Полифония
Количество голосов, поддерживаемое цифровым пианино — если точнее, максимальное количество голосов, которое инструмент способен воспроизвести одновременно.
Этот параметр не стоит путать с количеством нот, которое одновременно можно взять на клавиатуре. Дело в том, что во многих тембрах для каждой ноты используется сразу несколько голосов (тон-генераторов) — только так можно добиться более-менее достоверного звучания. Таким образом, необходимое количество голосов может быть в разы выше числа нот — например, на простейший аккорд из 3 нот может потребоваться 9, а то и 12 голосов. Кроме того, тон-генераторы задействуются для воспроизведения партий автоаккомпанемента и встроенных композиций (см. ниже), и здесь уже число голосов может измеряться десятками.
В свете всего этого полифония на менее чем 90 голосов характерна в основном для сравнительно простых и недорогих инструментов, не рассчитанных на сложные задачи. Наименьший показатель, встречающийся в современных цифровых пианино — это 32 голоса. Более-менее солидному инструменту желательно иметь не менее 96 голосов, а в топовых моделях этот показатель может достигать 256.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Встроенные композиции
Наличие встроенных композиций в конструкции цифрового пианино.
В отличие от автоаккомпанемента (см. выше), встроенные композиции представляют собой готовые мелодии, воспроизводимые строго по нотам; музыкант может менять их темп и тональность (если в инструменте имеются соответствующие функции), однако не может управлять мелодией в процессе воспроизведения.
Способы использования встроенных композиций могут быть разными. Так, при обучении они могут играть роль образца, который пытается повторить музыкант. Можно включать такую мелодию для аккомпанемента, а то и вовсе применять синтезатор в роли проигрывателя (например, для заполнения технических перерывов в живом выступлении). Кроме того, встроенные композиции могут пригодиться при выборе конкретной модели цифрового пианино — эти мелодии воспроизводятся средствами самого инструмента, благодаря чему позволяют оценить его общие возможности и особенности звучания тех или иных тембров.
Выходы
—
USB to host (type B). Разъём для подключения цифрового пианино к компьютеру по стандарту USB; при этом инструмент играет роль периферийного устройства. Возможности такого подключения могут быть разными: запись исполняемой музыки, обновление прошивки, тембров и стилей автоаккомпанемента, применение цифрового пианино в роли внешней MIDI-клавиатуры, тонкая настройка инструмента и устранение неполадок, и т.п.; конкретный функционал различается от модели к модели.
—
MIDI out. Выход, позволяющий транслировать MIDI-сигналы (MIDI-события) с цифрового пианино на внешние устройства. MIDI-сигнал — это, по сути, «заготовка» звука: сигнал, формируемый при нажатии клавиши и содержащий информацию о номере ноты, длительности и силе нажатия. На основе этого сигнала электроника инструмента (или другого устройства) формирует звук определённого тембра. MIDI-выход может пригодиться для подключения цифрового пианино, например, к внешнему секвенсору для записи или к синтезатору для проигрывания в тембре, которого нет в самом пианино.
—
MIDI thru. Выход, используемый для коммутации MIDI-сигналов. Описание таких сигналов приведено выше, здесь же отметим, что на выходе MIDI thru дублируются сигналы, поступающие на MIDI-вход цифрового пианино. Эта функция может пригодиться в некоторых специфических случаях — например, соединении между собой нескольких электронных
...инструментов.Линейные выходы
Количество линейных выходов, предусмотренных в конструкции цифрового пианино.
Линейный выход позволяет передавать звук с инструмента на внешнее аудиооборудование. При этом звук передаётся в аналоговом формате, и для воспроизведения его достаточно пропустить через усилитель мощности; а активную акустику вообще можно подключать прямо к линейному выходу. Сами выходы могут использовать разные типы разъёмов, однако чаще всего это 3.5 мм mini-Jack или 6,35 мм Jack, совместимые с большинством аудиотехники либо напрямую, либо через простейшие переходники.
Несколько линейных выходов позволяют подключить к инструменту сразу несколько приёмников сигнала — например, колонки с усилителем для воспроизведения и внешний рекордер для записи. Впрочем, в цифровых пианино редко встречается более 2 линейных выходов — большее количество, с учётом специфики применения подобных инструментов, попросту не требуется.
Встроенная акустика
Мощность собственной акустики, установленной в цифровом пианино.
От данного показателя напрямую зависит максимальная громкость, которую инструмент способен выдавать «своими силами», без подключения внешних колонок. В то же время стоит отметить, что многие производители идут на хитрость и указывают в характеристиках не номинальную мощность (среднеквадратичную мощность при работе на полной громкости), а пиковую — наибольшую мощность, которую акустика способна выдать на коротких «взлётах» громкости. Значения пиковой мощности могут быть весьма впечатляющими — в десятки и сотни ватт — однако эти цифры имеют весьма косвенное отношение к реальным возможностям динамиков. Поэтому перед выбором стоит уточнить, о какой именно мощности говорится в характеристиках. Для этого не обязательно искать подробные данные по инструменту, достаточно сравнить мощность динамиков с потребляемой мощностью (см. ниже): если заявленная мощность акустики больше, чем потребляемая мощность всего инструмента, значит, производитель указал именно пиковое значение.
Дисплей
Тип дисплея, установленного в цифровом пианино.
— Монохромный. Одноцветный
дисплей, не способный работать с цветным изображением; такие экраны нередко называют «чёрно-белыми», хотя фактически возможны и другие цветовые комбинации (например, синее изображение на оранжевом фоне). Несмотря на простоту, возможностей таких дисплеев вполне достаточно как для простых, так и для довольно продвинутых цифровых пианино; а обходятся они недорого. Поэтому большинство моделей, в которых вообще есть экран, используют именно монохромные матрицы.
— Цветной. Экран, способный отображать многоцветное изображение. Такие дисплеи более продвинуты, чем монохромные, они не только смотрятся приятнее, но и обеспечивают большую информативность и наглядность (цвет нередко используется как способ выделения). В то же время подобный функционал в случае цифровых пианино требуется редко, а обходятся цветные экраны заметно дороже. Поэтому данный вариант характерен в основном для инструментов премиум-класса.
Комплектация
Дополнительные предметы, включённые в комплект поставки инструмента.
— Пюпитр. Подставка для нот, установленная над клавиатурой, перед глазами музыканта. Отметим, что в данном случае подразумевается только съёмный пюпитр, поставляемый вместе с портативным инструментом (см. «Корпус»); в стационарных цифровых пианино такая подставка имеется по определению, мало того, нередко она представляет собой несъёмную деталь корпуса.
— Педаль. Внешней педалью могут комплектоваться только портативные цифровые пианино (см. «Корпус»), т.к. стационарные оснащаются встроенными педалями. Отметим, что такой предмет в комплекте чаще всего один, даже если входов под педали предусмотрено больше одного. Впрочем, это нельзя назвать серьёзным недостатком: ситуации, когда музыканту требуется больше одной педали, встречаются крайне редко. О входах и самих педалях подробнее см. «Подключаемые педали».
— Блок питания. Блок питания для подключения инструмента к сети. Даже для портативных инструментов розетка нередко бывает самым удобным способом питания; а уж в стационарных может вообще не предусматриваться иных вариантов. Поэтому блок питания является практически обязательным элементом комплектации цифрового пианино. Отсутствие же такого блока в комплекте, как правило, говорит о том, что он сделан встроенным; впрочем, это встречается редко.
— Диск. Оптический диск (CD или DVD) с различными дополнительными материалами по цифровому пианино. Это могут быть ин...струкции и другая документация, драйвера для подключения к компьютеру, специализированное ПО для редактирования музыки на ПК и т.п. Такой носитель может оказаться весьма кстати, если необходим доступ к информации или специализированному ПО, а подключения к Интернету в данный момент нет или с ним проблемы.
— Стойка. Подставка для напольной установки инструмента. Применяется только в портативных моделях (см. «Корпус») — стационарные по определению не требуют дополнительных подставок. Такое приспособление, как правило, делается складным, что обеспечивает удобство в хранении и транспортировке. Стойки продаются и отдельно, однако в некоторых случаях удобнее купить подставку сразу, вместе с инструментом.