Количество струн
Количество струн, предусмотренное в конструкции гитары. Смысл данного параметра зависит от типа инструмента (см. выше).
Наиболее распространённым на сегодняшний день является испанский (
шестиструнный) строй; соответственно, большинство электрогитар и полуакустических инструментов имеет именно 6 струн. Меньшее количество практически не встречается, а вот большее вполне может использоваться — выпускаются модели на
7 и даже на 8 струн. Как правило, они относятся к классу т.н. баритон-гитар, представляющему собой переходной вариант между обычной электрогитарой и басом. Основные 6 струн в «баритонах» настроены несколько ниже обычного, а в дополнение к ним установлены ещё одна или две басовых струны. В сочетании с увеличенной длиной мензуры это позволяет добиться более насыщенного и плотного звучания; оно особенно ценится исполнителями тяжёлых стилей музыки вроде death metal, хотя может применяться и в менее «экстремальных» жанрах.
Что же касается бас-гитар, то в них стандартное число струн —
4, а «расширенные» модели имеют
5, изредка —
6 струн. При этом, в отличие от гитар, дополнительные струны в басах предназначены не для понижения, а для повышения диапазона. Использовать дополнительные «повышенные» струны нередко бывает намного удобнее, че
...м зажимать высокие лады.Звукосниматели
Тип звукоснимателей, используемых в электрогитаре.
—
Пассивные. Пассивными называют звукосниматели, не использующие собственного электропитания. Такие устройства выдают слабый сигнал, поэтому гитары с пассивными звукоснимателями требуют внешнего предусилителя. С точки зрения звучания многие музыканты считают пассивные звукосниматели более «естественными» и динамичными, однако этот момент во многом субъективен. Однозначным же преимуществом данного варианта являются обширные возможности по экспериментированию с техникой звукоизвлечения. Кроме того, пассивные модули значительно проще и дешевле активных, к тому же не требуют собственных источников питания. С другой стороны, такие звукосниматели подвержены эффекту обратной связи, что может создать проблемы в некоторых ситуациях. Да и чувствительность к наводкам (и, соответственно, вероятность возникновения помех) у них существенно выше.
—
Активные. Звукосниматели, дополненные встроенными предусилителями для повышения уровня сигнала, подаваемого на выход инструмента. Благодаря дополнительному усилению многие модели имеют уменьшенное, по сравнению с пассивными, число витков в катушках, что снижает уровень помех и обеспечивает более чистый и сбалансированный по частотам сигнал. При этом активный модуль лучше сохраняет верхние частоты; это даёт эффект «яркости», «прозрачности» звука. Правда, встречается мнени
...е, что этот звук получается ненатуральным, однако этот момент, опять же, во многом субъективен. А вот из однозначных недостатков активных звукоснимателей можно отметить потребность в собственном источнике питания. Один из наиболее популярных вариантов для этого — батарейка 9 В, устанавливаемая в специальный отсек в корпусе гитары.Схема звукоснимателей
Схема расположения звукоснимателей электрогитары. Буквы, используемые в данной схеме, обозначают типы звукоснимателей:
—
S — сингл (single). Однокатушечный звукосниматель, имеющий вид узкой полоски, нередко с рядом «кнопочек» (магнитов) по количеству струн. Такие модули обеспечивают чистое и звонкое звучание, хорошо подходящее для джаза, блюза и других аналогичных жанров. С другой стороны, насыщенность звука от синглов не очень высока, они плохо совместимы с дисторшном и другими аналогичными эффектами, из-за чего слабо подходят для «тяжелых» стилей музыки. Кроме того, такие звукосниматели подвержены воздействию внешних магнитных полей, которые могут ухудшить звук.
—
H — хамбакер (humbucker). Разновидность звукоснимателей, имеющая две катушки, изначально созданная для компенсации недостатков синглов — в частности, для снижения уровня помех от внешних магнитных наводок. Однако в итоге оказалось, что хамбакеры заметно отличаются по окраске звука: он получается менее выразительным, но более плотным и насыщенным, благодаря чему отлично подходит для игры «на перегрузе» (дисторшн, овердрайв и т.п.). Классический звукосниматель этого типа имеет две катушки, расположенные бок о бок, за счет чего он заметно шире сингла; а хамбакеры класса Standard вообще выглядят как два сингла, установленные вплотную друг к другу. Однако, помимо этого, встречаются и другие варианты конструкции — например, хамк
...анселлер, имеющий катушки «в два этажа» и по ширине сравнимый с синглом. Также отметим, что существуют хамбакеры, способные переключаться в режим сингла (подробнее см. «Отсечка катушки»).
— J. Подвид звукоcнимателей типа S с одной катушкой и дополнительным полюсом на каждую струну. Впервые эта разновидность появилась на легендарной бас-гитаре Fender Jazz Bass. Звукосниматели J обладают универсальным звучанием и подходят практически под любой стиль музыки.
— P. Звукосниматели P имеют по два намагниченных полюса на каждую струну, но у них есть уникальная особенность: они разрезаны пополам и намотаны в обратном направлении. Преимуществом такой намотки является эффект хамбакера (см. тип «H»). Широкая и длинная форма звукоснимателя P обеспечивает мощное и напористое звучание в таких жанрах как рок, металл, панк и т.п.
— P90. Особая разновидность однокатушечных синглов с более широкой, но укороченной шпулькой. Устанавливаются такие звукосниматели в области бриджа или грифа гитары. Их отличительной чертой является характерный «рок-н-рольный» звук с теплыми, мягкими и богатыми тембрами. Инструменты со звукоснимателями P90 часто используются в стилях альтернативного рока, блюза, инди и т.п.
Схема звукоснимателей описывает их типы, количество и взаимное расположение. В нашем каталоге используется обозначение по принципу «от бриджа к грифу»: например, схема H-S-S означает, что гитара оснащена одним хамбакером у самого бриджа и двумя синглами ближе к грифу.
Данный параметр определяет, прежде всего, общую окраску звука инструмента. Так, приведенный выше вариант H-S-S будет давать звук достаточно чистый и выразительный, но в то же время чуть более плотный и низкий, чем на чисто «сингловой» электрогитаре. Выпускается немало моделей, оснащаемых только одним типом звукоснимателей. При этом чем больше звукоснимателей — тем, как правило, глубже и насыщенней звук. Помимо всего этого, на звучание инструмента влияет немало других моментов, так что при выборе не стоит смотреть только на схему звукоснимателей.Тип
Тип темброблока, используемого в конструкции электрогитары.
Темброблок — это «посредник» между звукоснимателем и выходом гитары: набор электронных схем, обеспечивающий передачу сигнала, а нередко — также его обработку (регулировку громкости, коррекцию частот, предварительное усиление и т.п.). В современных электрогитарах встречаются такие типы темброблоков:
— Пассивный. Пассивными называют темброблоки, не требующие при работе дополнительных источников питания. Как правило, такие модули имеют простейшую конструкцию и функционал, регулировки ограничиваются изменением громкости, а также коррекцией частот пассивным способом (путём «срезания» нужных частот). В то же время пассивные темброблоки просты, компактны, недороги и не зависят от батареек; а необходимые регулировки можно произвести и на внешнем оборудовании (в любом случае электрогитаре потребуется подключение к нему). Как следствие — большинство современных инструментов оснащается именно данной разновидностью темброблоков.
—
Активный. Ключевым отличием пассивного темброблока явлется то, что для работы ему требуется собственный источник питания. Чаще всего эту роль играет батарейка типа «Крона», установленная в специальном гнезде в корпусе электрогитары. Необходимость в питании обусловлена обилием дополнительных функций: активные темброблоки способны усиливать сигнал, поступающий со звукоснимателей, подавлять помехи и
...даже согласовывать сопротивление выхода инструмента со входом усилителя. Да и активный способ регулировки тембра является более продвинутым, чем пассивный, он позволяет точнее настраивать соотношение частот. С другой стороны, активные модули заметно дороже, а без батарейки темброблок превращается в набор бесполезных деталей. Впрочем, потребляют такие устройства сравнительно немного энергии, и одного элемента питания хватает на довольно долгий срок.
— Активный/пассивный. Темброблоки, сочетающие возможности двух описанных выше вариантов. При наличии питания такой модуль работает в активном режиме, а если питания нет — превращается в пассивный. Таким образом, музыкант может пользоваться всеми преимуществами активного темброблока и в то же время не переживать, что из-за севшей батарейки инструмент станет полностью бесполезным (хотя, разумеется, в пассивном режиме функционал темброблока получается не столь обширным). В то же время комбинированные модули довольно сложны и дороги, а реальная потребность в подобной универсальности возникает довольно редко. Поэтому и особого распространения данный вариант не получил.Переключатель звукоснимателей
Тип переключателя звукоснимателей, используемого в электрогитаре.
Этот переключатель отвечает за включение и отключение отдельных звукоснимателей, а также может управлять отсечкой катушек (см. выше). Соответственно, производитель выбирает его тип прежде всего в зависимости от количества звукоснимателей (см. «Схема звукоснимателей»). Так, 3-позиционные переключатели характерны в основном для моделей с двумя звукоснимателями — они обычно позволяют включать каждый из них по отдельности или использовать оба сразу. 5-позиционные регуляторы характерны для моделей с тремя звукоснимателями, имеющими корпуса типа stratocaster или superstrat (см. «Форма (вид)»). Отметим, что конкретные комбинации звукоснимателей, доступные в таких инструментах, могут быть разными, этот момент не помешает уточнить отдельно. Самый продвинутый вариант — 6-позиционный переключатель — встречается крайне редко, в основном в дорогих инструментах класса custom.
Отдельную разновидность переключателей представляют собой регуляторы баланса, применяемые в основном в бас-гитарах (см. «Тип»). Они отвечают не за отключение отдельных звукоснимателей (их обычно два), а за изменение их громкости относительно друг друга. Грубо говоря, это два регулятора громкости для отдельных звукоснимателей, объединённые в одной ручке (самих звукоснимателей, закономерно, в таких инструментах тоже два). По сути, управление балансом в данном случае обеспечивает ещё и плавное изменение тембра: звукосниматель около...бриджа лучше улавливает высокие частоты, звукосниматель около грифа — более низкие, соответственно и окраска звука меняется в зависимости от того, который из них звучит громче.
Форма (вид)
Общая форма корпуса электрогитары.
Цельному корпусу электрогитары можно придать практически любую форму; полые корпуса такой свободы не дают, однако и среди них варианты по форме могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, существуют определённые стандартные формы. Нередко эти формы названы в честь определённой «легендарной» модели гитары — например, «Les Paul» или «Stratocaster» (по одноимённым инструментам от Gibson и Fender соответственно). Описывать каждую стандартную форму нет смысла — проще найти иллюстрацию в нашем каталоге или в Интернете.
Основной, а нередко и единственный момент, на который влияет форма корпуса — это внешний вид гитары. Также от данного параметра до некоторой степени зависит удобство для музыканта — к примеру, одни модели позволяют играть сидя, опирая инструмент на ногу, для других такой способ подходит слабо или не подходит вообще. А вот влияют ли очертания корпуса на звучание электрогитары — вопрос спорный. Однозначная зависимость есть только в полуакустических моделях, а вот для цельных корпусов нет чёткого ответа на этот вопрос: некоторые музыканты утверждают о превосходстве одних форм над другими, но этот момент во многом субъективен. Кроме того, на качество звука сильно влияют другие параметры (типы и количество звукоснимателей, конструкция бриджа и т.п.).
Сейчас на рынке представлены гитары с такой формой корпуса:
Les Paul,
Superstrat,
Stratocaster,
Jazz Bass,
Precision Bass,
Telecaster,
PRS Santana,
Flying V,
SG, впрочем встречаться и совсем
нестандартные варианты.
Пикгард
Наличие защитной накладки (пикгарда) на корпусе гитары.
Такая накладка располагается на верхней деке, чаще всего выполняется из прочного пластика и заметно отличается по цвету, благодаря чему хорошо заметна. Её основное назначение — предохранять поверхность деки от ударов медиатора (например, при игре динамичным боем), которые могли бы повредить лаковую деревянную поверхность. Конкретная форма и размеры накладки могут быть разными, однако она в любом случае прикрывает как минимум поверхность ниже струн (если смотреть на гитару в рабочем положении), а иногда — под струнами и даже выше них.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).
Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев:
красное,
клен,
агатис,
ясень,
ольха.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.
Бридж
Тип бриджа, предусмотренного в конструкции гитары.
Под бриджем часто подразумевают деталь, используемую для закрепления струн на корпусе, однако это не совсем верно. Существует немало моделей, где бридж играет исключительно роль порожка (ограничивает длину мензуры), а струна закрепляется в отдельном приспособлении (стоп-баре) или даже в корпусе гитары, сквозным способом (см. ниже).
Все современные бриджи можно разделить на две основные категории. Первая —
фиксированные, в которых струны установлены неподвижно, а подтяжку во время игры можно выполнять только левой рукой на грифе. Они несколько ограничивают набор приёмов, доступный музыканту, зато недороги, компактны и не затрудняют настройку гитары. Вторая разновидность —
тремоло («машинки»), которые имеют рычаг под правой рукой гитариста, позволяют изменять натяжение всех струн сразу и добиваться интересных эффектов, недоступных при обычной подтяжке. Недостатки «машинок» противоположны достоинствам «фиксов»: тремоло-бриджи дороже, нередко — громоздки, при частом использовании могут быстро расстраивать инструмент, а настройка нередко оказывается довольно сложным делом, требующим специфических навыков и инструментов. Отметим, что тремоло-машинки используются только в электро- и полуакустических гитарах, бас-гитары оснащаются только фиксированными струнодержателями.
Основные типы бриджей,
...встречающиеся в современных электрогитарах, таковы:
— Фиксированный. Такое обозначение используется для всех фиксированных бриджей, не относящихся к описанным ниже популярным разновидностям.
— Hardtail (фиксированный). Отличительной чертой «хардтейлов» является металлическая пластина, играющая роль основания для прочей механики. Такая пластина устанавливается на верхней деке; она загнута кверху с дальней (от грифа) стороны, а сёдла для струн крепятся одновременно к основанию и к загнутой части. Крепление струн нередко делается сквозным. Данный тип бриджа позволяет индивидуально регулировать для каждой струны не только длину мензуры, но и высоту над грифом.
— Tune-o-Matic (фиксированный). Бридж в виде планки, на которой закреплены сёдла для струн. При этом струны могут крепиться к корпусу гитары (сквозным способом), к отдельному стоп-бару или в отверстиях на самом бридже (впрочем, последнее встречается редко). Tune-o-Matic позволяет отдельно регулировать мензуру для каждой струны, однако высота над грифом изменяется лишь за счёт изменения высоты и наклона планки (для этого на каждом конце планки предусматривается регулировочный винт).
— Тремоло. Тремоло-машинки, не относящиеся ни к одной из описанных ниже разновидностей; также этот вариант указывается в тех случаях, когда производитель по какой-то причине не уточнил конкретный тип «машинки». В данную категорию входят довольно разнообразные по конструкции и функционалу механизмы, так что особенности такого бриджа в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— Vintage Tremolo. Одна из первых разновидностей тремоло-машинок, разработка фирмы Fender. Внешне такое приспособление выглядит как описанный выше Hardtail, дополненный подвижным (поворотным) креплением и рычагом для регулировки натяжения; крепление струн — чаще всего сквозное. Стоит учитывать, что Vintage Tremolo предназначены прежде всего для понижения строя; повышать строй при помощи такой машинки можно лишь слегка, и то для этого потребуются определённые ухищрения. Ещё один недостаток заключается в том, что интенсивное использование рычага тремоло довольно быстро расстраивает гитару — особенно если музыкант пренебрёг правилами настройки, которые для Vintage Tremolo хотя и не сложны, но довольно специфичны. С другой стороны, и стоят «винтажи» недорого, а компенсировать упомянутый недостаток можно, к примеру, применением топ-лока. Классический «винтаж» крепится к корпусу шестью винтами, но есть и двухвинтовые версии — они проще и в то же время дольше держат строй при активном использовании.
— Wilkinson (тремоло). Дальнейшее развитие конструкции описанного выше Vintage Tremolo. Одним из ключевых отличий «вилкинсона» является то, что струны в нём держатся на самом бридже, а не на корпусе гитары. Благодаря этому бриджи этого типа намного лучше держат строй, чем оригинальные «винтажи». Кроме того, рычаг в таких «машинках» крепится без резьбы, благодаря чему вероятность появления люфта сводится к нулю. С другой стороны, стоят бриджи Wilkinson заметно дороже, а основной их функцией осталось понижение строя (хотя, опять же, при некоторых ухищрениях возможно и небольшое повышение).
— Bigsby (тремоло). Ещё один представитель «нестареющей классики», едва ли не первая система тремоло в мире. На сегодняшний день применяется в основном на гитарах в винтажном стиле; особенно хорошо подходит для полуакустических инструментов, т.к. крепится к торцу гитары, а не к тонкой верхней деке, и не создаёт высоких нагрузок на деку. Отличительной особенностью Bigsby является то, что в качестве стоп-бара, к которому крепятся струны, в таких машинках используется круглый стержень, вращающийся от движения рычага и изменяющий таким образом натяжение струн. Благодаря этому подобные бриджи имеют целый ряд достоинств: они могут работать и на понижение, и на повышение, легко настраиваются и хорошо держат строй и реагируют на малейшее движение рычага, позволяя музыканту очень точно управлять звуком. Кроме того, системы Bigsby имеют стильный внешний вид. С другой стороны, они довольно массивны и громоздки, стоят недёшево, а диапазон регулировки получается сравнительно небольшим (меньшим, чем у того же Floyd Rose).
— Floyd Rose (тремоло). Одна из наиболее популярных тремоло-систем, применяемых профессиональными музыкантами. По конструкции схоже с Vintage Tremolo, в частности, также крепится на двух болтах и имеет пружину, компенсирующую натяжение струн. Однако конструкция Floyd Rose позволяет изменять строй как в сторону понижения, так и в сторону повышения (усиливая натяжение), обеспечивая возможности, недоступные при использовании «винтажей» и аналогичных систем; а от Bigsby подобные машинки отличаются более широким диапазоном регулировки. Отметим, что в конструкцию инструментов с такими бриджами обычно входит топ-лок — приспособление, зажимающее струны на грифе у верхнего порожка. Благодаря этому «флойд-роузы» отлично держат строй при активной работе с рычагом. Всё это и обусловило популярность данных систем среди гитаристов. С другой стороны, настройка таких бриджей и уход за ними — дело весьма непростое, кропотливое и деликатное. Так, для установки струн и настройки может потребоваться целый набор ключей; при обрыве струны строй «плывёт», и замена испорченной струны неизбежно связана с перенастройкой всей гитары; мало того, строй может сбиться даже от неаккуратного перемещения инструмента или сильного удара ладонью при глушении струн. Поэтому машинки типа Floyd Rose рекомендуются в основном продвинутым гитаристам, имеющим опыт в обращении с электрогитарами. И даже профессиональные музыканты иногда предпочитают обращаться к мастеру, а не возиться с обслуживанием самостоятельно.
— Kahler (тремоло). Система, аналогичная Floyd Rose, однако не имеющая пружин и закрепляемая непосредственно на корпусе, обычно 4 винтами. Это позволяет несколько увеличить састейн (за счёт улучшенного контакта струн с корпусом). Остальные достоинства и недостатки в большинстве случаев те же, что и Floyd Rose. Впрочем, под брендом Kahler выпускаются и высококлассные решения, стоящие недёшево, однако имеющие усовершенствованную конструкцию и лишённые ряда недостатков — в частности, такие модели нечувствительны к изменению положения инструмента и резком глушению струн ладонью.
— Zero Resistance (тремоло). Ещё одна усовершенствованная версия описанного выше Floyd Rose, отличающаяся наличием блокиратора — приспособления, жёстко фиксирующего бридж. Благодаря этому строй не «плывёт» при обрыве струны, да и настройка гитары заметно упрощается по сравнению с оригинальным «флойд роузом». Недостаток ZR традиционен — высокая цена.
Стоит отметить, что вышеприведённый список включает не конкретные марки бриджей, а лишь их общие типы; в пределах одного типа могут встречаться модели, несколько различающиеся по конструкции и функционалу.