Тип
—
Вертикальный (бутылочный). В соответствии с названием, такие домкраты имеют вертикальную компоновку и внешне напоминают бутылку. В большинстве подобных моделей используется гидравлический механизм подъёма (см. ниже); это обеспечивает высокий КПД и позволяет добиться внушительной грузоподъёмности — до 100 т. Кроме того, из достоинств стоит отметить плавность движения и точность фиксации на нужной высоте. С другой стороны, гидравлические бутылочные домкраты имеют сложности в транспортировке, т.к. во избежание утечек должны всегда пребывать в вертикальном положении. Механические модели данного типа встречаются относительно редко. Стоит учитывать, что все вертикальные домкраты имеют большую высоту подхвата, из-за чего слабо подходят для техники с малым дорожным просветом.
—
Винтовой (ромбовидный). Одно из наиболее простых и популярных решений, именно такими домкратами укомплектовано подавляющее большинство современных легковушек. Основой конструкции является ромбовидная рамка, высота которой изменяется за счёт вращения винта. Главные достоинства данного типа — простота в конструкции и использовании, компактность и невысокая стоимость. С другой стороны, применение винтовых моделей легковушками и ограничивается: максимальная грузоподъёмность даже в самых солидных моделях не превышает 2 т, да и КПД невысок — а значит, на подъём придётся тратить много сил.
—
Зацепной.... Такие домкраты по конструкции и принципу работы аналогичны бутылочным (см. выше), однако отличаются наличием бокового зацепа, расположенного на небольшой высоте. За счёт этого они незаменимы при работе в тесных условиях, для которых классический бутылочный домкрат непригоден (например, если нужно поднять тяжёлую машину с малым клиренсом). При этом многие зацепные домкраты оснащаются ещё и верхними площадками и могут использоваться аналогично бутылочным (правда, высота подъёма в целом несколько ниже). Отметим, что большинство таких моделей относится к профессиональному уровню и рассчитано на специфические задачи, вроде обслуживания тяжёлых складских погрузчиков.
— Подкатной. Домкраты с гидравлическим, пневматическим или пневмогидравлическим механизмом подъёма (см. ниже), выполненные в виде характерной тележки. Цилиндр в таких агрегатах располагается горизонтально, что позволяет добиться высоты подхвата в считанные сантиметры; а грузоподъёмность в наиболее мощных моделях может достигать 70 – 80 т. В то же время сама конструкция получается весьма громоздкой и тяжёлой, а для безопасного её использования очень желательно иметь ровную твёрдую поверхность. В свете этого подкатные домкраты применяются прежде всего на автосервисах, СТО, крупных гаражах предприятий и т.п.
— Ножничный подкатной. Разновидность подкатных домкратов (см. выше), которая при подъёме принимает форму буквы «Х», аналогично тому, как раскрываются ножницы (отсюда и название). При этом с одной стороны такой домкрат, как правило, имеет зацеп с малой высотой подхвата (и небольшой высотой подъёма), с другой — рабочую площадку, способную поднять груз на большую высоту. Такая конструкция позволяет высоко поднимать «низкосидящие» тяжёлые грузы: сначала работает зацеп, затем груз ставится на подставку и поддомкрачивается уже другой стороной. Таким образом, ножничные домкраты весьма универсальны, однако и цена их высока.
— Надувной переносной. Домкраты этого типа фактически представляют собой надувные баллоны из мягкого и прочного материала, оснащённые системой клапанов. Подъём груза осуществляется за счёт надувания баллона; источником давления, в зависимости от модели, может быть компрессор, внешний насос, баллоны со сжатым газом или даже выхлопная система автомобиля. Одно из главных достоинств надувных домкратов — очень малая высота подхвата: сложенную оболочку можно протолкнуть даже в довольно узкую щель. Кроме того, баллоны хорошо работают на мягких рыхлых грунтах и в грязи, что особенно актуально для любителей внедорожной езды. Грузоподъёмность же такого домкрата может достигать 4 – 5 т, а подъём осуществляется в считанные секунды. С другой стороны, пневматические модели в целом не очень устойчивы, а острый предмет (камень, сучок, выступающая деталь на днище) может проколоть оболочку, что чревато серьёзными неприятностями.
— Реечный (High-Jack). В конструкционном плане инструмент состоит из стойки, оснащённой прорезями, и зацепа с рычагом/ручкой. Грузоподъёмность большинства подобных моделей — порядка 3 – 4 т. Главным достоинством «хайджеков» является большая высота подъёма (до 1 м и даже больше); кроме того, они весьма надёжны и неплохо работают даже на бездорожье. С другой стороны, реечная конструкция считается довольно травмоопасной и требует чёткого соблюдения техники работ; а сам инструмент получается громоздким и слабо пригодным для багажников легковых авто. Реечные модели популярны в основном среди владельцев внедорожников, пикапов и лёгких грузовиков.
— Ремонтная подставка. В соответствии с названием, подобные устройства предназначены не столько для подъёма автомобиля (или другого груза) «с земли», сколько для поддержания в нужном положении уже поднятого авто. Правда, большинство из них имеет подвижный шток и механизм наподобие описанного выше Hi-Jack; однако такой механизм предназначен только для подстройки по высоте, а диапазон его регулировки обычно не превышает 15 – 17 см. Тем не менее, подставка позволяет разгрузить использованный для подъёма домкрат и использовать его для других задач. Это бывает незаменимо на автосервисах и в других местах, где приходится иметь дело одновременно с несколькими авто (тем более что и обходится такое приспособление значительно дешевле полнофункционального домкрата).
— Трансмиссионная стойка. Домкрат в виде высокой (нередко — более метра) стойки на колесиках, оснащенной выдвижным поршнем со специальной подставкой в виде нескольких характерных лепестков. Такие стойки рассчитаны на использование в смотровых ямах или со стационарными автомобильными подъемниками. А упомянутая подставка облегчает снятие и установку деталей и узлов, к которым нужно добираться со стороны днища — прежде всего коробки передач (отсюда и название). Впрочем, некоторые домкраты данного типа допускают замену стандартной подставки на другие приспособления.
— Трансмиссионный подкатной. Разновидность домкратов, сочетающая в себе черты подкатных моделей и трансмиссионных стоек (о тех и других см. выше). Внешне такой инструмент выглядит как классический подкатной домкрат, в котором вместо платформы установлена специальная подставка для безопасного снятия коробки передач и других аналогичных деталей. Преимуществом такого агрегата перед классической трансмиссионной стойкой является то, что для него не нужна смотровая яма или автоподъемник — достаточно приподнять авто обычным домкратом. Правда, подобный формат работы считается менее удобным и безопасным, чем использование стойки, но в некоторых случаях иных вариантов просто нет.
— Мото / ATV. Приспособления для подъема и поддержания в вертикальном положении мотоциклов или четырехколесной внедорожной техники с рулем и посадкой мотоциклетного типа (ATV — All Terrain Vehicle). Как правило, они представляют собой компактную разновидность подкатных домкратов с гидравлическим приводом (см. соответствующие пункты). Однако встречаются и другие разновидности домкратов для мототехники и квадроциклов.
— Подкатной кран. Специфическая разновидность подкатных домкратов (см. выше), оборудованная выдвижной стрелой для перемещения грузов. Кран в конструкции таких домкратов раскрывает потенциал многозадачности применения оборудования — конструкция может использоваться в процессе выполнения диагностических, обслуживающих или ремонтных работ. За счет выверенного расположения центра тяжести обеспечивается надлежащая устойчивость подкатного крана, а при минимальном вылете стрелы прибор отличается высокой грузоподъемностью.Механизм подъема
По принципу действия на подъёмный механизм, современные домкраты делятся на такие типы:
—
Механический (ручной). В таких моделях усилие, необходимое для работы, обеспечивает сам пользователь — обычно качая или вращая специальную рукоятку. А на подъёмник это усилие передаётся при помощи механической передачи — обычно, винтовой или реечной. Механические приводы хороши тем, что для работы домкрата не требуется внешних источников питания. А от гидравлических они выгодно отличаются простотой и невысокой стоимостью, однако уступают по КПД и грузоподъёмности и предназначены в основном для эпизодического применения (например, замены проколотого колеса). По техническим причинам этот вариант используется в основном в винтовых и реечных моделях (см. «Тип»), хотя встречается и в бутылочных.
—
Гидравлический. Как и механические, гидравлические домкраты приводятся в действие физической силой пользователя (здесь могут встречаться как рукоятки, так и ножные педали). Однако усилие в данном случае передаётся за счёт гидравлической системы, что позволяет добиться более высоких значений грузоподъёмности и делает работу менее утомительной. Главные недостатки гидравлического привода — более высокая стоимость и больший вес, чем у «механики».
—
Пневматический. Этот тип механизма вовсе не требует от пользователя каких-либо физических усилий
...для подъёма груза, но при этом для работы необходим источник сжатого воздуха или другого газа под давлением. В качестве такого источника может использоваться баллон, компрессор или даже выхлопная труба автомобиля. Пневматический механизм по определению используется в надувных домкратах, однако может встречаться и в подкатных моделях.
— Электрический. Домкраты с приводом от собственного электродвигателя. Как правило, такие модели относятся к ромбовидным (см. «Тип»), и двигатель вращает подъёмный винт; питание же осуществляется от гнезда прикуривателя. Электрический привод делает конструкцию более громоздкой и дорогой, однако значительно экономит силы пользователя.
— Пневмогидравлический. Комбинированный вариант, сочетающий пневматический и гидравлический способ работы. Иными словами, часть усилия обеспечивает пользователь через гидравлику, а остальное берёт на себя пневматическая система. Такое сочетание обеспечивает высокую грузоподъёмность при значительно меньших затратах сил, чем в случае «чистой» гидравлики; с другой стороны, оно усложняет и удорожает конструкцию. Как следствие, пневмогидравлические домкраты встречаются редко, в основном среди профессиональных подкатных моделей.Макс. нагрузка
Максимальный вес, который способен поднять домкрат. Идеальным вариантом принято считать такую грузоподъёмность, которая превышает вес автомобиля (или иного груза, поднимаемого домкратом). В то же время не стоит забывать, что груз на домкрате обычно не приходится поднимать целиком, одна его сторона чаще всего находится на земле. Это значит, что на домкрат приходится только часть массы, и максимальная нагрузка вполне может быть несколько меньше, чем полный вес поднимаемого авто: к примеру, для полуторатонной легковушки модель на 1 т считается вполне достаточной. Для каждого класса и весовой категории машин существуют свои правила по выбору домкратов по минимальной грузоподъёмности; подробнее с этими правилами можно ознакомиться в специальных источниках.
Мин. высота подхвата
Параметр показывает минимально допустимое расстояние между опорной поверхностью (земля, пол) и подхватом домкрата в нижнем рабочем положении, то есть минимальную высоту, с которой начинается подъём машины. Перед покупкой инструмента этот параметр важно соотнести с минимальным клиренсом автомобиля.
Макс. высота подъема
Этот параметр показывает, на какую максимальную высоту домкрат может поднять груз. Как правило, в среднем этот параметр находится в диапазоне от 30 до 50 см, чего вполне достаточно для смены колёса или доступа к тросу ручного тормоза. В то же время реечные домкраты способны поднять груз на высоту до 1 метра, хотя в бытовом применении подобные задачи возникают не так часто.
Педаль быстрого подъема
Наличие
педали быстрого подъёма в конструкции домкрата.
При нажатии на такую педаль площадка домкрата поднимается с минимальным усилием, однако с большой скоростью. Это избавляет пользователя от необходимости накачивать домкрат «вхолостую»: по нажатию на педаль рабочая площадка быстро проходит расстояние до нижнего края груза, и качать ручку нужно только в процессе самого подъёма, не тратя время и силы на свободный ход. Педалью оснащаются в основном подкатные модели (см. «Тип») профессионального уровня.