Макс. производительность
Максимальный объём воды, который устройство способно перекачать за определённое количество времени; также этот параметр иногда называют пропускной способностью. Он является одной из ключевых характеристик любого насоса, т.к. характеризует объёмы воды, с которыми может работать устройство. В то же время далеко не всегда имеет смысл гнаться за максимальной производительностью — ведь она заметно сказывается на габаритах, весе и «прожорливости» агрегата.
Существуют формулы, позволяющие вывести оптимальные значения производительности для разных ситуаций. Так, если насос предназначен для подачи воды к водозаборным точкам, его минимально необходимая производительность должна быть не ниже наибольшего суммарного расхода; при желании к этому значению можно добавить запас в 20 – 30%. А для канализационных моделей (см. «Назначение») всё будет зависеть уже от объёмов сточных вод. Более детальные рекомендации по выбору насоса в зависимости от производительности можно найти в специальных источниках.
Принцип действия
Базовый принцип или принципы, за счёт которых осуществляется всасывающее действие насоса.
— Центробежный. Как следует из названия, данная разновидность насосов использует центробежную силу. Основным их элементом является рабочее колесо, установленное в круглом корпусе; входное отверстие находится на оси вращения этого колеса. При работе жидкость за счёт центробежной силы, возникающей при вращении колеса, отбрасывается от центра к его краям и затем поступает в выходной патрубок, направленный по касательной к окружности вращения колеса. Центробежные насосы достаточно просты по конструкции и недороги, при этом они надёжны и экономичны (за счёт высокого КПД), имеют большую высоту всасывания (см. ниже), а поток жидкости получается непрерывным. В то же время производительность подобных агрегатов может сильно падать при высоком сопротивлении в системе подачи воды. Кроме того, если уровень жидкости находится ниже входного патрубка, насос перед каждым пуском придётся заполнять водой заново.
— Вихревой. Вихревые насосы отчасти схожи с центробежными: в них также имеется круглый корпус и рабочее колесо с лопастями. Однако в таких агрегатах и входной, и выходной патрубок направлены по касательной к рабочему колесу, а лопасти отличаются по конструкции. Способ работы также принципиально иной — в соответствии с названием, он использует вихри, образующиеся на лопастях колеса. Вихревые агрегаты значительно превосходят центробежные по напору; кроме того, они обычно самов...сасывающие (см. «Устройство»), а конструкция в большинстве случаев такова, что насос приходится заливать водой только при первом включении после установки. С другой стороны, подобные модели чувствительны к загрязнениям — даже небольшие частицы, попадающие в рабочее колесо, могут вызывать повреждения, заметно снижающие КПД. Да и сам КПД у вихревых насосов невелик — в 2 – 3 раза ниже, чем у центробежных; уступают они и по высоте всасывания (см. ниже).
— Центробежно-вихревой. Насосы, сочетающие в работе два описанных выше принципа. По сути каждый подобный агрегат представляет собой пару из центробежного и вихревого насоса, установленных на общем валу и соединенных последовательно. При работе вода поступает сначала на центробежное колесо, которое отвечает за всасывание, а затем на вихревое, обеспечивающее напор. За счёт этого удалось объединить в одном агрегате преимущества обоих типов — большую высоту всасывания, высокий напор и самовсасывающее устройство. Однако и стоят подобные агрегаты соответственно.
— Вибрационный. Также используется термин «мембранный». Действие вибрационных насосов основано на применении гибкой мембраны, оснащённой приспособлением, заставляющим её вибрировать. Эта мембрана является одной из стенок рабочей камеры, а сама камера имеет впускной и выпускной клапаны. Когда мембрана движется «наружу» и объём рабочей камеры увеличивается, открывается впускной клапан (выпускной закрыт), позволяя жидкости поступать внутрь; а когда мембрана движется «внутрь» и выталкивает жидкость — наоборот, открывается выпускной. Основными достоинствами данного устройства являются простота, компактность, универсальность, невысокая стоимость, простота в регулировании и практически полная нечувствительность к работе «всухую». В то же время срок службы таких агрегатов относительно невелик из-за сильного износа мембраны.
— Винтовой. Ещё одно название данного принципа — «шнековый», поскольку основной деталью таких насосов является именно шнек — ротор (или несколько роторов) в форме винта. Подобная конструкция делает насос весьма надёжным, позволяет добиться высокого давления на выходе и равномерной подачи жидкости, обеспечивает самовсасывание (см. «Устройство»), а также отличается низким уровнем шума. В то же время винтовые агрегаты сложны в производстве и, соответственно, дороги.
Устройство
Основное разделение по данному параметру связано с тем, может ли насос удалить воздух из всасывающей магистрали. Это, в свою очередь, определяет особенности запуска агрегата.
— Самовсасывающий. К самовсасывающим относятся все насосы, для которых при запуске не требуется полное отсутствие воздуха во всасывающей магистрали — достаточно того, чтобы водой был заполнен сам насос. Соответственно, такие модели менее требовательны и нормально переносят попадание воздуха в магистраль. Однако это требует надёжной конструкции, способной нормально противостоять гидроударам, что соответственно сказывается на стоимости агрегата.
— Нормальновсасывающий. Насосы с данным устройством могут нормально работать лишь в том случае, когда и корпус агрегата, и магистраль всасывания полностью наполнены водой. Если же в магистраль попадает воздух — необходимо удалить его, иначе насос не сможет нормально запуститься. Подобные модели не столь удобны, как самовсасывающие; в то же время они обходятся заметно дешевле, а при нормальном качестве системы водоснабжения существенной разницы между двумя разновидностями практически нет.
Высота всасывания
Наибольшая разница между высотой расположения насоса и высотой уровня воды, при которой насос может обеспечить нормальное всасывание. Без специальных приспособлений максимальное значение этого параметра составляет 7 – 8 м — это связано с физикой процесса. Однако при использовании эжектора (см. ниже) высоту всасывания можно увеличить в несколько раз.
Максимальный размер частиц
Наибольший размер твёрдых частиц, с которыми насос способен без проблем справиться. Этот размер является основным показателем, определяющим назначение устройства (см. выше); да и в целом чем он больше — тем надёжнее устройство, тем ниже риск его повреждения при попадании постороннего предмета в магистраль всасывания. Если же риск появления слишком крупных механических примесей всё же велик, дополнительную защиту можно обеспечить при помощи фильтров или сеток на входе. Однако такую меру стоит рассматривать лишь как защиту на крайний случай, т.к. от постоянного воздействия твёрдых частиц сетки забиваются и деформируются, что может привести как к закупориванию магистрали, так и к прорыву фильтра.
Вых. отверстие подключения / патрубок
Размер резьбы, предназначенной для подключения шланга или трубопровода к выходному отверстию насоса. При наличии в конструкции патрубка с внешней резьбой размер указывается для неё, при отсутствии — для внутренней резьбы входного отверстия.
В любом случае размеры выхода насоса и крепления на подключаемом к нему шланге/трубопроводе должны совпадать — иначе придётся искать переходники. Эти крепления традиционно указываются в дюймах и долях дюйма.
Данный параметр актуален в первую очередь для поверхностных моделей.
Вход. отверстие подключения / патрубок
Размер резьбы, предназначенной для подключения насоса к магистрали всасывания. Этот параметр полностью аналогичен размеру выходного отверстия (см. выше) — в частности, он может указываться как для патрубка, так и для входного отверстия насоса.
Мощность
Номинальная мощность двигателя насоса. Чем мощнее двигатель — тем, как правило, выше производительность агрегата, тем больше напор, высота всасывания и т.п. Разумеется, эти параметры во многом зависят от других особенностей (в первую очередь принципа действия, см. выше); но схожие по устройству модели вполне можно в общих чертах сравнивать по мощности.
Отметим, что высокая мощность, как правило, увеличивает габариты, вес и стоимость насоса, а также предполагает большие затраты электричества или топлива (см. «Питание»). Поэтому выбирать насос по данному показателю стоит с учётом конкретной ситуации; более детальные рекомендации можно найти в специальных источниках.
Хар-ки двигателя
Основные характеристики двигателя внутреннего сгорания (см. «Питание»), установленного в мотопомпе. В данном пункте могут указываться, в частности, такие моменты:
— Объём. Рабочий объём цилиндра (цилиндров) двигателя. Больший объём, как правило, обеспечивает большую мощность, однако и потребление топлива при этом растёт соотстветственно.
— Мощность. Мощность бензиновых и дизельных двигателей традиционно указывается в лошадиных силах. Смысл этого параметра тот же, что и у номинальной мощности (см. выше), указываемой в ваттах. А одни единицы можно с легкостью перевести в другие: 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт. Однако обозначение в лошадиных силах бывает удобнее для оценки и сравнения именно двигателей внутреннего сгорания.
— Количество тактов. В современных агрегатах с ДВС, включая мотопомпы, могут применяться 2-тактные либо 4-тактные двигатели. Первый вариант отличается более высокой мощностью и меньшей стоимостью; его недостатками являются высокий уровень шума и необходимость заправки топливо-масляной смесью, что не очень удобно. 4-тактные ДВС довольно сложны по конструкции и дороги, однако они проще в эксплуатации, да и шумят меньше. Отметим, что большинство 2-тактных двигателей — бензиновые, дизели этого типа на сегодня практически не встречаются.
— Количество цилиндров. Наличие нескольких цилиндров способствует равномерности вращения вала двигателя. С другой стороны, эта особенность заметно сказывается на размерах и весе..., притом что равномерность для насосов некритична. Поэтому подавляющее большинство двигателей в современных мотопомпах — одноцилиндровые.
— Способ запуска. Двигатель может запускаться как вручную, так и электростартером. О первом способе см. выше; ручной же запуск труднее (обычно нужно со значительным усилием дёрнуть за специальный тросик, часто несколько раз), однако более надёжен, т.к. не зависит от аккумулятора.
— Тип охлаждения. В современных ДВС применяются два типа охлаждения — жидкостное (водяное) и воздушное. Конкретно же в мотопомпах подавляющее большинство устройств использует второй вариант, т.к. воздушные системы значительно проще и дешевле, а их эффективность хотя и ниже, чем у водяных, но всё же вполне достаточна.