Звукосниматели
Тип звукоснимателей, используемых в электрогитаре.
—
Пассивные. Пассивными называют звукосниматели, не использующие собственного электропитания. Такие устройства выдают слабый сигнал, поэтому гитары с пассивными звукоснимателями требуют внешнего предусилителя. С точки зрения звучания многие музыканты считают пассивные звукосниматели более «естественными» и динамичными, однако этот момент во многом субъективен. Однозначным же преимуществом данного варианта являются обширные возможности по экспериментированию с техникой звукоизвлечения. Кроме того, пассивные модули значительно проще и дешевле активных, к тому же не требуют собственных источников питания. С другой стороны, такие звукосниматели подвержены эффекту обратной связи, что может создать проблемы в некоторых ситуациях. Да и чувствительность к наводкам (и, соответственно, вероятность возникновения помех) у них существенно выше.
—
Активные. Звукосниматели, дополненные встроенными предусилителями для повышения уровня сигнала, подаваемого на выход инструмента. Благодаря дополнительному усилению многие модели имеют уменьшенное, по сравнению с пассивными, число витков в катушках, что снижает уровень помех и обеспечивает более чистый и сбалансированный по частотам сигнал. При этом активный модуль лучше сохраняет верхние частоты; это даёт эффект «яркости», «прозрачности» звука. Правда, встречается мнени
...е, что этот звук получается ненатуральным, однако этот момент, опять же, во многом субъективен. А вот из однозначных недостатков активных звукоснимателей можно отметить потребность в собственном источнике питания. Один из наиболее популярных вариантов для этого — батарейка 9 В, устанавливаемая в специальный отсек в корпусе гитары.Тип
Тип темброблока, используемого в конструкции электрогитары.
Темброблок — это «посредник» между звукоснимателем и выходом гитары: набор электронных схем, обеспечивающий передачу сигнала, а нередко — также его обработку (регулировку громкости, коррекцию частот, предварительное усиление и т.п.). В современных электрогитарах встречаются такие типы темброблоков:
— Пассивный. Пассивными называют темброблоки, не требующие при работе дополнительных источников питания. Как правило, такие модули имеют простейшую конструкцию и функционал, регулировки ограничиваются изменением громкости, а также коррекцией частот пассивным способом (путём «срезания» нужных частот). В то же время пассивные темброблоки просты, компактны, недороги и не зависят от батареек; а необходимые регулировки можно произвести и на внешнем оборудовании (в любом случае электрогитаре потребуется подключение к нему). Как следствие — большинство современных инструментов оснащается именно данной разновидностью темброблоков.
—
Активный. Ключевым отличием пассивного темброблока явлется то, что для работы ему требуется собственный источник питания. Чаще всего эту роль играет батарейка типа «Крона», установленная в специальном гнезде в корпусе электрогитары. Необходимость в питании обусловлена обилием дополнительных функций: активные темброблоки способны усиливать сигнал, поступающий со звукоснимателей, подавлять помехи и
...даже согласовывать сопротивление выхода инструмента со входом усилителя. Да и активный способ регулировки тембра является более продвинутым, чем пассивный, он позволяет точнее настраивать соотношение частот. С другой стороны, активные модули заметно дороже, а без батарейки темброблок превращается в набор бесполезных деталей. Впрочем, потребляют такие устройства сравнительно немного энергии, и одного элемента питания хватает на довольно долгий срок.
— Активный/пассивный. Темброблоки, сочетающие возможности двух описанных выше вариантов. При наличии питания такой модуль работает в активном режиме, а если питания нет — превращается в пассивный. Таким образом, музыкант может пользоваться всеми преимуществами активного темброблока и в то же время не переживать, что из-за севшей батарейки инструмент станет полностью бесполезным (хотя, разумеется, в пассивном режиме функционал темброблока получается не столь обширным). В то же время комбинированные модули довольно сложны и дороги, а реальная потребность в подобной универсальности возникает довольно редко. Поэтому и особого распространения данный вариант не получил.Радиус накладки
Радиус кривизны накладки, установленной на грифе электрогитары.
Накладка располагается непосредственно под струнами, именно к ней музыкант прижимает струны при игре. Если посмотреть на гриф в поперечном разрезе, его верхняя часть с накладкой будет иметь форму дуги; радиус этой дуги и подразумевается в данном случае. Чем меньше радиус — тем более выпуклой будет эта дуга, и наоборот, большой радиус будет соответствовать практически плоской поверхности.
В целом считается, что меньший радиус накладки лучше подходит для игры аккордами, а более ровная, плоская поверхность упрощает исполнение техничных пассажей с обилием специальных приёмов вроде подтяжек (бэндов). Средним и, можно сказать, классическим значением диаметра является 12", это самый популярный вариант среди современных электрогитар. Наименьший показатель — чуть более 7", он встречается в некоторых гитарах с корпусами типа Stratocaster (как в оригинальных инструментах от Fender, так и в копиях). А наиболее плоские накладки имеют диаметр в 20" и более.
Отметим, что нередко встречаются инструменты с переменным радиусом накладки — меньшим у головки грифа (где чаще играют аккордами) и большим у корпуса (где играют соло по нотам). В таких случаях указывается радиус у верхнего порожка.