Схема звукоснимателей
Схема расположения звукоснимателей электрогитары. Буквы, используемые в данной схеме, обозначают типы звукоснимателей:
—
S — сингл (single). Однокатушечный звукосниматель, имеющий вид узкой полоски, нередко с рядом «кнопочек» (магнитов) по количеству струн. Такие модули обеспечивают чистое и звонкое звучание, хорошо подходящее для джаза, блюза и других аналогичных жанров. С другой стороны, насыщенность звука от синглов не очень высока, они плохо совместимы с дисторшном и другими аналогичными эффектами, из-за чего слабо подходят для «тяжелых» стилей музыки. Кроме того, такие звукосниматели подвержены воздействию внешних магнитных полей, которые могут ухудшить звук.
—
H — хамбакер (humbucker). Разновидность звукоснимателей, имеющая две катушки, изначально созданная для компенсации недостатков синглов — в частности, для снижения уровня помех от внешних магнитных наводок. Однако в итоге оказалось, что хамбакеры заметно отличаются по окраске звука: он получается менее выразительным, но более плотным и насыщенным, благодаря чему отлично подходит для игры «на перегрузе» (дисторшн, овердрайв и т.п.). Классический звукосниматель этого типа имеет две катушки, расположенные бок о бок, за счет чего он заметно шире сингла; а хамбакеры класса Standard вообще выглядят как два сингла, установленные вплотную друг к другу. Однако, помимо этого, встречаются и другие варианты конструкции — например, хамк
...анселлер, имеющий катушки «в два этажа» и по ширине сравнимый с синглом. Также отметим, что существуют хамбакеры, способные переключаться в режим сингла (подробнее см. «Отсечка катушки»).
— J. Подвид звукоcнимателей типа S с одной катушкой и дополнительным полюсом на каждую струну. Впервые эта разновидность появилась на легендарной бас-гитаре Fender Jazz Bass. Звукосниматели J обладают универсальным звучанием и подходят практически под любой стиль музыки.
— P. Звукосниматели P имеют по два намагниченных полюса на каждую струну, но у них есть уникальная особенность: они разрезаны пополам и намотаны в обратном направлении. Преимуществом такой намотки является эффект хамбакера (см. тип «H»). Широкая и длинная форма звукоснимателя P обеспечивает мощное и напористое звучание в таких жанрах как рок, металл, панк и т.п.
— P90. Особая разновидность однокатушечных синглов с более широкой, но укороченной шпулькой. Устанавливаются такие звукосниматели в области бриджа или грифа гитары. Их отличительной чертой является характерный «рок-н-рольный» звук с теплыми, мягкими и богатыми тембрами. Инструменты со звукоснимателями P90 часто используются в стилях альтернативного рока, блюза, инди и т.п.
Схема звукоснимателей описывает их типы, количество и взаимное расположение. В нашем каталоге используется обозначение по принципу «от бриджа к грифу»: например, схема H-S-S означает, что гитара оснащена одним хамбакером у самого бриджа и двумя синглами ближе к грифу.
Данный параметр определяет, прежде всего, общую окраску звука инструмента. Так, приведенный выше вариант H-S-S будет давать звук достаточно чистый и выразительный, но в то же время чуть более плотный и низкий, чем на чисто «сингловой» электрогитаре. Выпускается немало моделей, оснащаемых только одним типом звукоснимателей. При этом чем больше звукоснимателей — тем, как правило, глубже и насыщенней звук. Помимо всего этого, на звучание инструмента влияет немало других моментов, так что при выборе не стоит смотреть только на схему звукоснимателей.Переключатель звукоснимателей
Тип переключателя звукоснимателей, используемого в электрогитаре.
Этот переключатель отвечает за включение и отключение отдельных звукоснимателей, а также может управлять отсечкой катушек (см. выше). Соответственно, производитель выбирает его тип прежде всего в зависимости от количества звукоснимателей (см. «Схема звукоснимателей»). Так, 3-позиционные переключатели характерны в основном для моделей с двумя звукоснимателями — они обычно позволяют включать каждый из них по отдельности или использовать оба сразу. 5-позиционные регуляторы характерны для моделей с тремя звукоснимателями, имеющими корпуса типа stratocaster или superstrat (см. «Форма (вид)»). Отметим, что конкретные комбинации звукоснимателей, доступные в таких инструментах, могут быть разными, этот момент не помешает уточнить отдельно. Самый продвинутый вариант — 6-позиционный переключатель — встречается крайне редко, в основном в дорогих инструментах класса custom.
Отдельную разновидность переключателей представляют собой регуляторы баланса, применяемые в основном в бас-гитарах (см. «Тип»). Они отвечают не за отключение отдельных звукоснимателей (их обычно два), а за изменение их громкости относительно друг друга. Грубо говоря, это два регулятора громкости для отдельных звукоснимателей, объединённые в одной ручке (самих звукоснимателей, закономерно, в таких инструментах тоже два). По сути, управление балансом в данном случае обеспечивает ещё и плавное изменение тембра: звукосниматель около...бриджа лучше улавливает высокие частоты, звукосниматель около грифа — более низкие, соответственно и окраска звука меняется в зависимости от того, который из них звучит громче.
Форма (вид)
Общая форма корпуса электрогитары.
Цельному корпусу электрогитары можно придать практически любую форму; полые корпуса такой свободы не дают, однако и среди них варианты по форме могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, существуют определённые стандартные формы. Нередко эти формы названы в честь определённой «легендарной» модели гитары — например, «Les Paul» или «Stratocaster» (по одноимённым инструментам от Gibson и Fender соответственно). Описывать каждую стандартную форму нет смысла — проще найти иллюстрацию в нашем каталоге или в Интернете.
Основной, а нередко и единственный момент, на который влияет форма корпуса — это внешний вид гитары. Также от данного параметра до некоторой степени зависит удобство для музыканта — к примеру, одни модели позволяют играть сидя, опирая инструмент на ногу, для других такой способ подходит слабо или не подходит вообще. А вот влияют ли очертания корпуса на звучание электрогитары — вопрос спорный. Однозначная зависимость есть только в полуакустических моделях, а вот для цельных корпусов нет чёткого ответа на этот вопрос: некоторые музыканты утверждают о превосходстве одних форм над другими, но этот момент во многом субъективен. Кроме того, на качество звука сильно влияют другие параметры (типы и количество звукоснимателей, конструкция бриджа и т.п.).
Сейчас на рынке представлены гитары с такой формой корпуса:
Les Paul,
Superstrat,
Stratocaster,
Jazz Bass,
Precision Bass,
Telecaster,
PRS Santana,
Flying V,
SG, впрочем встречаться и совсем
нестандартные варианты.
Пикгард
Наличие защитной накладки (пикгарда) на корпусе гитары.
Такая накладка располагается на верхней деке, чаще всего выполняется из прочного пластика и заметно отличается по цвету, благодаря чему хорошо заметна. Её основное назначение — предохранять поверхность деки от ударов медиатора (например, при игре динамичным боем), которые могли бы повредить лаковую деревянную поверхность. Конкретная форма и размеры накладки могут быть разными, однако она в любом случае прикрывает как минимум поверхность ниже струн (если смотреть на гитару в рабочем положении), а иногда — под струнами и даже выше них.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).
Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев:
красное,
клен,
агатис,
ясень,
ольха.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.
Бридж
Тип бриджа, предусмотренного в конструкции гитары.
Под бриджем часто подразумевают деталь, используемую для закрепления струн на корпусе, однако это не совсем верно. Существует немало моделей, где бридж играет исключительно роль порожка (ограничивает длину мензуры), а струна закрепляется в отдельном приспособлении (стоп-баре) или даже в корпусе гитары, сквозным способом (см. ниже).
Все современные бриджи можно разделить на две основные категории. Первая —
фиксированные, в которых струны установлены неподвижно, а подтяжку во время игры можно выполнять только левой рукой на грифе. Они несколько ограничивают набор приёмов, доступный музыканту, зато недороги, компактны и не затрудняют настройку гитары. Вторая разновидность —
тремоло («машинки»), которые имеют рычаг под правой рукой гитариста, позволяют изменять натяжение всех струн сразу и добиваться интересных эффектов, недоступных при обычной подтяжке. Недостатки «машинок» противоположны достоинствам «фиксов»: тремоло-бриджи дороже, нередко — громоздки, при частом использовании могут быстро расстраивать инструмент, а настройка нередко оказывается довольно сложным делом, требующим специфических навыков и инструментов. Отметим, что тремоло-машинки используются только в электро- и полуакустических гитарах, бас-гитары оснащаются только фиксированными струнодержателями.
Основные типы бриджей,
...встречающиеся в современных электрогитарах, таковы:
— Фиксированный. Такое обозначение используется для всех фиксированных бриджей, не относящихся к описанным ниже популярным разновидностям.
— Hardtail (фиксированный). Отличительной чертой «хардтейлов» является металлическая пластина, играющая роль основания для прочей механики. Такая пластина устанавливается на верхней деке; она загнута кверху с дальней (от грифа) стороны, а сёдла для струн крепятся одновременно к основанию и к загнутой части. Крепление струн нередко делается сквозным. Данный тип бриджа позволяет индивидуально регулировать для каждой струны не только длину мензуры, но и высоту над грифом.
— Tune-o-Matic (фиксированный). Бридж в виде планки, на которой закреплены сёдла для струн. При этом струны могут крепиться к корпусу гитары (сквозным способом), к отдельному стоп-бару или в отверстиях на самом бридже (впрочем, последнее встречается редко). Tune-o-Matic позволяет отдельно регулировать мензуру для каждой струны, однако высота над грифом изменяется лишь за счёт изменения высоты и наклона планки (для этого на каждом конце планки предусматривается регулировочный винт).
— Тремоло. Тремоло-машинки, не относящиеся ни к одной из описанных ниже разновидностей; также этот вариант указывается в тех случаях, когда производитель по какой-то причине не уточнил конкретный тип «машинки». В данную категорию входят довольно разнообразные по конструкции и функционалу механизмы, так что особенности такого бриджа в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— Vintage Tremolo. Одна из первых разновидностей тремоло-машинок, разработка фирмы Fender. Внешне такое приспособление выглядит как описанный выше Hardtail, дополненный подвижным (поворотным) креплением и рычагом для регулировки натяжения; крепление струн — чаще всего сквозное. Стоит учитывать, что Vintage Tremolo предназначены прежде всего для понижения строя; повышать строй при помощи такой машинки можно лишь слегка, и то для этого потребуются определённые ухищрения. Ещё один недостаток заключается в том, что интенсивное использование рычага тремоло довольно быстро расстраивает гитару — особенно если музыкант пренебрёг правилами настройки, которые для Vintage Tremolo хотя и не сложны, но довольно специфичны. С другой стороны, и стоят «винтажи» недорого, а компенсировать упомянутый недостаток можно, к примеру, применением топ-лока. Классический «винтаж» крепится к корпусу шестью винтами, но есть и двухвинтовые версии — они проще и в то же время дольше держат строй при активном использовании.
— Wilkinson (тремоло). Дальнейшее развитие конструкции описанного выше Vintage Tremolo. Одним из ключевых отличий «вилкинсона» является то, что струны в нём держатся на самом бридже, а не на корпусе гитары. Благодаря этому бриджи этого типа намного лучше держат строй, чем оригинальные «винтажи». Кроме того, рычаг в таких «машинках» крепится без резьбы, благодаря чему вероятность появления люфта сводится к нулю. С другой стороны, стоят бриджи Wilkinson заметно дороже, а основной их функцией осталось понижение строя (хотя, опять же, при некоторых ухищрениях возможно и небольшое повышение).
— Bigsby (тремоло). Ещё один представитель «нестареющей классики», едва ли не первая система тремоло в мире. На сегодняшний день применяется в основном на гитарах в винтажном стиле; особенно хорошо подходит для полуакустических инструментов, т.к. крепится к торцу гитары, а не к тонкой верхней деке, и не создаёт высоких нагрузок на деку. Отличительной особенностью Bigsby является то, что в качестве стоп-бара, к которому крепятся струны, в таких машинках используется круглый стержень, вращающийся от движения рычага и изменяющий таким образом натяжение струн. Благодаря этому подобные бриджи имеют целый ряд достоинств: они могут работать и на понижение, и на повышение, легко настраиваются и хорошо держат строй и реагируют на малейшее движение рычага, позволяя музыканту очень точно управлять звуком. Кроме того, системы Bigsby имеют стильный внешний вид. С другой стороны, они довольно массивны и громоздки, стоят недёшево, а диапазон регулировки получается сравнительно небольшим (меньшим, чем у того же Floyd Rose).
— Floyd Rose (тремоло). Одна из наиболее популярных тремоло-систем, применяемых профессиональными музыкантами. По конструкции схоже с Vintage Tremolo, в частности, также крепится на двух болтах и имеет пружину, компенсирующую натяжение струн. Однако конструкция Floyd Rose позволяет изменять строй как в сторону понижения, так и в сторону повышения (усиливая натяжение), обеспечивая возможности, недоступные при использовании «винтажей» и аналогичных систем; а от Bigsby подобные машинки отличаются более широким диапазоном регулировки. Отметим, что в конструкцию инструментов с такими бриджами обычно входит топ-лок — приспособление, зажимающее струны на грифе у верхнего порожка. Благодаря этому «флойд-роузы» отлично держат строй при активной работе с рычагом. Всё это и обусловило популярность данных систем среди гитаристов. С другой стороны, настройка таких бриджей и уход за ними — дело весьма непростое, кропотливое и деликатное. Так, для установки струн и настройки может потребоваться целый набор ключей; при обрыве струны строй «плывёт», и замена испорченной струны неизбежно связана с перенастройкой всей гитары; мало того, строй может сбиться даже от неаккуратного перемещения инструмента или сильного удара ладонью при глушении струн. Поэтому машинки типа Floyd Rose рекомендуются в основном продвинутым гитаристам, имеющим опыт в обращении с электрогитарами. И даже профессиональные музыканты иногда предпочитают обращаться к мастеру, а не возиться с обслуживанием самостоятельно.
— Kahler (тремоло). Система, аналогичная Floyd Rose, однако не имеющая пружин и закрепляемая непосредственно на корпусе, обычно 4 винтами. Это позволяет несколько увеличить састейн (за счёт улучшенного контакта струн с корпусом). Остальные достоинства и недостатки в большинстве случаев те же, что и Floyd Rose. Впрочем, под брендом Kahler выпускаются и высококлассные решения, стоящие недёшево, однако имеющие усовершенствованную конструкцию и лишённые ряда недостатков — в частности, такие модели нечувствительны к изменению положения инструмента и резком глушению струн ладонью.
— Zero Resistance (тремоло). Ещё одна усовершенствованная версия описанного выше Floyd Rose, отличающаяся наличием блокиратора — приспособления, жёстко фиксирующего бридж. Благодаря этому строй не «плывёт» при обрыве струны, да и настройка гитары заметно упрощается по сравнению с оригинальным «флойд роузом». Недостаток ZR традиционен — высокая цена.
Стоит отметить, что вышеприведённый список включает не конкретные марки бриджей, а лишь их общие типы; в пределах одного типа могут встречаться модели, несколько различающиеся по конструкции и функционалу.Сквозное крепление струн
Наличие в электрогитаре системы сквозного крепления струн.
В классическом сквозном креплении роль стоп-бара играет сам корпус инструмента — в нём проделываются отверстия, в которых и закрепляются струны (со стороны бриджа). Достоинством такой конструкции является улучшенный контакт струн с корпусом, что позволяет добиться хорошего састейна. Впрочем, в тремоло-машинках (см. «Бридж») встречается и другая разновидность сквозных креплений — когда отверстия располагаются не на корпусе, а на бридже; в частности, именно этот вариант характерен для машинок Vintage Tremolo. В таких случаях само по себе сквозное крепление является лишь конструктивной особенностью бриджа, а контакт струн с корпусом зависит от особенностей крепления «машинки» на корпусе и может быть разным.
Количество ладов
Лад — это промежуток между порожками на грифе; каждый такой промежуток отвечает за свою ноту (интервал между ладами — полтона). Соответственно, чем больше ладов, тем больше нот можно взять на одной струне. Однако стоит учитывать, что ширина промежутков между порожками уменьшается по мере приближения к бриджу, и если ладов много, игра на высоких ладах может оказаться непростым делом, требующим очень высокой точности.
Самые популярные на сегодняшний день варианты —
22 или
24 лада, они встречаются в большинстве электрогитар всех типов. В басах встречается и меньшее количество (
20 ладов и
21 лад), т.к. расстояние между порожками на таких инструментах больше, и грифы, соответственно, при том же числе ладов получаются более длинными, чем у гитар.
В целом обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего профессиональным музыкантам, которым принципиально важно обширное «пространство для маневра».
Отдельную категорию представляют собой
безладовые инструменты, полностью лишённые порожков. Практически все они относятся к бас-гитарам; встречаются и электрогитары без ладов, однако очень редко. В таких инструментах роль порожка играет палец музыканта, прижимающий струну к грифу. Техника игры на безладовых гитарах заметно сложнее: во-первых, для извлечения чист
...ых нот необходимо очень точное расположение пальца; во-вторых, такая конструкция снижает громкость звука и длительность састейна, и для получения звука нужной громкости могут потребоваться специальные приёмы игры (а для басов — ещё и более тяжёлые струны). С другой стороны, отсутствие ладов даёт профессиональному музыканту ряд дополнительных возможностей. К примеру, на безладовом грифе можно делать очень плавные слайды, без ступенчатого перехода между нотами, а сам инструмент не привязан к стандартному 12-ступенному строю, что может весьма пригодиться в некоторых областях музыки (экспериментальной, восточной и т.п.). Также отметим, что безладовая бас-гитара и по звучанию, и по технике игры очень близка к классическому контрабасу, что особенно ценят любители джаза и других схожих стилей.Ширина у верхнего порожка
Ширина грифа электрогитары в районе верхнего порожка. Ближе к корпусу гриф может несколько расширяться, однако это не обязательно, да и угол расширения может быть разным. Поэтому основным размером считается именно ширина в районе верхнего порожка.
Данный параметр имеет двоякое значение. С одной стороны, широкий гриф неудобен для музыкантов с маленькими руками и короткими пальцами — доставать до дальних струн в таких случаях бывает затруднительно. С другой — большая ширина означает большее расстояние между отдельными струнами, что снижает вероятность задеть соседнюю струну при неточном нажатии и может облегчить игру (особенно если гитарист имеет крупные толстые пальцы). Впрочем, эти моменты не являются абсолютными, и удобство игры — дело весьма субъективное, зависящее от многих особенностей музыканта и используемой им техники. Также не стоит забывать, что грифы могут иметь разный профиль (см. выше), и инструменты с разным профилем грифа будут по-разному ощущаться в руках даже при одинаковой ширине у верхнего порожка. Поэтому самый надёжный метод выбора — опробовать грифы разного размера и профиля «вживую», определиться с оптимальным вариантом и выбирать на основе этого.
Наименьшая ширина грифа у верхнего порожка в современных электрогитарах составляет порядка 39 мм. Такой размер встречается в основном в бас-гитарах (см. «Тип»), имеющих 4 струны и заметно расширяющийся к корпусу гриф (благодаря чему сверху его можно сделать довольно узким, тем более что...при игре на басу ноты редко зажимаются у самого грифа). Электрогитары (включая полуакустические) несколько шире — от 41 мм, показатель в 43 – 48 мм считается средним, а в самых крупных инструментах гриф может иметь в ширину до 55 мм (впрочем, такие размеры характерны в основном для инструментов, имеющих более 6 струн).