Модулей вращения
Количество модулей вращения, предусмотренных в конструкции станка. Модуль вращения в данном случае — это отдельное «посадочное место», на которое можно установить тот или иной элемент (диск, шлифовальную ленту и т.п., в зависимости от типа станка).
Особенности этого параметра напрямую зависят от типа инструмента (см. «Станок»):
— 1. «Однозарядные» точильные станки, как правило, представляют собой модели, способные работать со специфическими типами заточки (см. ниже) и часто вообще не поддерживающие универсальной заточки; кроме того, подобную конструкцию имеют модели под гильзу (см. «Рабочий элемент»). В шлифовальных станках, в свою очередь, наличие одного модуля вращения означает работу только со шлифовальной лентой, без дополнительный приспособлений. Плоскошифовальные станки по определению имеют только один модуль вращения, а вот в других разновидностях данный вариант не встречается.
— 2. Два модуля вращения позволяют установить на станок два рабочих элемента и выполнять на нём разные виды работ, не теряя время на замену насадок. Например, в точильных станках на одном модуле может размещаться точильный диск, на другом — металлическая щётка для предварительной обработки инструмента перед заточкой; в шлифовальных второй модуль может отвечать за работу шлифовального круга, и т.п. При этом подобная конструкция не особо влияет на стоимость агрегата и легко реализуется в большинстве современных станков, даже весьма простых.
— 3. Три рабо...чих насадки, установленных одновременно, ещё более расширяют возможности станка, однако заметно сказываются на его цене, габаритах и энергопотреблении (по сути, двигателю приходится постоянно вращать два модуля вхолостую), притом что реальная необходимость в подобной универсальности возникает весьма редко. Поэтому данный вариант встречается лишь в единичных моделях точильных станков.
Расположение модулей вращения
Взаимное расположение модулей вращения в моделях, где таких модулей более одного (см. выше).
— Соосно. Модули вращения, расположенное на одной оси — как правило, с разных сторон от кожуха с двигателем. Максимально простой и в то же время надёжный вариант, используемый в большинстве современных станков.
— Под прямым углом. В подобных станках (обычно они относятся к точильным, см. «Станок») ось одного из модулей вращения расположена так, как в описанных выше соосных, а второй модуль повёрнут на 90° — таким образом, плоскость вращения диска находится спереди (или сзади) от корпуса. Данный вариант позволяет использовать более крупные диски, чем в соосных моделях, а также без особых трудностей оснащать их ваннами для влажной обработки (см. ниже). С другой стороны, расположение под углом усложняет и удорожает конструкцию.
Рабочий элемент
Тип рабочего элемента (насадки), на который штатно рассчитан станок.
—
Диск. В данном случае речь идёт об инструменте, рассчитанном только на диски и изначально не предусматривающем установки других рабочих элементов (хотя теоретически многие точильные станки допускают замену диска на щётку, см. ниже). Этот вариант встречается практически во всех разновидностях (см. «Станок»), за исключением разве что точильно-шлифовальных — в них диск обязательно сочетается с лентой или щёткой. Также отметим, что шлифовальные диски отличаются от точильных и полировальных; подробнее см. «Станок — Шлифовальный».
—
Лента. Станки, рассчитанные только на ленту, относятся к шлифовальным — в других разновидностях подобный рабочий элемент не применяется.
— Диск/лента. Станки, сочетающие в конструкции посадочные места под диск и под ленту. Это вариант встречается в шлифовальных и точильно-шлифовальных станках, при этом особенности используемых дисков у данных разновидностей различаются; подробнее см. «Станок».
— Диск/щетка. Инструменты, рассчитанные на использование как диска, так и щётки; как правило, относятся к точильно-шлифовальным станкам — жёсткая щётка применяется для очистки и предварительной обработки затачиваемого инструмента (например, удаления ржавчины или твёрдых загрязнений, не отмываемых водой). Отметим, что данный вариант указывается тольк
...о для моделей, которые изначально комплектуются щётками и/или оснащаются специализированными посадочными местами под них; при определённых ухищрениях щётку можно установить и на классический точильный станок, изначально рассчитанный только на диски, однако это всё же не рекомендуется.
— Щётка. Агрегаты, использующие при работе только щётки — обычно металлические. Такие рабочие элементы легко справляются со ржавчиной, засохшей краской и различными загрязнениями, однако не подходят для более-менее аккуратной шлифовки и тем более заточки. Соответственно, данный вариант характерен для специализированных шлифовальных станков, которые предназначены для первичной обработки различных поверхностей перед более тонкой обработкой. Для других задач «чисто щёточные» агрегаты не подходят, а возможность работы со щёткой можно предусмотреть и в станке с комбинированным рабочим элементом (см. «Диск/щётка» выше). Поэтому подобных моделей выпускается сравнительно немного.
— Гильза. Рабочий элемент, применяемый в специализированной разновидности шлифовальных станков — т.н. шпиндельных. Такие агрегаты предназначены для зачистки криволинейных поверхностей, в т.ч. внутренних — отверстий, фигурных выемок и т.п. Гильза же представляет собой цилиндр с абразивной поверхностью, надеваемый на ось двигателя (шпиндель). Такие насадки могут иметь разный диаметр. В свою очередь шпиндель расположен вертикально в центре плоского рабочего стола, играющего роль опоры, и при работе не только вращается, но и колеблется вверх-вниз, что положительно сказывается на качестве шлифовки и обеспечивает равномерный износ гильзы. Во многих моделях рабочий стол может наклоняться, что ещё более расширяет возможности устройстваМощность двигателя
Номинальная мощность электродвигателя станка. Чем мощнее двигатель — тем выше может быть скорость и интенсивность обработки, тем более крупные диски можно использовать со станком и тем лучше он подходит для работы с твёрдыми неподатливыми материалами. С другой стороны, мощный мотор потребляет много энергии (что может потребовать особого подключения — см. «Питание») и заметно сказывается на габаритах, весе и цене всего агрегата. Поэтому производители выбирают этот параметр, исходя из типа (см. «Станок») и желаемых характеристик скорости, производительности и т.п. На практике это значит, что мощность двигателя является скорее второстепенным параметром, и при выборе имеет смысл обращать внимание на более практические моменты — диаметр диска, скорость вращения/движения и т.п.
Диаметр диска
Штатный диаметр диска (см. «Рабочий элемент»), используемого станком при сухой обработке (см. выше). При точильных и полировальных работах, как правило, речь идёт о максимальном диаметре диска, который можно установить на инструмент — более крупная насадка либо будет малоэффективной, либо вообще не впишется в габариты посадочного места, а вот диск меньшего диаметра, как правило, устанавливается без проблем (разумеется, при соответствии по диаметру отверстия — см. ниже). Для шлифовальных станков диаметр диска соответствует диаметру накладки из шлифовальной шкурки, необходимой для полноценного использования диска.
Чем крупнее штатный диск — тем, как правило, тяжелее и мощнее станок, тем лучше он может справиться со сложными работами большого объёма. В то же время для мелких повседневных задач вроде периодического подтачивания ножей или стамесок вполне достаточно и небольшого диска.
Скорость вращения диска
Штатная скорость вращения диска для сухой обработки (см. выше), обеспечиваемая станком; для моделей с регулировкой вращения (см. ниже) — максимальная скорость вращения.
При том же диаметре и материале диска более высокая скорость обеспечивает более интенсивную обработку, а более медленное вращение способствует аккуратности и точности. Кроме того, оптимальные скорости зависят от состава диска и обрабатываемого материала; подробные рекомендации с конкретными цифрами для той или иной ситуации можно найти в специальных источниках.
Отдельную категорию представляют собой шлифовальные станки с рабочими элементами в форме дисков: в таких агрегатах фактическая скорость движения поверхности диска относительно заготовки зависит от того, как близко к центру диска находится место контакта.
Длина ленты
Длина ленты, используемой в станке с функциями шлифовки (см. «Станок»), если точнее — общая длина всего ленточного кольца, устанавливаемого на станок.
Данная информация необходима для выбора подходящих шлифовальных лент — соответствие по длине является обязательным для нормальной установки и работы насадки. При этом рабочая длина, как правило, меньше общей более чем в 2 раза, и для её определения стоит ориентироваться на размеры рабочего стола (см. ниже).
Ширина ленты
Ширина ленты, на которую рассчитан станок с функциями шлифовки (см. «Станок»). Значение этого параметра для совместимости с лентой может быть разным: в одних моделях лента должна точно соответствовать штатной ширине, в других допускается установка более узких лент. С точки зрения применения большая ширина обеспечивает возможность работы с более крупными заготовками.
Скорость вращения ленты
Штатная скорость движения ленты, обеспечиваемая станком с функцией шлифовки (см. «Станок»). При прочих равных более высокая скорость пригодится для обеспечения интенсивности и производительности, более низкая позволяет точнее контролировать процесс. Подробные рекомендации с конкретными цифрами для той или иной ситуации можно найти в специальных источниках.