Макс. напор
Максимальный напор, создаваемый насосом. Этот параметр чаще всего обозначают в метрах, по высоте водяного столба, который может создать агрегат — иными словами, по высоте, на которую он способен подать воду. Оценить создаваемое насосом давление можно по простой формуле: каждый 10 м напора соответствуют давлению в 1 бар.
Выбирать насос по данному параметру стоит с учётом того, на какую высоту он должен подавать воду, а также с поправкой на потери и необходимость давления в водопроводе. Для этого необходимо определить разницу по высоте между уровнем воды и самой высокой точкой водозабора, к этой цифре прибавить ещё от 10 до 30 м (в зависимости от давления, которое нужно получить в водопроводе), и получившийся результат умножить на 1,1 — это и будет минимально необходимый напор.
Высота всасывания
Наибольшая разница между высотой расположения насоса и высотой уровня воды, при которой насос может обеспечить нормальное всасывание. Без специальных приспособлений максимальное значение этого параметра составляет 7 – 8 м — это связано с физикой процесса. Однако при использовании эжектора (см. ниже) высоту всасывания можно увеличить в несколько раз.
Максимальный размер частиц
Наибольший размер твёрдых частиц, с которыми насос способен без проблем справиться. Этот размер является основным показателем, определяющим назначение устройства (см. выше); да и в целом чем он больше — тем надёжнее устройство, тем ниже риск его повреждения при попадании постороннего предмета в магистраль всасывания. Если же риск появления слишком крупных механических примесей всё же велик, дополнительную защиту можно обеспечить при помощи фильтров или сеток на входе. Однако такую меру стоит рассматривать лишь как защиту на крайний случай, т.к. от постоянного воздействия твёрдых частиц сетки забиваются и деформируются, что может привести как к закупориванию магистрали, так и к прорыву фильтра.
Мощность
Номинальная мощность двигателя насоса. Чем мощнее двигатель — тем, как правило, выше производительность агрегата, тем больше напор, высота всасывания и т.п. Разумеется, эти параметры во многом зависят от других особенностей (в первую очередь принципа действия, см. выше); но схожие по устройству модели вполне можно в общих чертах сравнивать по мощности.
Отметим, что высокая мощность, как правило, увеличивает габариты, вес и стоимость насоса, а также предполагает большие затраты электричества или топлива (см. «Питание»). Поэтому выбирать насос по данному показателю стоит с учётом конкретной ситуации; более детальные рекомендации можно найти в специальных источниках.
Хар-ки двигателя
Основные характеристики двигателя внутреннего сгорания (см. «Питание»), установленного в мотопомпе. В данном пункте могут указываться, в частности, такие моменты:
— Объём. Рабочий объём цилиндра (цилиндров) двигателя. Больший объём, как правило, обеспечивает большую мощность, однако и потребление топлива при этом растёт соотстветственно.
— Мощность. Мощность бензиновых и дизельных двигателей традиционно указывается в лошадиных силах. Смысл этого параметра тот же, что и у номинальной мощности (см. выше), указываемой в ваттах. А одни единицы можно с легкостью перевести в другие: 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт. Однако обозначение в лошадиных силах бывает удобнее для оценки и сравнения именно двигателей внутреннего сгорания.
— Количество тактов. В современных агрегатах с ДВС, включая мотопомпы, могут применяться 2-тактные либо 4-тактные двигатели. Первый вариант отличается более высокой мощностью и меньшей стоимостью; его недостатками являются высокий уровень шума и необходимость заправки топливо-масляной смесью, что не очень удобно. 4-тактные ДВС довольно сложны по конструкции и дороги, однако они проще в эксплуатации, да и шумят меньше. Отметим, что большинство 2-тактных двигателей — бензиновые, дизели этого типа на сегодня практически не встречаются.
— Количество цилиндров. Наличие нескольких цилиндров способствует равномерности вращения вала двигателя. С другой стороны, эта особенность заметно сказывается на размерах и весе..., притом что равномерность для насосов некритична. Поэтому подавляющее большинство двигателей в современных мотопомпах — одноцилиндровые.
— Способ запуска. Двигатель может запускаться как вручную, так и электростартером. О первом способе см. выше; ручной же запуск труднее (обычно нужно со значительным усилием дёрнуть за специальный тросик, часто несколько раз), однако более надёжен, т.к. не зависит от аккумулятора.
— Тип охлаждения. В современных ДВС применяются два типа охлаждения — жидкостное (водяное) и воздушное. Конкретно же в мотопомпах подавляющее большинство устройств использует второй вариант, т.к. воздушные системы значительно проще и дешевле, а их эффективность хотя и ниже, чем у водяных, но всё же вполне достаточна.
Объем масляного бака
Объём бака для масла, установленного в мотопомпе (см. «Тип»). Данная характеристика прежде всего позволяет оценить, сколько масла понадобится для первой заправки мотопомпы — бак нужно залить на полный объём.
Объем топливного бака
Объём топливного бака в насосе с двигателем внутреннего сгорания (см. «Питание»). Зная этот параметр и расход топлива, можно определить максимальное время работы агрегата на одной заправке. Разумеется, чем объёмнее бак — тем дольше насос может проработать без дозаправки, при прочих равных; с другой стороны, большая вместимость заметно сказывается на габаритах и весе устройства.
Страна происхождения бренда
Страна происхождения бренда, под которым насос представлен на рынке.
Существует множество стереотипов, связанных с тем, как происхождение товаров из той или иной страны влияет на их качество. Однако в целом эти стереотипы не имеют под собой оснований. Во-первых, в данном пункте указывается не фактическое место выпуска агрегата, а «родина» торговой марки (или место расположения штаб-квартиры производителя); производственные мощности могут располагаться и в другой стране. Во-вторых, фактическое качество изделия зависит не столько от географии, сколько от организации процессов внутри той или иной компании. Так что при выборе лучше всего ориентироваться не столько на «национальность» унитаза, сколько на общую репутацию того или иного бренда. А обращать внимание на страну происхождения имеет смысл в том случае, если вы принципиально желаете (или не желаете) поддержать производителя из определенного государства.
Материал крыльчатки / шнека
Материал, из которого изготовлен основной рабочий элемент насоса — колесо (крыльчатка), шнек либо мембрана. Эта деталь непосредственно контактирует с перекачиваемой жидкостью, так что ее свойства имеют ключевое значение для общих характеристик и возможностей насоса.
— Пластик. Пластик отличается невысокой стоимостью, к тому же он не подвержен коррозии. Считается, что механическая прочность у этого материала в целом невелика, и он плохо переносит контакты с твердыми примесями. Однако в наше время существует множество сортов пластика — в том числе особые высокопрочные разновидности, подходящие даже для работы с сильно загрязненной водой или канализационними стоками. Так что пластиковые крыльчатки/шнеки можно встретить в самых разных видах насосов; общее качество и надежность таких деталей, как правило, зависит от ценовой категории агрегата.
— Чугун. Твердый, прочный, надежный и в то же время сравнительно недорогой материал. По коррозионной стойкости чугун теоретически уступает более продвинутым сплавам вроде нержавеющей стали или алюминия; однако при соблюдении правил эксплуатации этот момент не является критичным, и срок службы чугунных деталей получается не меньшим, чем общий срок службы насоса. К однозначным же недостаткам данного варианта можно отнести большую массу, из-за чего несколько возрастает расход энергии/топлива при работе.
— Нержавеющая сталь. В соответствии с названием, одним из ключевых достоинств «нержавейки» являетс...я высокая стойкость к коррозии — и, соответственно, надежность и долговечность. Обходится такой сплав несколько дороже чугуна, однако и весит меньше.
— Алюминий. Алюминиевые сплавы сочетают в себе прочность, надежность, коррозионную устойчивость и небольшой вес. Однако и стоят такие материалы довольно дорого — дороже той же «нержавейки», не говоря уже о чугуне.
— Латунь. Разновидности латуни, применяемые в насосах, отличаются высокой прочностью и твердостью, а также нечувствительностью к влаге. Стоят такие материалы достаточно недешево, однако эта цена вполне оправдывается упомянутыми достоинствами. Поэтому в отдельных разновидностях насосов — в частности, поверхностных моделях и насосных станциях — латунные крыльчатки пользуются большой популярностью.
— Бронза. Материал, по многим свойствам схожий с описанной выше латунью. Впрочем, применяется бронза заметно реже — в частности, из-за несколько большей стоимости.
— Сталь. Разновидности стали, не относящиеся к нержавеющим, применяются крайне редко — в отдельных моделях насосов для химических жидкостей. При этом в подобных деталях сталь обычно используется как основа, а для защиты от коррозии на нее наносится покрытие из фторопласта или другого аналогичного материала.
— Силумин. Силуминами называют алюминиевые сплавы с добавкой кремния. По ряду причин такие материалы в насосах встречаются редко, причем в основном среди относительно недорогих моделей.
— Резина. Материал, традиционно используемый для мембран в насосах с вибрационным способом работы (см. «Принцип действия»).