Тип
—
Карандаш. Карандаши, продаваемые по одному. Это могут быть как традиционные карандаши (грифельный стержень в деревянной оболочке), так и механические устройства (см. «Цанговый карандаш»). По назначению (см. ниже) абсолютное большинство относится к простым; из цветных поодиночке продаются обычно либо те же цанговые модели, либо оригинальные варианты с многоцветным грифелем.
—
Набор карандашей. Комплекты, включающие несколько карандашей — от 2 и более (подробнее см. «Кол-во в наборе»). Наборы могут быть как цветными, так и простыми (см. «Назначение»). В первом случае отдельные карандаши различаются по цвету, такие комплекты предназначены для рисования разными цветами. «Простые» наборы, в свою очередь, состоят из карандашей разной твердости (см. ниже), они предназначены для чертежей и для художественных произведений в жанре графики, когда большое значение имеют толщина и насыщенность линий. Отметим также, что комплекты карандашей могут дополняться пастельными мелками.
— Набор мелков. Набор, включающих несколько мелков для рисования, как правило, разноцветных. Внешне мелки принципиально отличаются от карандашей отсутствием корпуса — всё изделие фактически представляет собой один сплошной пишущий стержень (разве что в некоторых моделях его могут заключать в тонкую оболочку, например бумажную). Кроме того, они обычно толще, да и технолог
...ия изготовления отличается. Отметим, что данный тип включает как «сухие» мелки, рассчитанные на школьные доски, асфальт и т.п., так и наборы пастели, предназначенные для работы на бумаге и аналогичных материалах. Для удобства работы наборы мелков могут оснащаться специфической модификацией цангового карандаша (подробнее см. соответствующий пункт ниже).Кол-во в наборе
Количество основных предметов в набор (см. «Тип»). Под основными предметами подразумеваются собственно карандаши либо мелки; дополнительные приспособления вроде точилок, колпачков и т.п. здесь не учитываются.
В случае карандашей минимальное количество предметов в наборе составляет 2, а максимальное различается в зависимости от назначения (см. ниже). Наборы простых карандашей более чем из 20 единиц уже относятся к премиум-классу, в цветных встречаются варианты в несколько десятков, а в акварельных комплектах (см. «Акварельные карандаши») количество оттенков может превышать 120. Во всех случаях чем больше карандашей в комплекте — тем шире будут Ваши возможности по выбору требуемого на текущий момент варианта. Однако и стоимость набора увеличивается соответственно.
Наборы мелков по умолчанию бывают только цветными, предметов в комплекте обычно не менее 6.
Назначение
—
Простой. Простыми могут делаться только карандаши (не мелки — см. «Тип»). Такие карандаши имеют стержни на основе чистого графита, без красителей, и пишут характерным серым цветом. Они применяются для чертежных работ, вспомогательных технических иллюстраций (например, диаграмм в конспекте), для картин в жанре графики, а в живописи — для нанесения первоначальных контуров будущего произведения. Отметим, что в традиционных (не цанговых) простых карандашах грифели могут иметь разную твердость — подробнее см. ниже.
—
Цветной. Карандаши, использующие грифели с красителем и отличающиеся по цвету от описанных простых; также цветными по определению являются все мелки (см. «Тип»). Применяются такие изделия во всех видах рисования, где цвет играет определяющую роль — начиная от живописи и заканчивая диаграммами; есть даже карандаши-маркеры для выделения фрагментов текста. Отметим, что встречаются двусторонние цветные карандаши, с разных сторон имеющие разный цвет. А цветные наборы могут дополняться и простыми карандашами.
Цанговый карандаш
Карандаши специфической конструкции: ручка с зажимом-цангой (отсюда и название), в которую вставляются сменные стержни.
Главное преимущество
цанговых карандашей перед традиционными — многоразовость и экономичность. Достаточно купить такой карандаш один раз — и затем достаточно лишь пополнять набор стержней; а сами стержни используются почти полностью, без затрат материала на заточку (хотя грифели крупного диаметра все же нужно точить). С другой стороны, механизм может сломаться, а диапазон твердости сменных стержней довольно невелик.
Также отметим, что большинство цанговых карандашей использует очень тонкие грифели — до 2 мм (наиболее популярные варианты диаметра — 0,5 или 0,7 мм). Такие грифели отлично подходят для тонких работ вроде черчения или наведения первоначальных контуров на эскизе, однако неудобны в графике и штриховке обширных площадей. Заметно реже встречаются приспособления на 5,6 мм — такой стержень уже способен полноценно заменить обычных карандаш, однако его нужно периодически точить. Еще одна специфическая разновидность цанговых карандашей — модели с рабочим диаметром в 10 мм и более. Они рассчитаны уже не столько на грифели, сколько на мелки, и нередко поставляются в наборах мелков (для таких наборов также указывается особенность «Цанговый карандаш»).
Акварельные карандаши
Разновидность карандашей, обычно цветных, в которых грифель сделан из специального материала, хорошо размывающегося водой (подобно акварельным краскам — отсюда и название). При этом, в отличие от классической акварели, в данном случае можно рисовать и «по сухому». Собственно, один из вариантов использования акварельных карандашей как раз и предусматривает, что рисунок сперва рисуется обычным способом, а затем в нужных местах размывается кистью для получения мягкости и плавных цветовых переходов. Можно также рисовать и сразу на мокром листе. Ещё один вариант применения карандашей данного типа — предварительный эскиз под обычную акварель: если правильно выбрать цвета, то по завершению картины линии эскиза практически исчезнут, «растворившись» в краске. С простым же карандашом подобный вариант не срабатывает.
В комплект поставки акварельных карандашей может входить кисточка.
Диаметр грифеля
Толщина грифеля (пишущего стержня) в карандаше или каждого мелка в наборе мелков (см. «Тип»).
Смысл этого параметра зависит от особенностей карандаша. Так, в традиционных карандашах (грифель в оболочке) толщина стержня определяет лишь максимальную толщину линии, которую можно провести за один проход. В цанговых моделях (см. выше) этот параметр необходим еще для поиска сменных стержней: их диаметр должен соответствовать размеру, на который рассчитано крепление. А сменные стержни диаметром более 2 мм, как правило, приходится еще и затачивать. Однако в любом случае каждый размер хорош для своих задач: тонкие стержни удобны при точных мелких работах, а для больших объемов штриховки желательно и карандаши иметь потолще — они не только удобнее, но и закончатся не так быстро.
Что касается мелков, то их толщина определяет прежде всего удобство при использовании, а также совместимость со специальными цанговыми карандашами, играющими роль держателей.
Длина грифеля
В большинстве случаев под длиной грифеля фактически подразумевается длина самого карандаша или мелка (см. «Тип»). Это позволяет до определённой степени оценить как габариты, так и то, надолго ли этого хватит. В цанговых карандашах (см. выше) этот параметр указывается весьма редко — как правило, для моделей под графитовые стержни толще 1 мм. Если же он указан, обычно речь идёт о штатном размере грифелей, выпускаемых для этого карандаша, либо о максимальной длине стержня, который можно в нём нормально использовать.
Точилка
Наличие
точилки в комплекте поставки карандаша.
Точилки могут предназначаться и для самих карандашей (в обычных моделях), и для сменных грифелей (в «цангах», см. выше), и для мелков. Во всех случаях использовать их для заточки значительно удобнее и безопаснее, чем ножи или другие подручные приспособления.
Клипса
Наличие
клипсы в конструкции карандаша.
Клипса имеет вид узкой упругой пластинки, предназначенной прежде всего для закрепления карандаша тонких предметах — например, обложке тетради или краю кармана. Кроме того, если карандаш круглый, такое приспособление не дает ему катиться. Большинство моделей с этой особенностью относятся к цанговым карандашам (см. выше), однако бывают и исключения — традиционные карандаши, дополненные колпачками с клипсой.