Тип
—
Активные. Акустические системы, оснащённые собственным встроенным усилителем мощности. Для таких АС достаточно сигнала линейного уровня (с предусилителя), благодаря чему они предельно просты в использовании. С другой стороны, встроенному усилителю требуется питание, так что подобные колонки приходится подключать ещё и к розетке.
—
Пассивные. Акустические системы, не имеющие встроенного усилителя мощности. Соответственно, подключать такие АС нужно к внешнему усилителю (или устройству, имеющему такой усилитель — например, аудиоресиверу), при этом приходится обращать особое внимание на совместимость компонентов. С другой стороны, пассивная акустика считается более подходящей для создания высококлассных аудиосистем, чем активная: она позволяет выбрать усилитель мощности на своё усмотрение, к тому же в корпусе колонок отсутствует «лишняя» электроника, что снижает вероятность возникновения наводок.
—
Пассивная/активная. Акустические системы, сочетающие пассивные основные колонки с активным сабвуфером. По ряду технических причин активные сабвуферы удобнее пассивных: в частности, они избавляют пользователя от необходимости искать специализированный НЧ-усилитель, да и возможностей по настройке дают больше (последнее может пригодиться для «вписывания» звука в конкретное помещение). Поэтому многие производители выпускают пассивно-активные комплекты.
Кол-во каналов
— 1.0.
Одноканальная (монофоническая) аудиосистема. «В одиночку» такие колонки не обеспечиваю ощущения объемности, однако могут применяться в качестве отдельных компонентов для многоканальных систем объёмного звука.
— 2.0. Обычный стереозвук:
две колонки, отвечающие за левый и правый канал. Позволяет создать минимальную иллюзию «объёмного» звука путём имитации смещения источника звука в пространстве перед слушателем.
—
2.1. Система из двух динамиков, создающих минимальную иллюзию «объёмного» звука, и сабвуфера, обеспечивающего мощный и насыщенный звук за счёт добавления низких и сверхнизких частот.
— 3.0. Система из
трех динамиков (центрального и двух фронтальных). По заявлениям некоторых производителей, такие системы в небольших помещениях способны, при некоторых ухищрениях, воспроизводить полностью объёмный звук без тыловых колонок.
— 5.0. Набор из
пяти колонок (двух фронтальных, центральной и двух тыловых), позволяющий воспроизводить полностью объёмный звук, который субъективно воспринимается слушателем не только перед, но и за собой.
— 5.1. Набор из
пяти колонок и сабвуфера для низких и сверхнизких частот, позволяющий воспроизводить полностью объёмный звук, который субъективно воспринимается
...слушателем не только перед, но и за собой. Системы 5.1 — один из наиболее популярных форматов многоканального звука, широко применяется, в частности, в домашних кинотеатрах.
Встречаются также куда более редкие варианты обусловленные под узкие нужды:
— 1.1. Системы в виде сабвуфера, на который сверху установлена колонка общего диапазона. Встречаются в основном в концертной акустике — из таких комплектующих удобно собирать системы для мощного и насыщенного звука.
— 2.2. Дальнейшее развитие идеи, заложенной в системах 1.1 (см. выше); фактически — это комплекты из двух одинаковых колонок формата 1.1. Подобные комплекты выпускаются из тех соображений, что для концертов, особенно в сравнительно небольших помещениях, нередко бывает достаточно всего пары колонок 1.1; купить сразу две такие колонки удобнее, а часто и дешевле, чем приобретать их по одной.
— 3.1. Система из трех динамиков (центрального и двух фронтальных), а также сабвуфера для низких и сверхнизких частот. Является «урезанной» версией системы 5.1; по заявлениям некоторых производителей, такие системы способны воспроизводить полностью объёмный звук при отсутствии тыловых колонок, за счёт чего являются идеальными для установки в небольших помещениях, где нет возможности разместить полноценную 5.1-акустику.
— 4.0. Разновидность систем 4.1 (см. ниже), лишённая сабвуфера, в остальном полностью аналогичная.
— 4.1. Упрощённая версия формата 5.1 (см. выше); такие системы обычно лишены либо центрального, либо одного из тыловых каналов. В любом случае при прочих равных они обходятся дешевле полноформатных 5.1, но и качество звука у них ощутимо ниже.
— 4.2. В данную категорию относится в основном концертная акустика (см. «Назначение»), представляющая собой расширенную версию описанной выше 2.2. В системах 4.2 над каждым сабвуфером устанавливается не одна, а две колонки общего диапазона. Таким образом можно добиться более качественного и насыщенного звука.
— 5.2. Вариация описанного выше 5.1, дополненная вторым сабвуфером — это положительно сказывается на качестве и точности воспроизведения низких частот. С другой стороны, настройка таких систем несколько сложнее.
— 6.1. Расширенная версия формата 5.1: два фронтальных динамика, центральный, три тыловых (левый, правый и центральный) и сабвуфер для низких и сверхнизких частот. Характеризуется более точной передачей объёмного звука в заднем секторе, однако встречается довольно редко.
— 7.0. Расширенная версия многоканального звука с пятью основными каналами (например, 5.1). В данном случае пять основных каналов дополнены ещё двумя, что позволяет добиться более объёмного и достоверного звучания. Чаще всего дополнительные каналы располагаются сзади («тыл правый» и «тыл левый»), но в зависимости от конкретного формата звука возможны и другие варианты установки — например, по сторонам от пользователя.
— 8.1. Системы, предусматривающие 8 основных каналов звучания плюс 1 низкочастотный. Конкретное распределение основных каналов может быть разным, в зависимости от модели. Однако все системы 8.1 отличаются, с одной стороны, хорошей достоверностью объёмного звука, с другой — высокой стоимостью и сложностью в настройке.Чувствительность
Чувствительность акустической системы.
Эту характеристику указывают на основании того, какую громкость звука акустика способна выдать при подведении к ней сигнала определенной стандартной мощности. Проще говоря, чем выше чувствительность АС — тем громче она будет звучать при той же выходной мощности усилителя. Таким образом, чувствительная акустика может эффективно использоваться даже в сочетании со сравнительно маломощными «усилками». С другой стороны, низкая чувствительность тоже имеет свои преимущества: она позволяет добиться более равномерной АЧХ и снижает вероятность перегрузки усилителя. В наименее чувствительных современных АС данный показатель
не превышает 84 дБ, в наиболее чувствительных он составляет
95 – 96 дБ и
более.
Отметим, что на практике обращать внимание на этот параметр приходится тогда, когда акустику планируется использовать с отдельно подобранным усилителем мощности. Поэтому для активных систем (см. «Тип») чувствительность имеет чисто справочное значение, и при выборе ее, как правило, можно не учитывать.
Частота кроссовера
Частота кроссовера, предусмотренного в конструкции АС.
Кроссовер устанавливается исключительно в модели с несколькими полосами (см. «Количество полос»). Это электронный фильтр, который обеспечивает разделение входящего аудиосигнала на отдельные частотные диапазоны и направляет каждый диапазон на «свой» комплект динамиков. А частота кроссовера показывает, где проходит граница между этими диапазонами. Если полос больше двух — то и подобных границ будет несколько: например, для четырехполосной системы может быть указано «0.15 / 0.8 / 2.8 кГц» или «0.12 / 1 / 3.8».
В большинстве случаев данный параметр имеет в основном справочное значение: частоты встроенного кроссовера подбираются под рабочие характеристики динамиков, установленных в АС.
Фронт
Номинальная мощность одной фронтальной колонки АС.
Подробнее о номинальной мощности см. «Суммарная номинальная мощность» ниже. Здесь же отметим, что чем выше мощность — тем громче может звучать компонент системы — разумеется, при правильно подобранном усилителе. Кроме того, и для согласования с усилителем этот параметр весьма важен: желательно, чтобы выходная мощность на соответствующем канале усилителя была не больше, чем мощность колонки. Если входящий сигнал будет мощнее — возможны искажения в звучании и даже повреждения динамиков, а если слабее — то громкость звучания понизится (иными словами, нельзя будет использовать весь потенциал акустики), но этот момент будет критичен лишь для прослушивания на максимальной громкости.
Тыл
Номинальная мощность тыловой колонки АС. Подробнее о номинальной мощности см. «Фронт» выше.
Центр
Номинальная мощность центральной колонки АС. Подробнее о номинальной мощности см. «Фронт» выше.
Максимальная мощность усилителя
Наибольшая номинальная мощность усилителя, с которым колонки способны безопасно работать. Слишком высокая мощность входящего сигнала может повредить динамики, поэтому при подключении стоит следить за тем, чтобы характеристики усилителя не превышали возможностей колонок.
Стоит отметить, что данный параметр может быть несколько выше суммарной номинальной мощности акустики (см. ниже), поскольку речь в данном случае идёт лишь о сохранности оборудования, а не об отсутствии искажений в звучании.
Суммарная номинальная мощность
Общая номинальная мощность всех компонентов АС, иными словами — сумма мощностей всех колонок. В качестве номинальной обычно указывают наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность, на которой акустика может работать длительное время без перегрузок и повреждений. При этом отдельные скачки мощности могут заметно превышать это значение, однако именно номинальная мощность является основной характеристикой любой АС.
От этой характеристики зависит в первую очередь громкость звучания: чем мощнее колонки — тем более громкий звук они могут выдать при наличии подходящего усилителя. Кроме того, в пассивных и пассивно-активных моделях от мощности зависит еще и совместимость с внешним усилителем: выходная мощность «усилка» не должна превышать мощности подключенной к нему акустики, иначе возможны перегрузки и даже поломки.
Подробные рекомендации касательно выбора АС по мощности под ту или иную ситуацию можно найти в специальных источниках. Однако в целом показатель до
100 Вт по меркам современной акустики считается достаточно скромным,
100 – 200 Вт — средним,
200 – 300 Вт — выше среднего, а самые мощные комплекты выдают
до 500 Вт и даже
более.
В завершение отметим еще два нюанса. Во-первых, при сравнении разных систем по данной характеристике нужно учитывать еще и формат звука, в котор
...ом они работают. В частности, при наличии сабвуфера на него может приходиться значительная часть суммарной мощности — до половины и более. В итоге, к примеру, комплект 2.1 на 50 Вт с 20-ваттным «сабом» на основных частотах не сможет вытянуть такую же громкость, как 40-ваттная система 2.0: в первом случае на каждый основной канал будет приходиться всего по 15 Вт, во втором — по 20 Вт. Во-вторых, в многоканальных системах общая мощность может распределяться между каналами в разной пропорции; так что, скажем, две системы 5.1 с одной и той же суммарной мощностью могут заметно различаться по балансу фронта и тыла на максимальной громкости.