Механика
Тип механики, используемый в клавишах синтезатора.
— Пассивная. Простейший тип механики, когда каждая клавиша является, по сути, «выключателем» для своей ноты: она лишь включает и выключает звук, громкость же этого звука не зависит от силы и интенсивности нажатия. Пассивные клавиатуры обычно имеют невзвешенную, реже — полувзвешенную жёсткость (см. ниже). Их основным и, пожалуй, единственным достоинством является невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции. При этом возможности таких инструментов весьма скромны, и даже при обучении использовать их рекомендуется разве что на самых начальных этапах. Как следствие, пассивная механика используется исключительно в простейших синтезаторах бюджетного уровня, пригодных скорее на роль игрушки для развлечений, а не полноценного инструмента.
— Активная. Механика, обеспечивающая взаимосвязь между громкостью и силой нажатия: чем сильнее нажата клавиша, тем громче и резче будет звук. Чаще всего сочетается с полувзвешенной, изредка — невзвешенной жёсткостью (см. ниже). Такие клавиши уже дают возможность управлять динамикой каждой ноты: выбирать её громкость «на ходу», выделять акценты, использовать специальные приёмы и т.п. Эта возможность особенно важна при обучении, когда нужно тренироваться управлять усилием на каждом отдельном пальце.
Активная механика крайне рекомендуется даже для недорогого синтезатора, а для инструмента среднего уровня она
...является практически обязательной, равно как и для серьёзного обучения. При этом во многих моделях может предусматриваться регулировка чувствительности, а то и полное переключение в пассивный режим (например, для имитации некоторых инструментов).
— Молоточковая. Самая продвинутая разновидность механики. Как и активная, обеспечивает регулировку громкости в зависимости от силы нажатия, однако принципиально отличается по отклику: молоточковая механика применяется только во взвешенных клавиатурах (см. «Жёсткость»), и ощущения при игре на ней получаются приближёнными к игре на настоящем фортепиано. Степень приближения, правда, может быть разной — одни модели неотличимы по ощущениям от пианино, в других механика попроще. Однако в любом случае такие возможности обходятся недёшево, притом что реальная необходимость в «фортепианном» отклике имеется крайне редко. Как следствие, молоточковые клавиатуры встречаются в основном среди инструментов топового класса, преимущественно — рабочих станций (см. «Тип») с полноформатными клавиатурами на 88 клавиш.Подсветка
Наличие подсветки в конструкции клавиатуры.
Как правило, в данном случае подразумевается подсветка каждой отдельной клавиши. Эта функция не имеет особого значения для обычного музицирования, однако может быть весьма актуальна при обучении: инструмент может подсвечивать клавиши, на которые нужно нажать в данный момент, упрощая задачу для ученика. Собственно,
наличие подсветки чаще всего как раз является признаком наличия в инструменте режима обучения (см. ниже), хотя не всякий «обучающий» синтезатор имеет данную функцию.
Полифония
Полифония, поддерживаемая синтезатором, проще говоря — количество «голосов« (тон-генераторов), которое может одновременно звучать на нём.
Этот параметр часто описывают как количество нот, которое можно одновременно взять на клавиатуре. Однако это не совсем верно по той причине, что во многих тембрах одна нота может задействовать несколько тон-генераторов. В итоге, к примеру, для воспроизведения аккорда из 3 нот в тембре с 4 тон-генераторами на ноту потребуется полифония не менее чем в 3*4=12 голосов. Кроме того, автоаккомпанемент и встроенные композиции (см. соответствующие пункты) тоже используют тон-генераторы — соответственно, для эффективной работы с этими функциями требуется ещё больше голосов.
Минимальным значением для более-менее функционального современного синтезатора считается полифония на 32 голоса — да и то такой инструмент можно использовать в основном для первоначального обучения и несложных мелодий. Для более солидного применения желательно иметь хотя бы 50 – 60 голосов, а в профессиональных моделях (в частности, рабочих станциях, где приходится иметь дело с несколькими звуковыми дорожками сразу) встречаются модели с полифонией на 150 тон-генераторов и более.
В целом более продвинутый синтезатор, скорее всего, будет иметь более обширную полифонию, однако оценивать класс инструмента по данному параметру можно лишь весьма приблизительно — инструменты с одинаковым числом голосов могут сильно отличаться по уровню. Исключением из это...го правила являются разве что детские синтезаторы (см. «Тип»), поддерживающие до 20 голосов.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Изменение темпа
Диапазон, в котором можно изменять темп проигрываемой синтезатором программы — автоаккомпанемента, обучающей мелодии (см. выше), метронома (см. ниже), записанного сэмпла и т.п.
Темп измеряется по количеству ударов в минуту. Его изменение позволяет подстроить скорость синтезатора под особенности ситуации — например, слегка замедлить обучающую программу, если в изначальном темпе она тяжеловата для освоения. Чем шире диапазон регулировки темпа — тем больше возможностей по выбору у музыканта, особенно в области очень медленных и очень быстрых темпов.
Отметим, что традиционный диапазон музыкальных темпов охватывает значения от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в синтезаторах он может быть и более обширен — например, 30 – 255 уд/мин.
Метроном
Наличие встроенного метронома в конструкции синтезатора.
Метроном — прибор, выдающий резкие звуковые сигналы (удары) через определённые короткие промежутки времени, заданные пользователем. В музыке такой прибор используется прежде всего для поддержания заданного темпа. Метроном может пригодиться и начинающему музыканту, для развития чувства ритма, и профессионалу — например, при разучивании новой мелодии, особенно если её предстоит играть без аккомпанемента и поддерживать ритм нужно будет самостоятельно. Кроме того, звук метронома может использоваться и как эффект в музыкальных композициях.
Комплектация
Дополнительные предметы, поставляемые в комплекте с синтезатором помимо самого инструмента.
— Пюпитр. Подставка для нотных записей, установленная таким образом, чтобы находящиеся на ней материалы постоянно пребывали перед глазами музыканта. В современных синтезаторах пюпитр может быть встроенным или съёмным.
— Педаль. Дополнительный орган управления в виде педали, которая может отвечать за самые разнообразные функции, в зависимости от модели синтезатора. Подробнее ооб этом см. «Подключаемые педали», здесь же отметим, что наличие педали в комплекте избавляет от необходимости искать и подбирать её отдельно.
— Блок питания. Блок питания для подключения синтезатора к сети. Сама возможность работы от розетки важна для большинства современных синтезаторов. Поэтому отсутствие блока питания в комплекте означает либо то, что он сделан внутренним, либо что перед нами простая и недорогая модель (обычно детская, см. «Тип»), рассчитанная в основном на работу от батареек и не укомплектованная БП или вообще не предусматривающая его подключения. Внешний блок питания удобен тем, что при работе от автономных источников питания его можно отсоединить, избавив инструмент от лишних проводов.
— Диск. Оптический диск (CD или DVD) с различными дополнительными материалами по синтезатору. Это могут быть инструкции и другая документация, драйвера для подключения к компьютеру, специализированное ПО для редактирования музыки на ПК и т.п.
— Ст...ойка. Собственная подставка для установки синтезатора на полу — обычно раскладная, в разложенном состоянии напоминающая по форме букву Х. При наличии такой подставки музыканту не придётся искать свободный стол, подоконник или другое подобное место для размещения инструмента — достаточно наличия свободного места на полу. Стойки для синтезаторов продаются и отдельно, однако купить такое приспособление вместе с инструментом нередко бывает удобнее, а то и дешевле.
— Микрофон. Микрофон может использоваться как для пения, так и для создания сэмплов на основе внешних звуков. Правда, стоит отметить, что микрофонами комплектуются обычно сравнительно недорогие синтезаторы для начинающих музыкантов — профессионалу удобнее самостоятельно подобрать дополнительное оборудование (в т.ч. и микрофон) под собственные потребности и предпочтения, не полагаясь на выбор производителя. Соответственно, и сами комплектные микрофоны обычно имеют довольно скромные характеристики.
Потребляемая мощность
Номинальная мощность, потребляемая инструментом при работе. Современные синтезаторы, даже самые мощные и продвинутые вроде рабочих станций (см. «Тип»), потребляют весьма немного энергии — до 100 Вт, а чаще заметно меньше. Поэтому обращать внимание на этот параметр на практике приходится редко, в основном в довольно специфических ситуациях — например, при работе от автономного генератора, когда нужно учитывать всю подключённую к такому питанию нагрузку.