Полифония
Количество голосов, поддерживаемое цифровым пианино — если точнее, максимальное количество голосов, которое инструмент способен воспроизвести одновременно.
Этот параметр не стоит путать с количеством нот, которое одновременно можно взять на клавиатуре. Дело в том, что во многих тембрах для каждой ноты используется сразу несколько голосов (тон-генераторов) — только так можно добиться более-менее достоверного звучания. Таким образом, необходимое количество голосов может быть в разы выше числа нот — например, на простейший аккорд из 3 нот может потребоваться 9, а то и 12 голосов. Кроме того, тон-генераторы задействуются для воспроизведения партий автоаккомпанемента и встроенных композиций (см. ниже), и здесь уже число голосов может измеряться десятками.
В свете всего этого полифония на менее чем 90 голосов характерна в основном для сравнительно простых и недорогих инструментов, не рассчитанных на сложные задачи. Наименьший показатель, встречающийся в современных цифровых пианино — это 32 голоса. Более-менее солидному инструменту желательно иметь не менее 96 голосов, а в топовых моделях этот показатель может достигать 256.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Режим обучения
Наличие режима обучения в цифровом пианино.
Как следует из названия, данный режим предназначен для обучения игре. При этом, как правило, он предусматривает разные уровни сложности — от самого базового, для тех, кто только начинает осваивать «клавиши», до продвинутого, позволяющего тренировать технику и улучшать уже имеющиеся навыки исполнения. Однако в любом случае принцип обучения один: инструмент самостоятельно подсказывает ученику, какие клавиши нужно нажимать в тот или иной момент. Такие подсказки могут выполняться в виде подсветки (см. выше) или в виде графики на дисплее. Подобный метод сомнителен с точки зрения классического академического обучения, однако, несомненно, более удобен и быстр, чем чтение нотной записи. Тем более что инструмент может играть ещё и роль экзаменатора — запускать подсказки в оригинальном темпе мелодии и проверять, насколько точно ученик попадает по нотам.
Также отметим, что
режим обучения предполагает обязательное наличие метронома (см. ниже).
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Разделение клавиатуры
Возможность
разделения клавиатуры на две части — таким образом, чтобы партии левой и правой руки исполнялись в разных тембрах. Это позволяет одновременно исполнять на инструменте две разноголосые партии — например, сопровождать мелодию фортепиано аккордами струнного оркестра или звуками органа. Конкретные сочетания тембров чаще всего заранее записаны в памяти, однако есть модели, в которых музыкант сам может выбрать тембры под каждую часть клавиатуры.
Транспонирование
Возможность транспонирования звука на цифровом пианино.
Транспонирование представляет собой перевод в другую тональность, когда каждая нота повышается или понижается на определённое количество полутонов. Поддержка этой функции позволяет как минимум «переучивать» клавиатуру, что бывает незаменимо при необходимости быстро перестроиться из тональности в тональность — например, если вокалист не «вытягивает» свою партию и мелодию нужно понизить хотя бы на 1 – 2 полутона. В подобных случаях достаточно включить транспонирование с нужными настройками — и можно играть знакомую партию на тех же клавишах, не разучивая её в другой раскладке. Также транспонирование может применяться ко встроенным композициям (для подстройки под тональность основной партии), к трекам, с которыми работает секвенсор (для сведения двух партий в разных тональностях), и т.п.
Тонкая настройка
Возможность тонкой настройки цифрового пианино по конкретным значениям частот.
Суть данной функции в целом аналогична транспонированию — небольшое смещение каждой ноты по частоте вверх или вниз. Однако при тонкой настройке смещение происходит не ступенчато (на целое количество полутонов), а очень медленно и плавно — на определённое количество герц или даже десятых долей герца относительно базового строя. Базовый строй часто называют «440 Гц» — это стандартная частота ноты «ля» первой октавы, по которой настраивается весь остальной звукоряд. Для музыканта тонкая настройка обычно выглядит как возможность выставить другое значение ключевой частоты — например, 438 Гц или 441,2 Гц.
Данная возможность может пригодиться для подстройки цифрового пианино под другой инструмент, частоты в котором меняются плавно — например, гитару. Во многих ситуациях проще поменять параметры частоты в цифровом устройстве, чем перетягивать струны или иным способом возиться со сложной настройкой.
Встроенная акустика
Мощность собственной акустики, установленной в цифровом пианино.
От данного показателя напрямую зависит максимальная громкость, которую инструмент способен выдавать «своими силами», без подключения внешних колонок. В то же время стоит отметить, что многие производители идут на хитрость и указывают в характеристиках не номинальную мощность (среднеквадратичную мощность при работе на полной громкости), а пиковую — наибольшую мощность, которую акустика способна выдать на коротких «взлётах» громкости. Значения пиковой мощности могут быть весьма впечатляющими — в десятки и сотни ватт — однако эти цифры имеют весьма косвенное отношение к реальным возможностям динамиков. Поэтому перед выбором стоит уточнить, о какой именно мощности говорится в характеристиках. Для этого не обязательно искать подробные данные по инструменту, достаточно сравнить мощность динамиков с потребляемой мощностью (см. ниже): если заявленная мощность акустики больше, чем потребляемая мощность всего инструмента, значит, производитель указал именно пиковое значение.
Комплектация
Дополнительные предметы, включённые в комплект поставки инструмента.
— Пюпитр. Подставка для нот, установленная над клавиатурой, перед глазами музыканта. Отметим, что в данном случае подразумевается только съёмный пюпитр, поставляемый вместе с портативным инструментом (см. «Корпус»); в стационарных цифровых пианино такая подставка имеется по определению, мало того, нередко она представляет собой несъёмную деталь корпуса.
— Педаль. Внешней педалью могут комплектоваться только портативные цифровые пианино (см. «Корпус»), т.к. стационарные оснащаются встроенными педалями. Отметим, что такой предмет в комплекте чаще всего один, даже если входов под педали предусмотрено больше одного. Впрочем, это нельзя назвать серьёзным недостатком: ситуации, когда музыканту требуется больше одной педали, встречаются крайне редко. О входах и самих педалях подробнее см. «Подключаемые педали».
— Блок питания. Блок питания для подключения инструмента к сети. Даже для портативных инструментов розетка нередко бывает самым удобным способом питания; а уж в стационарных может вообще не предусматриваться иных вариантов. Поэтому блок питания является практически обязательным элементом комплектации цифрового пианино. Отсутствие же такого блока в комплекте, как правило, говорит о том, что он сделан встроенным; впрочем, это встречается редко.
— Диск. Оптический диск (CD или DVD) с различными дополнительными материалами по цифровому пианино. Это могут быть ин...струкции и другая документация, драйвера для подключения к компьютеру, специализированное ПО для редактирования музыки на ПК и т.п. Такой носитель может оказаться весьма кстати, если необходим доступ к информации или специализированному ПО, а подключения к Интернету в данный момент нет или с ним проблемы.
— Стойка. Подставка для напольной установки инструмента. Применяется только в портативных моделях (см. «Корпус») — стационарные по определению не требуют дополнительных подставок. Такое приспособление, как правило, делается складным, что обеспечивает удобство в хранении и транспортировке. Стойки продаются и отдельно, однако в некоторых случаях удобнее купить подставку сразу, вместе с инструментом.