Возраст
Рекомендации по возрасту являются довольно условными, однако отступать от них всё равно не рекомендуется. Так конструкторы для подросших детей могут содержать мелкие детали, которые любопытный маленький ребёнок может проглотить. В тоже время наборы для маленьких просты в сборке и неинтересны взрослым детям. А неподходящий по возрасту конструктор может оказаться слишком сложным и неудобным, расстроить или даже испугать малыша.
Отметим, что возрастная категория до некоторой степени характеризует и максимальный возраст, в котором может пригодиться конструктор. К примеру, набор на
1+ и
2+ навряд ли привлечет
8-летнего и даже
7-летного ученика младших классов, а сложная конструкция
14+,
16+ и даже
18+ часто оказывается интересной даже для взрослых за 30 и даже за 40. Впрочем, даже в пределах одной возрастной категории многое зависит от особенностей конкретного набора, в частности, от типа игры. А варианты констукторов бывают на любой возраст. Помимо перечисленных выше, встречаются также
3+,
4+,
5+,
6+,
9+,
10+,
11+,
12+.
Тип игры
Этот пункт позволяет оценить общие особенности игр и занятий с конструктором.
Чаще всего тип игры указывают по общей тематике, которой посвящен набор. В этом плане наибольшей популярностью пользуются такие варианты:
воздушный транспорт и техника,
водный транспорт,
военная техника,
в мире животных,
железная дорога,
здания (магазины, заправки, жилые дома, и пр.),
космос,
Minecraft,
наземный транспорт и техника,
/герои мультфильмов,
полиция и бандиты,
пожарная служба,
принцессы,
растения (цветы, деревья),
развлекательные комплексы,
робототехника,
рыцари, пираты,
оружие,
служба спасения,
строительство,
фантастика,
фэнтези. Комплекты, имеющие определенную тематику, но не относящиеся к данному списку, принято относить в категорию
...="/list/516/pr-18602/">«сюжетный набор».
Также тип игры может указываться по техническим особенностям самого конструктора. Здесь вариантов немного:
лабиринты с шариками (marble run),
мягкие модули,
наборы деталей, а также
научные и познавательные комплекты.
В большинстве случаев особенности того или иного типа игры понятны уже из названия, и на них не стоит дополнительно останавливаться. Однако технические особенности, а также некоторые тематические варианты все же стоит рассмотреть внимательнее:
— Наборы деталей. В эту категорию входят два вида конструкторов. Первый — это комплекты без тематической специализации, состоящие из универсальных деталей и позволяющие собирать самые разнообразные конструкции (обычно даже штатная инструкция предусматривает 10 – 20 вариантов сборки, а фактические возможности ограничиваются только воображением ребенка). Второй вид — единичные детали или комплекты из нескольких деталей, продаваемые отдельно, но не представляющие собой полноценного конструктора; они покупаются либо для замены утраченных деталей из набора, либо для того, чтобы дополнить набор некоторыми новыми возможностями (например, ввести нового персонажа).
— Научные и познавательные. Конструкторы этого типа можно еще назвать «обучающими»: развлекая ребенка, они в то же время дают ему знания по основам механики, электротехники или даже кибернетики/программирования. Классический пример подобного конструктора — набор для сборки работающих электронных схем.
— Лабиринт с шариками (marble run). Набор для сборки трассы, по которой скатываются шарики. Сама трасса представляет собой наклонный желоб, который может дополняться трамплинами, препятствиями, развилками и другими специфическими элементами. Размер такого конструктора может быть разным — от простейшего желоба на 1 – 2 элемента до комплекта в несколько десятков деталей, которые можно каждый раз соединять по-новому, строя трассы разной формы. Выпускаются наборы на несколько параллельных желобов, позволяющие проводить «соревнования».
— Мягкие модули. Конструкторы, детали в которых выполнены из мягкого материала (обычно полимера EVA). Такие детали, как правило, имеют довольно крупный размер: из некоторых наборов можно собрать целую «крепость», внутри которой может поместиться ребенок. Также отметим, что при сборке мягкие модули не скрепляются между собой, а ставятся одна на другую, наподобие строительных кирпичиков (хотя могут встречаться и другие варианты сборки). Конструкторы этого типа рассчитаны в основном на самых маленьких; здесь стоит отметить, что мягкий материал делает детали максимально безопасными и сводит к минимуму риск травм.
— Minecraft. Конструкторы, посвященные популярной компьютерной игре Minecraft. Объекты и персонажи в такой игре составлены из прямоугольных блоков и имеют характерную угловатую форму, что позволяет с легкостью выпускать их в виде конструкторов.
— Транспорт (воздушный, наземный, водный). Эти типы игры указываются для комплектов, не относящихся к более узкой тематике. Например, обычный гражданский самолет будет отнесен к воздушному транспорту, а похожий самолет в военной раскраске — к военной технике.
— Оружие. Эта разновидность конструкторов позволяет собирать копии огнестрельного оружия — схожие по размеру с оригиналом, а нередко еще и способные стрелять специальными безопасными «пульками» (обычно для этого используется пружинный механизм).
— Развлекательные комплексы. Комплекты этой тематики воспроизводят игровые площадки, аттракционы, аквапарки и т. п.
— Фантастика. Научная фантастика в широком смысле слова, где важную роль играет техника и технологии. Конструкторы из этой серии могут быть посвящены как «технике вообще», так и определенному произведению; один из самых популярных вариантов — «Звездные войны».
— Фэнтези. Наборы по тематике «меча и магии» — в противовес традиционной «технической» фантастике. Относительно редко связаны с определенными произведениями, но часто имеют собственные оригинальные мини-сюжеты (иногда объединяющие целую серию конструкторов).
— Рыцари и пираты. Касательно данного варианта стоит отметить, что рыцари в таких конструкторах выглядят более-менее исторически достоверно; воины из сказок и фантастических историй встречаются в наборах из категории «фэнтези».
— Герои мультфильмов. Термин «мультфильмы» в данном случае условный — подобные конструкторы могут быть посвящены и кино (характерные примеры — «Гарри Поттер», супергерои киновселенной Marvel, или даже «взрослые» произведения вроде сериала «The Stranger Things»).
— Строительство. Этот тип игры указывается для конструкторов, воспроизводящих стройплощадки или строительную технику. Если речь идет о «наборе юного строителя», из которого собирается модель строения — такой комплект относится в категорию «здания».
Кол-во деталей
Общее количество деталей, входящее в комплект поставки конструктора. При этом в подсчёте, как правило, учитываются и детали, из которых состоят отдельные персонажи (туловище, руки-ноги-голова и т.п.) — несмотря на то, что фигурки чаще всего поставляются собранными и на разборку при штатном использовании не рассчитаны. Также отметим, что комплект может включать и несколько запасных деталей, на случай поломки или потери какого-то из основных элементов.
Кол-во персонажей
Количество персонажей, входящее в комплект поставки конструктора.
Под персонажем в данном случае подразумевается фигурка человека или человекоподобного существа (например, инопланетянина или робота). Животные формально к персонажам не относятся, поэтому указываются отдельно, в примечаниях к данному пункту; исключением являются антропоморфные (человекоподобные) фигурки, отличающиеся от людей лишь чертами лица, наличием когтей и хвостов и т.п. Также отметим, что к данной категории не относятся существа, сборка которых является основным назначением конструктора. К примеру, если конструктор предназначен для сборки человекоподобного робота, а механик робота выполнен в виде отдельной фигурки, то персонажем будет считаться только механик.
Соединение
Основной способ соединения деталей, используемый в конструкторе.
— Блочное.
Блочное соединение основано на сочетании выступов и выемок. Классический пример такого соединения — известные многим «кирпичики» Lego, однако подобный принцип используется во множестве других современных конструкторов всех возрастных категорий. Блочное соединение не требует особо сложной формы деталей, оно хорошо сочетается с самым популярным материалом детских конструкторов — пластиком (см. выше), и в целом достаточно надёжно; при этом при падении собранной игрушки блоки легко разъединяются, и изделие распадается на отдельные детали (что снижает риск повреждения этих деталей). Также отметим, что данный вариант весьма универсален и подходит для конструкторов разных возрастных категорий и типов игры.
— Магнитное. В соответствии с названием, в
магнитных конструкторах детали соединяются за счёт постоянных магнитов. Современные технологии позволяют создавать мощные и в то же время миниатюрные магниты, благодаря чему некоторые комплекты данного типа по надёжности соединения деталей не уступают блочным (см. выше). А соединение и разъединение магнитов предельно просто — ведь они сами «прилипают» друг к другу, благодаря чему такое соединение пользуется популярностью даже в младшей возрастной категории.
—
Винтовое. Соединение при помощи винтов и гаек.
...Данный вариант был весьма популярен в конструкторах советского времени; на сегодняшний день его популярность несколько упала, однако винтовые наборы всё ещё весьма распространены. Винты — довольно сложный для ребёнка тип соединения, они требуют аккуратности, кропотливости и точности движений. Это, с одной стороны, может создать трудности, с другой — делает винтовые комплекты весьма привлекательными для детей, увлекающихся механикой, конструированием и т.п., а также отлично развивает мелкую моторику.
— Шарнирное. Соединения в виде поворотных креплений. Как правило, одна половина такого крепления имеет вид «ухвата», похожего по форме на букву U, а вторая половина представляет собой поперечину, за которую цепляется «ухват». Аналогично описанным выше блочным, шарнирные крепления используются в основном в пластиковых конструкторах. Они просты в использовании, достаточно надёжны и при этом позволяют создавать и поворотные, и неподвижные соединения (например, с поперечиной квадратного сечения и соответствующим «ухватом»). С другой стороны, шарниры менее универсальны, поэтому встречаются они относительно редко, в основном в наборах деталей (см. «Тип игры») и оригинальных тематических комплектах (например, посвящённых сборке роботов).
— Клеевое. Соединение при помощи специального состава. Отметим, что, в отличие от традиционного клея, данный состав обычно делается «многоразовым». Высыхая, он надёжно схватывает соединения, а для того, чтобы разобрать конструкцию, достаточно поместить её в воду, которая и растворит швы между деталями. При этом по способу приготовления такой «клей» обычно похож на цемент — он поставляется в сухом виде, и готовить смесь нужно самостоятельно. Данный способ соединения используется в конструкторах из керамики (см. «Материал»): он даёт ребёнку возможность почувствовать себя настоящим строителем, приучает к аккуратности и в то же время оставляет простор для творчества и право на ошибку.
Отметим, что существуют конструкторы, не относящиеся ни к одному типу соединений — это в первую очередь деревянные наборы для самых маленьких, где детали просто ставятся друг на друга, никак не скрепляясь.Движущиеся элементы (механика)
Детали и элементы, которые после сборки конструктора могут двигаться, но не имеют привода от мотора; проще говоря — подвижные части, которые нужно двигать вручную. Это могут быть, к примеру, окна и двери, люки, винты, стрелы кранов и т. п. Исключением являются вращающиеся колеса — они в данном случае не считаются движущимися элементами.
Механические движущиеся элементы могут сочетаться с моторизованными (см. ниже).
Стреляет
Наличие в собранной конструкции оружия, которое позволяет полноценно проводить выстрелы. Такое решение делает собранную модель более реалистичной и расширяет область для игр. Естественно,
стрельба осуществляется пластиковыми элементами конструктора и никак не могут навредить ребенку. А сам выстрел возможен благодаря подпружиненным деталям.
Инерционное движение
Возможность движения собранной модели инерционным способом.
В подобных моделях колёса связаны с пружиной или иным подобным приспособлением, способным запасать механическую энергию. Для запуска нужно оттянуть конструкцию назад, так чтобы колёса провернулись, «зарядив» пружину. После этого достаточно отпустить модель — и пружина раскрутит колёса, позволив проехать определённое расстояние.
Инерционные «двигатели» просты, недороги и могут быть довольно быстрыми. Правда, их «заряда» хватает не более чем на несколько секунд, но это нельзя назвать серьёзным недостатком — запуск инерционных моделей может быть весьма забавным занятием.