Комплектация
—
RTR (RTF). Модели, готовые к работе «из коробки»: в комплект поставки входит всё необходимое оснащение (исключение могут составлять разве что сменные батарейки для пульта и/или самого катера), и перед плаванием может понадобиться разве что простейшая сборка. Этот вариант оптимально подходит для начинающих и нетребовательных пользователей — он избавляет от излишних хлопот с доукомплектацией судна. А вот энтузиастам и профессиональным моделистам стоит учитывать, что даже продвинутые модели RTR обычно оснащаются относительно простыми комплектующими, и необходимые характеристики бывает проще получить, самостоятельно собрав ARR или Kit (см. ниже).
—
ARR (ARF). Модели, «почти готовые к работе»: поставляются в собранном (или почти собранном) виде, однако в комплекте отсутствуют некоторые компоненты — обычно специализированные аккумуляторы, а во многих моделях ещё и аппаратура управления. Смысл подобных комплектов заключается в том, чтобы энтузиасты могли подбирать дополнительное оснащение по своему усмотрению, не полагаясь на решение производителя.
—
Kit (набор). Модели, поставляемые в виде набора отдельных деталей, которые после покупки ещё предстоит собрать в готовый катер. Многие компоненты в таких наборах отсутствуют, причём комплектация может быть даже беднее, чем в описанных выше ARR — например, некоторые «киты» пос
...тавляются даже без мотора. Однако с учётом назначения это является не недостатком, а скорее достоинством: данный вариант предназначен для увлечённых моделистов, для которых возможность самостоятельно собрать и оснастить судно является не менее ценной, чем возможность запускать готовый катер.Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Большая ёмкость, при том же энергопотреблении, позволяет модели дольше проработать без подзарядки. Однако энергопотребление и, соответственно, фактическое время работы на заряде зависит от множества факторов — мощности мотора, режима использования модели и т.п. Поэтому в целом ёмкость аккумулятора является чисто справочным параметром, и оценивать автономность модели стоит не по данному показателю, а по указанному в характеристиках времени работы (см. ниже).
Отметим, что многие модели допускают возможность замены аккумуляторов на более ёмкие, что соответствующим образом увеличивает время работы на заряде.
Напряжение аккумулятора
Номинальное напряжение аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Напряжение выбирается производителем таким образом, чтобы обеспечить необходимые рабочие характеристики. Поэтому в целом оно является второстепенным параметром; обращать внимание на напряжение обычно приходится разве что при поиске аккумулятора на замену или зарядного устройства.
Отметим, что в современной радиоуправляемой технике, включая катера, получили распространение аккумуляторы стандартным напряжением 3,7 В, 7,2 В и 11,1 В. При этом многие модели штатно допускают замену «родной» батареи — например, установку 7,2-вольтового аккумулятора вместо 3,7-вольтового, для увеличения мощности и скорости.
Тип аккумулятора
Тип аккумулятора, штатно используемого в катере или необходимого для его работы. Под типом может подразумеваться как технология изготовления батареи, так и типоразмер; подробнее см. ниже.
— Ni-Cd. Аккумуляторы, выполненные по никель-кадмиевой технологии, сочетают невысокую стоимость с надёжностью, хорошей скоростью заряда и стойкостью к перепадам температур, однако имеют и ряд недостатков. Самым серьёзным из них является «эффект памяти»: ёмкость аккумулятора снижается, если его поставить на зарядку, не разрядив полностью. В целом на сегодняшний день Ni-Cd аккумуляторы считаются устаревшими и используются редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные элементы появились как усовершенствованная версия описанных выше никель-кадмиевых. При тех же преимуществах они лишены многих недостатков, в том числе эффекта памяти, благодаря чему довольно популярны среди радиоуправляемых катеров. В то же время и подобные батареи не идеальны — они имеют особые требования по хранения (не могут долго храниться разряженными).
— Li-Ion. Технология, ставшая результатом попыток по созданию компактных и в то же время емких аккумуляторов. Литий-ионная технология действительно позволила добиться высокой емкости при небольших размерах батареи. Помимо этого, достоинствами подобных аккумуляторов являются низкий саморазряд и практически полное отсутствие «эффекта памяти». С другой стороны, обходятся такие источники питания значительно дороже элементов на...основе никеля — в том числе потому, что им требуются дополнительные встроенные схемы. Кроме того, литий-ионные элементы имеют довольно узкий диапазон рабочих температур. А серьезное нарушение режима зарядки или разрядки чревато возгоранием и даже взрывом батареи (хотя вероятность подобного «экстрима» в целом очень невысока).
— Li-Pol. Усовершенствованная версия описанной выше литий-ионной технологии, использующая твердый полимерный электролит вместо жидкого. За счет этого удалось еще более повысить емкость, а также добиться большей безопасности (меньше вероятность взрыва при неправильной эксплуатации). Однако и стоят батареи этого типа несколько больше оригинальных Li-Ion, а ограничения по температуре актуальны и для них (особенно плохо Li-Pol аккумуляторы переносят холод).
— AA. Сменные элементы стандартного размера, известные как «пальчиковые»; как правило, не поставляются в комплекте даже в моделях RTR (см. «Комплектация»). Не обязательно являются перезаряжаемыми — выпускаются и в форме одноразовых батареек; иногда бывает удобнее купить для катера комплект таких батареек, чем тратиться на довольно дорогие аккумуляторы с зарядными устройствами. И аккумуляторы, и батарейки АА могут выпускаться в разных вариантах по технологии, ёмкости и, соответственно, цене. Однако в любом случае данный вариант удобен тем, что севшие батарейки можно быстро заменить на новые, тогда как оригинальный аккумулятор, скорее всего, придётся заряжать, что требует времени и источника питания.
— AAA. Сменные элементы, по основным особенностям аналогичные описанным выше АА. Имеют схожую форму, однако более компактны (из-за чего в просторечии называются «мини-пальчиковыми» или «мизинчиковыми»), вследствие чего и ёмкость ААА в целом ниже. Они применяются в основном в недорогих моделях начального уровня, для которых полноразмерные «пальчиковые» батарейки слишком крупны.
Кол-во аккумуляторов
Количество аккумуляторов, необходимых катеру для работы. В некоторых моделях может предусматриваться возможность установки большего количества аккумуляторов — для увеличения скорости или автономности.
Зарядное устройство
Наличие зарядного устройства для аккумуляторов в комплекте поставки катера. Такая комплектация избавляет от необходимости покупать «зарядник» отдельно, при этом зарядное устройство по определению будет оптимально подходить для штатных аккумуляторов (тогда как сторонний девайс ещё придётся подобрать по характеристикам).
Пропорциональное управление
Наличие
пропорционального управления в конструкции катера.
Пропорциональным называют управление, позволяющее не просто включать и выключать определённую функцию, а регулировать её уровень: к примеру, чем сильнее нажатие на рычаг газа — тем выше обороты двигателя и, соответственно, скорость. Как правило, в моделях с такой особенностью пропорциональная схема используется и для оборотов двигателя, и для руля. Это позволяет намного точнее управлять движением катера, чем при дискретном управлении по принципу «либо включено, либо выключено». С другой стороны, пропорциональное оборудование обходится заметно дороже дискретного, а точность управления требуется далеко не всегда (в основном она важна для профессионального модельного спорта). Поэтому для чисто развлекательного применения не обязательно искать модель с данным типом управления.