые композиции, всего лишь нажимая последовательность аккордов.
MIDI in
Вход для приема сигналов MIDI c внешнего устройства — например, дополнительной клавиатуры или другого контроллера, секвенсора и т. п. О сигналах MIDI см. «MIDI Out»; здесь же отметим, что такие сигналы, поступающие на вход
MIDI In, могут смешиваться с сигналами с клавиатуры и выводиться через выход MIDI Out или другой интерфейс аналогичного назначения, либо поступать в неизменном виде на выход MIDI Thru. Искать устройство с данным входом стоит в том случае, если вы планируете построить комплекс из нескольких источников MIDI-сигнала и намерены применять клавиатуру в качестве промежуточного звена в такой системе.
MIDI out
Специализированный выход для передачи сигналов MIDI на внешнее устройство — секвенсор, звуковую карту компьютера (при наличии входа MIDI In) и т. п.
Сигналы MIDI представляют собой своего рода «цифровую нотную запись»: они сообщают, какая клавиша была нажата, с какой силой и как долго, а также несут информацию о различных дополнительных параметрах: тембре, темпе, тональности и т. п. Для преобразования таких сигналов в «готовый» звук требуется внешний секвенсор (программный или аппаратный).
Отметим, что несмотря на специализированное назначение, выход
MIDI Out не является обязательным для современных MIDI-клавитур: сигналы MIDI могут передаваться также по другим интерфейсам, вроде USB или Bluetooth (см. соответствующие пункты). Так что специально искать клавиатуру с таким разъемом имеет смысл в том случае, если вы планируете подключать ее к оборудованию со входом MIDI In.
MIDI thru
Выход, на который выводятся сигналы MIDI, поступившие на вход MIDI In (см. соответствующий пункт). Ключевая особенность данного выхода заключается в том, что сигналы выводятся на него без изменений, независимо от воздействия музыканта на клавиатуру. Иными словами, если на вход MIDI Out поступают сигналы и с MIDI In, и с самой клавиатуры, то на MIDI Thru — только сигналы с MIDI In.
MIDI Thru может пригодиться при использовании клавиатуры в обширных музыкальных комплексах, где есть другие источники MIDI-сигнала — в некоторых случаях удобно использовать клавиатуру в качестве промежуточного звена для этих сигналов.
Подключаемые педали
Максимальное количество педалей, которое можно одновременно подключить к клавиатуре.
Педали применяются в качестве дополнительных органов управления, для изменения различных настроек клавиатуры. «Классикой жанра» в этом смысле считается педаль сустейна (см. «Сустейн») — если в устройстве предусмотрен
один разъем под педали, то это почти наверняка будет вход именно под такую педаль. Выпускаются клавиатуры, где таких входов
2два и более — к ним, кроме сустейна, можно подключать педали для других регулировок и эффектов (в частности, изменения громкости).