Тип
Тип указывают по источнику энергии, от которого работает краскопульт. В наше время можно встретить
пневматические,
электрические (сетевые и
аккумуляторные), а также
механические и
бензиновые модели. Вот их основные особенности:
— Пневматический. Краскопульты, использующие питание сжатым воздухом от внешнего компрессора. Иными словами, в комплект поставки такого инструмента входит только распылитель (пистолет, аэрограф и т. п.); для его работы требуется отдельный компрессор. На первый взгляд, это создает определенные неудобства; однако у подобной комплектации есть и заметные преимущества. Во-первых, не нужно переплачивать за компрессор, если он уже имеется «в хозяйстве» (отдельным примером такой ситуации можно назвать строительную площадку, где используется мощный стационарный компрессор на несколько пневмоинструментов). Во-вторых, насадку и компрессор можно подобрать на свое усмотрение, не полагаясь на комплектацию, выбранную производителем. В свете этого большинство современных краскопультов делаются именно пневматическими. К однозначным недостаткам подобных устройств можно отнести непригодность для работы с безвоздушными системами распыления, однако такие системы используются заметно реже воздушных, так что данный нюанс не является ключевым.
— Электрический. В данном случае
...подразумеваются краскопульты с питанием от розеток (аккумуляторные модели вынесены в отдельную категорию, см. ниже). Устройства этого типа состоят из собственно распылителя, а также компрессора (встроенного или выносного). Одним из достоинств данного варианта является как раз наличие компрессора, благодаря чему для работы такого краскопульта, по сути, нужна только розетка. Кроме того, в таких агрегатах можно применять как воздушные, так и безвоздушные системы распыления. К недостаткам электрических моделей можно отнести более высокую стоимость, чем у пневматических, а также невозможность подобрать рабочую насадку и компрессор по отдельности — как правило, краскопульты этого типа продаются готовыми комплектами.
— Аккумуляторный. Краскопульты, оснащенные электрическими компрессорами с питанием от собственных аккумуляторов. Ключевое достоинство таких инструментов — автономность, способность работать даже при отсутствии розеток поблизости. С другой стороны, с аккумулятором сложно добиться высокой мощности и производительности; время непрерывной работы таких распылителей ограничивается зарядом батареи (а для пополнения заряда все равно потребуется источник электричества); а сама конструкция получается сложнее и дороже, чем у аналогов с питанием от розетки. Поэтому аккумуляторные краскопульты в наше время особого распространения не получили.
— Механический. Агрегаты, в которых подача краски осуществляется за счет мускульной силы пользователя — проще говоря, для этого нужно вручную качать рычаг насоса. Такая схема работы максимально проста и надежна, однако она слабо подходит для традиционных распылителей. Поэтому «механика» в наше время встречается крайне редко, преимущественно среди валиков (см. «Вид»).
— Бензиновый. Модели с таким типом питания сочетают в себе высокую мощность и независимость от электросетей, однако они довольно громоздки, более сложны в эксплуатации и ремонте, обходится дороже (как по собственной стоимости, так и по цене топлива) и в целом рассчитаны на промышленное использование вне помещений. Поэтому распространены слабо и используются там, где по тем или иным причинам электрические аналоги не применимы.Потребляемая мощность
Мощность, потребляемая при работе электрическим инструментом (см. «Тип»).
Большинство современных краскопультов, даже производительных, имеет довольно невысокую мощность: так, модели
более чем на 1 кВт встречаются крайне редко, а в большинстве случаев энергопотребление и вовсе
не превышает 500 Вт. Так что при подключении подобной техники к розеткам обычно не возникает проблем; лишь единичные агрегаты высокой производительности, требующие 3,5 кВт и более, приходится подключать по особым правилам (напрямую к щитку). В остальных же случаях данные о потребляемой мощности чаще всего не нужны при обычном применении и могут потребоваться лишь для специфических задач — например, для расчета нагрузки на автономный генератор.
Номинальное давление
Номинальное давление воздуха в краскопульте.
Общий смысл этого параметра зависит от типа инструмента (см. выше). Так, в пневматических моделях данные о номинальном давлении необходимы для подключения к внешнему компрессору. Именно такое давление этот компрессор должен создавать на входе в распылитель; слишком низкие значения приведут к снижению эффективности, слишком высокие чреваты поломками и даже авариями с травмированием окружающих.
В свою очередь, для электрических моделей номинальное давление — это давление воздуха, создаваемое собственным компрессором агрегата; на такое же давление изначально рассчитан комплектный распылитель. Так что в данном случае этот параметр является скорее справочным, нежели практически значимым; он может пригодиться разве что для подключения сменных распылителей к компрессору (или наоборот, для использования имеющегося распылителя со сторонним компрессором).
Что касается конкретных значений давления, то они определяются прежде всего системой распыления (см. ниже). Разнообразие здесь довольно высоко: самые скромные агрегаты выдают
не более 2 бар, довольно популярны компрессоры на
2 – 5 бар, сравнительно редко встречаются модели на
5 – 10 бар, а в некоторых мощных производительных решениях предусматривается давление в
100 бар и более.
Расход воздуха
Номинальный расход воздуха при работе краскопульта в штатном режиме.
Данный параметр имеет ключевое значение для пневматического инструмента (см. «Тип»): компрессор, к которому подключается такой распылитель, должен обеспечивать соответствующую скорость подачи воздуха, иначе нормальная работа будет невозможна. В свою очередь, в электрических моделях этот показатель является скорее справочным — комплектный компрессор по определению соответствует характеристикам распылителя, и обращать внимание на расход имеет смысл разве что в том случае, если рабочую насадку электрического краскопульта планируется использовать с «неродным» компрессором.
Расход покрасочного материала
Расход краски или другого материала (например, раствора для штукатурки) при работе краскопульта в штатном режиме.
Чем выше расход — тем больше материала инструмент способен нанести за единицу времени, тем лучше он подходит для обработки обширных площадей и для нанесения покрытий большой толщины. С другой стороны, далеко не все виды работ требуют высокой производительности, и иногда оптимальным является сравнительно небольшой расход. Подробные рекомендации по этому поводу для разных ситуаций можно найти в специальных источниках.
Макс. вязкость
Максимальная вязкость краски или другого рабочего материала , при которой краскопульт способен нормально работать. Указывается в единицах DIN; определенное число DIN в данном случае — это число секунд, за которое стандартный объем краски (обычно 100 мл) выльется из воронки со строго определенным диаметром выливного отверстия (обычно около 4 мм). Такая воронка (вискозиметр) может поставляться в комплекте с краскопультом, но при необходимости ее можно приобрести и отдельно.
Таким образом, чем больше DIN — тем более вязким является состав. А чем большее число указано в характеристиках краскопульта — тем шире его возможности, тем более густые жидкости можно заливать в него, не боясь засорений и поломок. В то же время стоит учитывать, что на практике не так часто возникает необходимость работы с густыми жидкостями — наоборот, излишняя вязкость ухудшает качество покрытия, приводит к появлению потеков и увеличивает время высыхания. К примеру, большинство эмалей и масляных красок используются на вязкости около 20 DIN, латексных красок — до 45 DIN, и т. п. Обшие рекомендации по этому поводу можно найти в специальных источниках, а конкретные — на упаковке конкретной марки краски или другого состава.
Система распыления
Тип системы распыления, используемой в устройстве. Разные системы распыления различаются по формату работы и, как следствие, отдельным практическим нюансам использования:
—
HP (High Pressure)/CONV (конвенциональная). Одна из наиболее известных и популярных систем распыления. Давление воздуха на входе и выходе таких краскопультов приблизительно одинаковы. Достоинствами систем HP являются простота конструкции, большая ширина захвата, высокая скорость нанесения краски и сравнительно невысокий расход воздуха. В то же время процент переноса краски у таких распылителей очень низок — больше половины наносимого материала из-за высокой скорости отскакивает от поверхности и оседает на окружающих предметах. Ещё один недостаток заключается в том, что поток от HP-распылителя интенсивно захватывает мелкую пыль и другой «летучий мусор»; из-за это нередко требуется дополнительная шлифовка и полировка окрашенной поверхности.
—
RP (Reduced Pressure). Модификация конвенционных (HP) распылителей, отличающаяся несколько пониженным давлением на выходе. Это позволило несколько улучшить коэффициент переноса и снизить уровень замусоренности при сохранении таких достоинств, как хорошая производительность, равномерность и низкий расход воздуха. Тем не менее, по этим показателям подобные устройства всё равно уступают моделям с низким давлением.
—
HVLP (High Volume Low Pressure).... Система распыления, предполагающая пониженное давление на выходе (около 0,7 бар) и большие объёмы подачи воздуха. Одним из ключевых преимуществ подобных устройств является высокий коэффициент переноса краски — не менее 65 %. Кроме того, невысокая скорость подачи краски снижает уровень замусоренности: завихрений, которые и «тянут» за собой мусор, возникает сравнительно немного. Главным недостатком HVLP-систем можно назвать высокое потребление воздуха, с таким распылителем справится далеко не всякий компрессор. Кроме того, им требуются дополнительные фильтры для защиты от масла и влаги, попадающих в воздух при высоких нагрузках на компрессор; а работать таким устройством можно лишь на небольшом расстоянии (обычно до 15 см), причём для того, чтобы избегать потёков, требуется определённый навык.
— HVLP-II (New High Volume Low Pressure). Второе поколение HVLP (см. соответствующий пункт), имеющее ряд усовершенствований по сравнению с оригиналом, однако в целом аналогичное.
— LVLP (Low Volume Low Pressure)/Trans-Tech. Системы распыления, разработанные как усовершенствование HVLP. При тех же достоинствах (высокий коэффициент переноса, минимум мусора) расходуют намного меньше воздуха и имеют более мягкие требования к компрессорам и шлангам. Кроме того, системы LVLP менее чувствительны к перепадам давления, а дальность эффективного распыления в них достигает 25 – 30 см. Из заметных недостатков этого варианта можно упомянуть разве что довольно высокую стоимость.
— HVMP (High Volume Middle Pressure). Системы распыления с высоким расходом воздуха и средним давлением на выходе. По сравнению с HVLP за счёт большего давления дают несколько меньшую эффективность переноса краски, однако большую равномерность и дальность.
— LVMP (Low Volume Middle Pressure). Системы распыления с низким расходом воздуха и средним давлением; своего рода модификация LVLP, отличающаяся более высоким давлением. За счёт этого несколько снижается стоимость, повышается производительность, равномерность нанесения и ширина захвата; однако расход краски получается выше, а готовая поверхность — грубее, чем в оригинальной LVLP.
— HTE (High Transfer Efficiency). Данная маркировка используется в системах распыления, для которых производителями заявлен высокий коэффициент переноса. По характеристикам чаще всего аналогичны LVLP (см. соответствующий пункт) — в частности, имеют довольно большую эффективную дальность. Впрочем, конкретные особенности в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— EA (Excellent Atomization). Главной особенностью подобных систем, в соответствии с названием, является очень высокая степень распыления материала. Остальные рабочие характеристики в таких системах могут быть разными, эти моменты стоит уточнять отдельно.
— HEA (High Efficiency Airless). Фирменная технология безвоздушного распыления (см. «Распыление»), применяемая в технике бренда Wagner. По заявлению создателей, более чем на 50 % снижает перерасход краски по сравнению с более традиционными системами, а также обеспечивает более равномерное распределение материала. Подходит для покрытий на водной и масляной основе.
— MP (Middle Pressure). Переходной вариант между описанными выше HP и RP: предусматривает несколько пониженное, по сравнению с HP, рабочее давление, однако не такое низкое, как в RP. По ряду причин распространения не получила.
— HD (Heavy Duty). Маркетинговое обозначение, применяемое в отдельных распылителях — как правило, с высокой производительностью, рассчитанных на большие объемы работ. Конкретные характеристики таких систем стоит уточнять отдельно.Объем резервуара
Общий объём резервуара для краски, поставляемого с краскопультом.
Крупный резервуар, с одной стороны, позволяет «зарядить» много материала и работать долгое время. С другой стороны, он увеличивает размеры и вес устройства; да и большое количество краски тоже будет весить соответственно (хотя для моделей с отдельным расположением бачка — см. выше — это не критично). Поэтому чем тоньше и деликатнее работы, на которые рассчитан краскопульт — тем, как правило,
меньше объём резервуара: к примеру, в аэрографах (см. «Вид») он редко превышает 50 мл, а в штукатурных моделях, в свою очередь, может измеряться литрами. Поэтому большинство моделей имеет объем не более литра, а именно
500 мл,
600 мл,
700 мл,
800 мл,
1000 мл.
Выносной компрессор
Наличие
выносного компрессора в конструкции краскопульта.
Данная особенность означает, что, во-первых, агрегат оснащен собственным компрессором (то есть относится к электрическим, см. «Тип»), а во-вторых, этот компрессор (или насос для безвоздушного распыления) выполнен отдельно от распылителя и соединен с ним специальным шлангом. Благодаря такой конструкции сам распылитель получается максимально легким и компактным, что особенно важно при больших объемах работ либо при тонких работах, требующих максимальной точности и аккуратности. В свете последнего все электрические аэрографы (см. «Вид») оснащаются именно выносными компрессорами, хотя данная особенность встречается и в других разновидностях краскопультов — в частности, такая конструкция является обязательной для покрасочных станций (см. там же).