Тип
—
Трехколесный. Классические детские трехколесные велосипеды: одно колесо с педалями спереди и два — сзади. Такие велосипеды, в отличие от двухколесных, не падают, даже стоя неподвижно. Кроме того, на них невозможно сильно разогнаться, а в конструкции можно предусмотреть различные специальные приспособления вроде родительской ручки (см. ниже) или защитного бампера (см. «Комплектация»). Это делает трехколесные машины идеальным вариантом для младшей возрастной группы — некоторые модели могут применяться в возрасте от 1 года. Впрочем, встречаются и более «старшие» варианты — для детей от 2 до 4 лет. А вот после 4 лет навряд ли имеет смысл использовать трехколесный велосипед — в этом возрасте можно уже обращать внимание на двухколесные машины (см. ниже).
—
Двухколесный. Двухколесные детские велосипеды имеют такую же конструкцию, что и взрослые велосипеды, и отличаются прежде всего меньшими размерами. Кроме того, они нередко оснащаются боковыми колесами (подробнее см. «Комплектация»), однако это не обязательно — модели для старших возрастов дополнительных колес не имеют. В любом случае такой велосипед сложнее в освоении, чем трехколесный, однако он отлично развивает координацию и чувство равновесия; при этом многие из подобных машин относятся к возрастной категории «с 2 до 4», так что начать знакомство с велосипедами можно сразу с двухколесного аппарата.
...r>
— Беговел. Своеобразный гибрид двухколесного велосипеда и самоката. На таком аппарате ребенок сидит верхом, как на обычном велосипеде, однако педалей в конструкции нет, и для движения нужно отталкиваться ногами от земли. Это позволяет развивать координацию и чувство равновесия, необходимые для езды на двухколесных велосипедах; при этом риск упасть практически отсутствует, так как ноги ребенка постоянно контактируют с землей. Соответственно, беговел может пригодиться не только как развлечение, но и как своеобразный тренажер перед велосипедом «взрослой» конструкции. Выпускаются такие модели в основном для детей 2-4 лет (см. «Возрастная категория»).Максимальная нагрузка
Наибольший вес седока, который велосипед способен нормально вынести. Этот момент напрямую связан с возрастной группой (см. выше), однако велосипеды с одинаковыми рекомендациями по возрасту могут различаться по максимальной нагрузке.
Само собой, превышать указанную производителем нагрузку нельзя: даже если авария не случится сразу, она может произойти в любой момент. А в идеале стоит выбрать велосипед с запасом по весу — как на случай нештатных ситуаций, так и с учетом того, что ребенок будет расти.
Материал рамы
—
Сталь. Довольно распространенный материал, широко применяемый во всех разновидностях детских велосипедов (см. «Тип»). Имея невысокую стоимость, сталь в то же время очень прочна, надежна и устойчива к ударам и сотрясениям. Главным ее недостатком многие считают относительно большой вес; однако разница в весе с тем же алюминием обычно не так уж велика (особенно по сравнению с весом самого велосипедиста). Стоит отметить, что в детских велосипедах могут применяться разные марки стали, и общее качество данного материала нередко зависит от ценовой категории машины.
—
Алюминий. Сплавы на основе алюминия весьма прочны, весят немного, а также значительно менее чувствительны к коррозии, нежели сталь. С другой стороны, стоимость таких материалов ощутимо выше, а высокая прочность далеко не всегда критична (учитывая особенности езды на детских велосипедах, особенно трехколесных). Поэтому алюминий встречается реже, хотя тоже может использоваться во всех типах машин.
—
Пластик. Пластик имеет относительно небольшой вес, абсолютно нечувствителен к влаге и легок в обработке — ему можно придать практически любую форму и цвет. При всем этом этот материал стоит недорого. С другой стороны, пластик не отличается прочностью; поэтому используется он исключительно в велосипедах для самых маленьких, в основном в трехколесных моделях и беговелах (см. «Тип»).
—
Дерево. Общие характеристики дерева таковы, что этот материал слабо подходит для классических велосипедов — как двух-, так и трехколесных — однако очень удобен для беговелов (см. «Тип»). Дерево, даже неокрашенное, неплохо смотрится, да и на ощупь этот материал довольно приятен. Из его недостатков можно упомянуть некоторую хрупкость — если тот же пластик от сильного удара, скорее всего, погнется, то дерево может треснуть. Впрочем, повредить деревянную раму беговела все равно непросто. А вот сырость такое изделие переносит плохо, так что хранить его нужно в сухом месте.
— Стекловолокно. Как правило, в данном случае подразумевается не чистое стекловолокно, а стеклопластик — композитный материал из стеклянного волокна, залитого пластиковым наполнителем. Этот материал заметно крепче обычного пластика, однако и стоит дороже, а по общей надежности он все же не дотягивает до стали и алюминия. Поэтому рамы из стекловолокна встречаются довольно редко, причем в основном среди беговелов (см. «Тип»).
— Магний.
Магниевые сплавы схожи с описанными выше алюминиевыми: они отличаются высокой прочностью и в то же время небольшим весом. При этом по сравнению с алюминием такой сплав более прочен и долговечен, весит больше, но ненамного, а вот стоит заметно дороже — причем разницу в цене редко перевешивают упомянутые преимущества. Как следствие, магниевые рамы особого распространения не получили, они встречаются лишь в отдельных моделях двухколесных велосипедов старшей возрастной группы.
Диаметр колес
Диаметр колес велосипеда традиционно обозначается в дюймах. От этого параметра напрямую зависит общая высота велосипеда, поэтому под каждую возрастную категорию предусматривается свой размер колес — в соответствии с ростом юного велосипедиста. Впрочем, машины одного типа и возрастной группы могут и различаться по диаметру колес; особенно ярко это выражено среди двухколесных велосипедов. В таких случаях стоит учесть следующий момент: более крупные колеса лучше ведут себя на неровных дорогах и позволяют долго ехать накатом, но неохотно разгоняются и требуют более высоких усилий на педалях; небольшие колеса — наоборот, раскручиваются без особых усилий, но хуже держат скорость и более чувствительны к ямам и ухабам.
Трехколесные велосипеды преимущественно имеют диаметр колес
10 дюймов, беговелы —
12". В двухколесных моделях встречаются размеры в
14,
16,
18 и
20 дюймов. Колеса большего диаметра используются уже не в детских, а в подростковых велосипедах (они в нашем каталоге вынесены в раздел со взрослыми велосипедами).
Колеса
Конструкция колес, установленных на велосипеде, и материалы, примененные для шины/обода.
—
Надувные резиновые. Колеса с надувными резиновыми шинами — такие же, как в полноразмерных взрослых велосипедах. Такие колеса довольно требовательны к обслуживанию: за их состоянием нужно следить и при необходимости подкачивать. Кроме того, даже небольшой прокол шины делает ее непригодной к применению и требует ремонта. С другой стороны, это наиболее продвинутая разновидность колес с точки зрения рабочих свойств: они отлично ведут себя даже на неровной дороге, сглаживают вибрации, обеспечивают хорошее сцепление и подходят для быстрой динамичной езды. А обслуживание надувных шин может стать для юного велосипедиста хорошей тренировкой перед переходом на подростковый велосипед. Именно поэтому двухколесные модели для старших возрастных групп оснащаются в основном именно надувными шинами. Впрочем, этот вариант может встречаться и в других разновидностях, включая беговелы и даже трехколесные (см. «Тип»).
—
Резиновые. Колеса, имеющие сплошную шину из резины. В отличие от описанных выше надувных, такие шины не нужно накачивать, к тому же они совершенно не боятся царапин и проколов. С другой стороны, сплошные резиновые колеса хуже подходят для неровных дорог и высоких нагрузок. Поэтому встречаются они в основном среди велосипедов для самых маленьких, а в возрастной категории от 5 до 8 лет такие кол
...еса вообще не используются.
— Полиуретановые. По конструкции такие колеса похожи на цельные резиновые (см. выше), отличаются они лишь материалом шины — это полиуретан (эластичный синтетический материал). Полиуретан заметно жестче резины, поэтому используется он в основном в трехколесных велосипедах, не рассчитанных на быструю езду и неровные дороги.
— Пластиковые. Колеса, выполненные целиком из пластика. Главным достоинством данного материала является невысокая стоимость; кроме того, ему можно придать практически любой цвет. С другой стороны, пластик тверд и не очень прочен, он не подходит для неровных дорог и высоких скоростей. Поэтому такие колеса используются только в трехколесных велосипедах и некоторых беговелах (см. «Тип»).
— Пластиковые с резиной. Несколько улучшенная версия описанных выше пластиковых колес. Твердый пластик в данном случае дополнен своеобразным аналогом шины — узкой резиновой полоской по окружности обода, там, где колесо соприкасается с землей при езде. Это позволяет несколько смягчить вибрации, неизбежно возникающие даже при езде по ровному асфальту, однако этим отличия таких колес от чисто пластиковых, по сути, и исчерпываются — пластик с резиной также применяется только в трехколесных велосипедах, где колеса не рассчитаны на значительные нагрузки.Задний тормоз
—
Педальный. Вариант, применяемый в основном в двухколесных моделях (см. «Тип»). Для того, чтобы затормозить, нужно нажать на педали в обратном направлении; само торможение обеспечивают колодки внутри задней втулки. Педальные тормоза просты, недороги, не требуют обслуживания и достаточно надежны, благодаря чему — чрезвычайно популярны в детских велосипедах. Их главным недостатком является то, что при спадании цепи велосипед лишается заднего тормоза; однако вероятность подобного не так высока, чтобы этот момент был критичен.
— Ободной механический. Тормоз в виде пары колодок, которые по нажатию ручки (
ручной тип тормоза) прижимаются к ободу колеса; усилие от ручки передается за счет механической тяги в виде тросика (отсюда и название). Такие тормоза, в отличие от описанных выше педальных, работают даже со слетевшей цепью. В то же время они сложнее, дороже и требуют периодического обслуживания, из-за чего встречаются редко, в основном в довольно продвинутых моделях старшей возрастной категории.
—
Дисковый. Тормоз в виде пары колодок, которые по нажатию на ручку прижимаются к специальному диску, закрепленному на втулке колеса. Усилие с ручки на колодки при этом передается через механическую тягу, как и в ободных механических. Однако дисковые тормоза считаются более продвинутыми — они мощнее, эффективнее, не так чувствительны к загрязнениям и искривлениям об
...ода. С другой стороны, такие системы сложнее и дороже ободных, из-за чего используются крайне редко — в основном в высококлассных двухколесных велосипедах старшей возрастной категории.
— Триггерный втулочный. Разновидность тормозов, совмещающая черты двух вышеописанных типов: колодки располагаются внутри барабана в задней втулке (как в педальных), однако тормозное усилие на них передается не с педалей через цепь, а с ручки на руле через тросик (как в ободных механических). Благодаря этому такие тормоза можно устанавливать на беговелы (см. «Тип»), где педали отсутствуют по определению; фактически триггерные втулочные системы и были созданы специально для беговелов.
— Педальный и ободной. Велосипеды, оснащенные одновременно и педальным, и ободным задним тормозом. Подробнее о каждой из этих разновидностей см. выше.; а их сочетание применяется для того, чтобы повысить эффективность и безопасность торможения. Так, велосипеду с таким оснащением не страшна слетевшая цепь: педальный тормоз при этом выйдет из строя, однако ободной останется работоспособным. А одновременное применение двух тормозов может пригодиться для экстренной остановки. С другой стороны, подобное сочетание заметно сказывается на цене велосипеда, притом что на практике оно необходимо не так часто. Поэтому данный вариант особого распространения не получил.
— Ручник. Разновидность тормоза, применяемая исключительно в трехколесных велосипедах. Имеет вид рычага, установленного обычно сбоку от сидения; при поднятии этого рычага на задние колеса опускаются специальные стопоры. Отметим, что трехколесные велосипеды не рассчитаны на большие скорости, а для торможения в них бывает достаточно замедлить движение ног на педалях. В свете этого ручной тормоз предусматривается скорее «на всякий случай», чем для регулярного использования; в некоторых моделях он может использоваться как стояночный.
— Родительский. Вариант, применяемый в трехколесных велосипедах самой младшей возрастной группы, оснащенных родительской ручкой (см. ниже). В соответствии с названием, в таких моделях тормозом управляет родитель, ведущий велосипед — например, нажимая специальный рычаг на родительской ручке.Родительская ручка
Длинная ручка, устанавливаемая на трехколесные велосипеды (см. «Тип») за спиной ребенка — с таким расчетом, чтобы взрослый человек мог с комфортом держаться за нее, стоя рядом. Таким образом, родитель может до определенной степени контролировать движение ребенка, останавливать его в нужный момент или наоборот, подталкивать, или даже везти малыша, как в коляске. А во многих моделях
родительские ручки еще и связаны с рулём специальными тягами, благодаря чему можно ещё и с лёгкостью поворачивать машину, куда требуется.
Блокировка руля
Возможность
заблокировать переднее колесо велосипеда в прямом положении. Эта функция встречается исключительно в трёхколесных моделях (см. «Тип») с родительской ручкой (см. выше): при заблокированном руле велосипед практически превращается в коляску, и управляет им только родитель. Особенности блокировки могут различаться от модели к модели: в одних машинах руль также фиксируется неподвижно, в других — ребенок может его поворачивать, однако это не влияет на положение колеса.
Блокировка педалей
Возможность
«отключить» педали от колеса — с таким расчетом, чтобы они не вращались во время движения велосипеда. Данная функция встречается в трехколесных моделях (см. «Тип») и пригодится при использовании в роли коляски — устраняется риск того, что ноги малыша заденут вращающиеся педали (а это может быть чревато ушибами и даже травмами).