Количество клавиш
Чем больше число клавиш — тем обширнее диапазон инструмента, тем более низкие и высокие ноты можно на нём брать прямо в процессе игры, не прибегая к ухищрениям вроде октавного переноса (см. ниже). Для сравнения: полноразмерная клавиатура фортепиано включает 88 клавиш. Однако в синтезаторах такое количество встречается редко, т.к. инструмент получался бы слишком громоздким и дорогим, а столь обширный диапазон требуется далеко не каждому музыканту, даже профессиональному. В свете этого клавиатуры на 88 клавиш используются преимущественно в высококлассных рабочих станциях (см. «Тип»). Для обычных синтезаторов стандартом являются
49, 61 или 76 клавиш (встречаются варианты и на
73 клавиши) — этого обычно вполне достаточно (при этом «золотой серединой» считается вариант на
61 клавишу). А небольшие детские модели могут иметь и 32 клавиши.
Полифония
Полифония, поддерживаемая синтезатором, проще говоря — количество «голосов« (тон-генераторов), которое может одновременно звучать на нём.
Этот параметр часто описывают как количество нот, которое можно одновременно взять на клавиатуре. Однако это не совсем верно по той причине, что во многих тембрах одна нота может задействовать несколько тон-генераторов. В итоге, к примеру, для воспроизведения аккорда из 3 нот в тембре с 4 тон-генераторами на ноту потребуется полифония не менее чем в 3*4=12 голосов. Кроме того, автоаккомпанемент и встроенные композиции (см. соответствующие пункты) тоже используют тон-генераторы — соответственно, для эффективной работы с этими функциями требуется ещё больше голосов.
Минимальным значением для более-менее функционального современного синтезатора считается полифония на 32 голоса — да и то такой инструмент можно использовать в основном для первоначального обучения и несложных мелодий. Для более солидного применения желательно иметь хотя бы 50 – 60 голосов, а в профессиональных моделях (в частности, рабочих станциях, где приходится иметь дело с несколькими звуковыми дорожками сразу) встречаются модели с полифонией на 150 тон-генераторов и более.
В целом более продвинутый синтезатор, скорее всего, будет иметь более обширную полифонию, однако оценивать класс инструмента по данному параметру можно лишь весьма приблизительно — инструменты с одинаковым числом голосов могут сильно отличаться по уровню. Исключением из это...го правила являются разве что детские синтезаторы (см. «Тип»), поддерживающие до 20 голосов.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Пользовательские тембры
Количество слотов памяти под пользовательские тембры, предусмотренное в синтезаторе.
О тембрах в целом см. «Встроенные тембры» выше. Пользовательские же тембры — это настройки звука, не предусмотренные изначально в памяти синтезатора и создаваемые пользователем под свои предпочтения. Такая возможность незаменима в тех случаях, когда встроенный набор тембров не содержит необходимых вариантов. При этом возможности пользовательских тембров в разных моделях могут быть разными. Так, один инструмент позволяет лишь редактировать и дополнять имеющиеся тембры (например, добавить к бас-гитаре эффект «вау-вау» и сохранить такую связку как пользовательскую настройку), другой даёт возможность выставить параметры звука практически вручную, а третий позволяет даже подгружать тембры через USB (см. ниже).
Чем больше в синтезаторе пользовательских тембров — тем больше личных «инструментов» можно прописать в его памяти.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Пользовательские стили
Количество пользовательских стилей автоаккомпанемента, поддерживаемое синтезатором, проще говоря — количество дополнительных стилей, которое можно записать в память в дополнение к встроенным. Отметим, что стили могут иметь разный объём (в зависимости от количества используемых нот), поэтому данный параметр нередко оказывается не точным, а лишь усреднено-приблизительным.
Современные синтезаторы могут иметь довольно обширный набор встроенных стилей автоаккомпанемента (см. выше), однако даже в самом богатом наборе может не оказаться нужной мелодии. В свете этого многие модели позволяют дополнить штатный список пользовательскими мелодиями. Сами способы дополнения могут быть разными: в одних моделях эти мелодии нужно загружать с внешнего носителя, в других их можно даже составлять вручную. Тем не менее, наличие пользовательских стилей позволяет расширить ассортимент мелодий автоаккомпанемента, причём по желанию самого пользователя.
Входы
— mini-Jack (3.5 мм). Вход для линейного аналогового аудиосигнала, использующий разъем 3.5 мм mini-Jack. Сам по себе линейный вход используется для подключения к синтезатору внешнего аналогового аудиосигнала — например, со звуковой платы компьютера. Применение такого подключения может быть разным: воспроизведение аккомпанемента через встроенные динамики инструмента, коммутация сигнала на внешний усилитель с «подмешиванием» в него звука самого синтезатора, и т.п. А конкретно разъем 3.5 мм mini-Jack имеет небольшие размеры, он популярен в основном в портативной технике и недорогих стационарных устройствах — «серьезная» же аудиотехника обычно оснащается более надежными разъемами, вроде Jack (см. ниже). Как следствие, вход с данным типом разъема характерен в основном для синтезаторов начального уровня.
— Jack (6.35 мм). Вход для линейного аналогового аудиосигнала, использующий разъем 6.35 мм Jack. По назначению такой вход полностью аналогичен описанному выше входу с гнездом 3.5 мм mini-Jack, однако разъем Jack имеет более крупные размеры, обеспечивает более надёжное и качественное соединение и считается более подходящим для стационарной аудиотехники, особенно высококлассной. Поэтому в синтезаторах среднего и продвинутого уровня, как правило, используется именно данный тип линейного входа. При этом отметим, что штекер 3.5 мм можно подключить к гнезду 6.35 мм при помощи простейшего переходника.
— Цифровой. Вход для подключения к синт
...езатору аудиосигнала в цифровом виде. По назначению аналогичен описанным выше линейным интерфейсам, однако отличается как по формату сигнала, так и по типу разъема — чаще всего это коаксиальный интерфейс S/P-DIF, использующий разъем RCA, хотя возможны и другие варианты. Цифровые выходы довольно популярны как в профессиональной аудиоаппаратуре, так и в бытовой технике вроде ПК и даже телевизоров, так что такой вход может оказаться нелишним.
— MIDI. Изначально MIDI — формат цифровых сигналов, используемый в электронных музыкальных инструментах. Каждая нажатая на синтезаторе клавиша подает именно такой сигнал: он содержит данные о длительности, силе и скорости нажатия, а также номере ноты, и на основе управляющего сигнала (MIDI-события) «начинка» синтезатора генерирует нужный звук. Соответственно, вход MIDI позволяет синтезатору принимать MIDI-события с внешних электронных музыкальных устройств — других синтезаторов, MIDI-контроллеров и т.п. Такое подключение может пригодиться, к примеру, если во внешнем инструменте нет нужного тембра; кроме того, многие синтезаторы способны записывать принятые MIDI-сигналы. В некоторых случаях может пригодиться и возможность коммутации такого сигнала через MIDI thru (см. «Выходы»).
— USB (type A). Классический разъем USB, позволяющий подключать к синтезатору различные внешние устройства — прежде всего флешки и другие накопители, другая периферия поддерживается крайне редко. Возможности, доступные при работе с флешкой, зависят от общего функционала синтезатора и в разных моделях могут быть разными. Так, одни инструменты способны проигрывать с такого носителя музыку, играющую роль аккомпанемента для основной партии — это бывает удобнее, чем пользоваться автоаккомпанементом. Другие способны записывать музыку на флешку. Может также предусматриваться обновление набора тембров и/или стилей автоаккомпанемента (см. выше), обновление прошивки и т.п.
— Картридер. Разъем для чтения карт памяти, чаще всего SD: это универсальный формат, широко применяемый во многих типах современной электроники. Как и флешка, подключаемая по USB (см. выше), картридер может применяться с разными целями — чаще всего для воспроизведения музыкального сопровождения или записи музыки, однако встречаются и другие варианты (загрузка дополнительных тембров, обновление прошивки и т.п.).Комплектация
Дополнительные предметы, поставляемые в комплекте с синтезатором помимо самого инструмента.
— Пюпитр. Подставка для нотных записей, установленная таким образом, чтобы находящиеся на ней материалы постоянно пребывали перед глазами музыканта. В современных синтезаторах пюпитр может быть встроенным или съёмным.
— Педаль. Дополнительный орган управления в виде педали, которая может отвечать за самые разнообразные функции, в зависимости от модели синтезатора. Подробнее ооб этом см. «Подключаемые педали», здесь же отметим, что наличие педали в комплекте избавляет от необходимости искать и подбирать её отдельно.
— Блок питания. Блок питания для подключения синтезатора к сети. Сама возможность работы от розетки важна для большинства современных синтезаторов. Поэтому отсутствие блока питания в комплекте означает либо то, что он сделан внутренним, либо что перед нами простая и недорогая модель (обычно детская, см. «Тип»), рассчитанная в основном на работу от батареек и не укомплектованная БП или вообще не предусматривающая его подключения. Внешний блок питания удобен тем, что при работе от автономных источников питания его можно отсоединить, избавив инструмент от лишних проводов.
— Диск. Оптический диск (CD или DVD) с различными дополнительными материалами по синтезатору. Это могут быть инструкции и другая документация, драйвера для подключения к компьютеру, специализированное ПО для редактирования музыки на ПК и т.п.
— Ст...ойка. Собственная подставка для установки синтезатора на полу — обычно раскладная, в разложенном состоянии напоминающая по форме букву Х. При наличии такой подставки музыканту не придётся искать свободный стол, подоконник или другое подобное место для размещения инструмента — достаточно наличия свободного места на полу. Стойки для синтезаторов продаются и отдельно, однако купить такое приспособление вместе с инструментом нередко бывает удобнее, а то и дешевле.
— Микрофон. Микрофон может использоваться как для пения, так и для создания сэмплов на основе внешних звуков. Правда, стоит отметить, что микрофонами комплектуются обычно сравнительно недорогие синтезаторы для начинающих музыкантов — профессионалу удобнее самостоятельно подобрать дополнительное оборудование (в т.ч. и микрофон) под собственные потребности и предпочтения, не полагаясь на выбор производителя. Соответственно, и сами комплектные микрофоны обычно имеют довольно скромные характеристики.
Встроенная акустика
Номинальная мощность встроенной акустики синтезатора.
Этот показатель характеризует в первую очередь громкость, на которой могут звучать встроенные динамики инструмента. При этом не стоит забывать, что такие динамики в большинстве случаев предназначены скорее для индивидуального применения — чтобы музыка была слышна самому музыканту и людям в непосредственной близости к нему. При таком применении для нормальной слышимости не нужна высокая мощность; а если громкий звук всё же потребуется, можно подключить инструмент к внешней АС.
Поэтому обращать внимание на мощность
встроенной акустики имеет смысл в том случае, если синтезатор планируется использовать для более серьёзных задач, чем индивидуальное прослушивание, и если при этом внешняя акустика может быть не всегда доступна.