Регуляторы громкости
Количество регуляторов громкости, предусмотренное в электрогитаре.
Если регулятор всего один — это означает, что музыкант может регулировать лишь общую громкость инструмента. Однако встречаются модели, имеющие несколько ручек управления громкостью — обычно их не меньше, чем звукоснимателей (2 или 3), что позволяет отдельно регулировать громкость каждого звукоснимателя. А поскольку особенности звучания зависят от типа используемого звукоснимателя (см. «Схема звукоснимателей») и даже его расположения, то, изменяя взаимную громкость отдельных звукоснимателей, можно добиваться разной окраски звучания. При этом в конструкции может предусматриваться и общий регулятор громкости, позволяющий регулировать её классическим способом и не возиться с настройками каждого звукоснимателя.
Регуляторы тембра
Количество регуляторов тембра, предусмотренное в конструкции электрогитары.
Один регулятор тембра отвечает за звук электрогитары в целом; а вот если таких ручек несколько, они могут иметь разные форматы работы. Так, каждая ручка может отвечать либо за свой звукосниматель, либо за отдельную полосу частот. Во втором случае набор ручек играет роль эквалайзера, позволяющего настраивать звук за счёт изменения громкости низких и высоких (иногда ещё отдельно средних) частот.
В любом случае наличие нескольких регуляторов тембра расширяет возможности по изменению окраски звука средствами самой гитары, без применения дополнительного оборудования.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).
Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев:
красное,
клен,
агатис,
ясень,
ольха.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.
Ширина у верхнего порожка
Ширина грифа электрогитары в районе верхнего порожка. Ближе к корпусу гриф может несколько расширяться, однако это не обязательно, да и угол расширения может быть разным. Поэтому основным размером считается именно ширина в районе верхнего порожка.
Данный параметр имеет двоякое значение. С одной стороны, широкий гриф неудобен для музыкантов с маленькими руками и короткими пальцами — доставать до дальних струн в таких случаях бывает затруднительно. С другой — большая ширина означает большее расстояние между отдельными струнами, что снижает вероятность задеть соседнюю струну при неточном нажатии и может облегчить игру (особенно если гитарист имеет крупные толстые пальцы). Впрочем, эти моменты не являются абсолютными, и удобство игры — дело весьма субъективное, зависящее от многих особенностей музыканта и используемой им техники. Также не стоит забывать, что грифы могут иметь разный профиль (см. выше), и инструменты с разным профилем грифа будут по-разному ощущаться в руках даже при одинаковой ширине у верхнего порожка. Поэтому самый надёжный метод выбора — опробовать грифы разного размера и профиля «вживую», определиться с оптимальным вариантом и выбирать на основе этого.
Наименьшая ширина грифа у верхнего порожка в современных электрогитарах составляет порядка 39 мм. Такой размер встречается в основном в бас-гитарах (см. «Тип»), имеющих 4 струны и заметно расширяющийся к корпусу гриф (благодаря чему сверху его можно сделать довольно узким, тем более что...при игре на басу ноты редко зажимаются у самого грифа). Электрогитары (включая полуакустические) несколько шире — от 41 мм, показатель в 43 – 48 мм считается средним, а в самых крупных инструментах гриф может иметь в ширину до 55 мм (впрочем, такие размеры характерны в основном для инструментов, имеющих более 6 струн).
Накладка грифа
Материал, из которого выполнена накладка грифа электрогитары.
Накладка грифа устанавливается под струнами, там, куда струны прижимаются при игре. Необходимость применения накладок связано с тем, что породы древесины, из которых делается сам гриф, нередко бывают недостаточно твёрдыми, и от постоянного контакта со струнами на их поверхности могли бы возникать вмятины. Соответственно, накладки выполняются из более твёрдого материала, сохраняющего форму поверхности даже после многократного прижатия струн. В качестве такого материала могут использоваться как особые породы древесины (
черное дерево,
палисандр), так и высококачественные феноловые полимеры.
В целом же качество накладки обычно вполне соответствует ценовой категории инструмента, останавливаться же на подробных характеристиках каждого материала навряд ли имеет смысл (они не настолько критичны для нормального использования электрогитары). Отметим только, что материал накладки напрямую влияет ещё и на внешний вид инструмента.