Отсечка катушки
Возможность
отключения одной из катушек в звукоснимателе типа «хамбакер».
Звукосниматели с данной функцией, по сути, являются универсальными модулями, способными работать как в режиме хамбакера, так и в режиме сингла. Подробнее о том и другом см. «Схема звукоснимателей». А возможность переключения между этими режимами позволяет музыканту менять окраску звука, не прибегая к внешним примочкам или смене инструмента. Например, для динамичной композиции с насыщенным перегрузом удобнее использовать хамбакер в классическом виде, а для медленной лирической мелодии достаточно передвинуть переключатель — и можно пользоваться всеми преимуществами сингла.
Форма (вид)
Общая форма корпуса электрогитары.
Цельному корпусу электрогитары можно придать практически любую форму; полые корпуса такой свободы не дают, однако и среди них варианты по форме могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, существуют определённые стандартные формы. Нередко эти формы названы в честь определённой «легендарной» модели гитары — например, «Les Paul» или «Stratocaster» (по одноимённым инструментам от Gibson и Fender соответственно). Описывать каждую стандартную форму нет смысла — проще найти иллюстрацию в нашем каталоге или в Интернете.
Основной, а нередко и единственный момент, на который влияет форма корпуса — это внешний вид гитары. Также от данного параметра до некоторой степени зависит удобство для музыканта — к примеру, одни модели позволяют играть сидя, опирая инструмент на ногу, для других такой способ подходит слабо или не подходит вообще. А вот влияют ли очертания корпуса на звучание электрогитары — вопрос спорный. Однозначная зависимость есть только в полуакустических моделях, а вот для цельных корпусов нет чёткого ответа на этот вопрос: некоторые музыканты утверждают о превосходстве одних форм над другими, но этот момент во многом субъективен. Кроме того, на качество звука сильно влияют другие параметры (типы и количество звукоснимателей, конструкция бриджа и т.п.).
Сейчас на рынке представлены гитары с такой формой корпуса:
Les Paul,
Superstrat,
Stratocaster,
Jazz Bass,
Precision Bass,
Telecaster,
PRS Santana,
Flying V,
SG, впрочем встречаться и совсем
нестандартные варианты.
Вырез (cutaway)
Тип выреза, предусмотренного в конструкции корпуса гитары.
Вырез располагается в месте крепления грифа к корпусу и может быть
одинарным либо
двойным. Одинарный вырез при стандартном удержании гитары находится снизу, под грифом. Он предназначен для того, чтобы музыкант мог комфортно использовать более высокие (близкие к бриджу) лады, чтобы корпус при этом не мешал левой руке (или правой, в инструменте для левши). В моделях с двойным вырезом выемка имеется и над грифом, она может быть меньше нижней. Верхний вырез предусматривается в основном в эстетических целях, для придания инструменту характерного внешнего вида, однако он может пригодиться и на практике — например, если музыкант использует для зажатия ладов большой палец.
Отметим, что некоторые варианты формы корпуса вообще не предусматривают вырезов — это попросту не требуется. В качестве примера можно привести гитары с корпусом типа Flying B («ласточкин хвост»).
Топ корпуса
Материал, из которого выполнена крышка деки — дополнительная накладка на верхнюю деку, играющая прежде всего декоративную роль и придающая инструменту приятный внешний вид. Не стоит путать такую крышку с защитной накладкой (о ней см. выше). А в полуакустических инструментах с полым корпусом (см. «Тип») в данном пункте может указываться материал верхней деки, отдельная крышка как таковая при этом может и отсутствовать.
В целом значение данного параметра аналогично материалу корпуса (см. выше) — с поправкой на то, что крышка деки напрямую определяет ещё и внешний вид электрогитары, а в полуакустических моделях влияет на звук сильнее, чем весь остальной корпус. Впрочем, основным критерием при выборе по данному параметру вполне могут быть эстетические предпочтения музыканта.
Ширина у верхнего порожка
Ширина грифа электрогитары в районе верхнего порожка. Ближе к корпусу гриф может несколько расширяться, однако это не обязательно, да и угол расширения может быть разным. Поэтому основным размером считается именно ширина в районе верхнего порожка.
Данный параметр имеет двоякое значение. С одной стороны, широкий гриф неудобен для музыкантов с маленькими руками и короткими пальцами — доставать до дальних струн в таких случаях бывает затруднительно. С другой — большая ширина означает большее расстояние между отдельными струнами, что снижает вероятность задеть соседнюю струну при неточном нажатии и может облегчить игру (особенно если гитарист имеет крупные толстые пальцы). Впрочем, эти моменты не являются абсолютными, и удобство игры — дело весьма субъективное, зависящее от многих особенностей музыканта и используемой им техники. Также не стоит забывать, что грифы могут иметь разный профиль (см. выше), и инструменты с разным профилем грифа будут по-разному ощущаться в руках даже при одинаковой ширине у верхнего порожка. Поэтому самый надёжный метод выбора — опробовать грифы разного размера и профиля «вживую», определиться с оптимальным вариантом и выбирать на основе этого.
Наименьшая ширина грифа у верхнего порожка в современных электрогитарах составляет порядка 39 мм. Такой размер встречается в основном в бас-гитарах (см. «Тип»), имеющих 4 струны и заметно расширяющийся к корпусу гриф (благодаря чему сверху его можно сделать довольно узким, тем более что...при игре на басу ноты редко зажимаются у самого грифа). Электрогитары (включая полуакустические) несколько шире — от 41 мм, показатель в 43 – 48 мм считается средним, а в самых крупных инструментах гриф может иметь в ширину до 55 мм (впрочем, такие размеры характерны в основном для инструментов, имеющих более 6 струн).