Подключение
Способ подключения автоинвертора к бортовой сети или аккумулятору автомобиля.
—
В прикуриватель. Подключение к стандартной автомобильной розетке DC 12V; традиционно роль такой розетки играет гнездо прикуривателя (отсюда и название), однако во многих автомобилях новых моделей предусматривается и отдельное гнездо. Этот вариант наиболее удобен — ведь воткнуть штекер в гнездо намного проще, чем тянуть кабеля от аккумулятора к месту установки инвертора. С другой стороны, он подходит лишь для моделей с номинальной выходной мощностью (см. ниже) до 300 Вт — большая мощность создаёт нерасчётные нагрузки на бортовую сеть и может привести к перегреву и повреждению проводки.
—
Крокодилы (к аккумулятору). Подключение непосредственно к аккумулятору при помощи кабелей с зажимами типа «крокодил». Само по себе прямое соединение с аккумулятором позволяет создавать довольно мощные устройства — ограничение 300 Вт, характерное для питания от прикуривателя (см. выше), тут не действует. Правда, считается, что зажимы-«крокодилы» обеспечивают менее плотное и надёжное соединение, чем кабели (см. ниже), и хуже подходят для сильных токов. Поэтому номинальная мощность подобных инверторов обычно не превышает 1500 Вт. С другой стороны, подобное соединение удобнее для быстрого подключения-отключения инвертора.
—
Кабель (к аккумулятору). Подключение
...напрямую к аккумуляторной батарее при помощи кабелей с плоскими контактами, которые при подключении зажимаются в клеммах батареи. Такая конструкция обеспечивает более плотный контакт, чем описанные выше «крокодилы», однако менее удобна при подключении и отключении инвертора. Она характерна для инверторов высокой мощности.
— В прикуриватель/крокодилы. Универсальные модели, допускающие подключение и через гнездо прикуривателя, и напрямую к аккумулятору при помощи зажимов-«крокодилов». Технические особенности обоих вариантов подключения описаны выше. Здесь же отметим, что номинальная выходная мощность подобных инверторов может превышать 300 Вт; в таких случаях при работе от прикуривателя необходимо соблюдать осторожность и не подключать к устройству нагрузку более чем на 300 Вт.Номинальная выходная мощность
Общая мощность питания, выдаваемого автоинвертором в штатном режиме работы. Другими словами этот параметр можно описать как
наибольшую номинальную мощность подключённой нагрузки, при которой устройство способно без сбоев и перегрузок проработать в течение длительного времени (сравнимого с временем разрядки аккумулятора, который используется для питания).
Соответственно, при выборе по номинальной выходной мощности стоит исходить из энергопотребления предполагаемой нагрузки. При этом подбирать инвертор стоит с запасом в 15-20% — например, для ноутбука с потреблением 150 Вт рекомендуется устройство не менее чем на 175 Вт. Это связано не только с защитой от перегрузок, но и с тем, что многие инверторы способны выдавать заявленную мощность лишь при полном заряде аккумулятора, а по мере исчерпания этого заряда она снижается.
Также стоит учитывать, что некоторые устройства — например, автохолодильники или бытовые пылесосы — при запуске потребляют значительно больше энергии, чем в обычном режиме работы. Поэтому при выборе инвертора для подобных устройств стоит ориентироваться не только на номинальную, но и на пиковую мощность — мощность, которую автоинвертор способен без последствий выдать в течение нескольких секунд.
Пиковая выходная мощность
Наибольшая суммарная мощность питания (пиковая), которую автоинвертор может выдать на нагрузку в течение относительно короткого времени — 2-3 c. Как правило, эта мощность больше номинальной (см. выше) на 30-50%. При этом, если Вы выбираете инвертор по максимальной мощности, действуют те же правила, что и для номинальной — показатели устройства должны быть на 15-20% выше общей мощности подключенной нагрузки. А для работы с приборами, потребляющими большое количество энергии при запуске (пылесосами, электроинструментом и т.п.) стоит уточнять также пиковую мощность инвертора — она должна быть не ниже «пусковой» мощности нагрузки.
КПД
Коэффициент полезного действия автоинвертора.
КПД — это соотношение (в процентах) между количеством энергии, которое прибор выдаёт на нагрузку, и тем количеством, которое он потребляет от бортовой сети автомобиля. Соответственно, чем выше этот показатель — тем эффективнее работа и тем меньше потери при преобразовании. На практике это означает, что при прочих равных прибор с более высоким КПД позволит нагрузке дольше работать от аккумулятора; особенно это важно при высокой потребляемой мощности.
В современных автоинверторах значения КПД в 80 – 85% считаются средними, 90% и более — хорошими.
Защита
Системы защиты, предусмотренные в конструкции автоинвертора.
—
От короткого замыкания. Короткое замыкание возникает вследствие резкого падения сопротивления нагрузки до очень малых значений (например, из-за пробоя изоляции или загрязнения схем в подключённом к автоинвертору приборе). Вследствие этого критически возрастает сила тока, что может привести к повреждению как нагрузки, так и самого инвертора, и даже к возгораниям и травмам. Данная защита предотвращает подобные последствия, отключая питание в случае возникновения короткого замыкания.
—
От перегрева. Защита от критического повышения температуры автоинвертора: при нагреве система отключает устройство, предотвращая повреждения и другие нежелательные последствия. Отметим, что перегрев не обязательно является признаком неполадки — он может возникнуть и при длительной работе в штатном режиме (что не отменяет необходимости отключения во избежание неприятностей).
—
От перегрузки. Перегрузки возникают в тех случаях, когда потребляемая мощность подключённого устройства (устройств) превышает выходную мощность автоинвертора (см. выше). Подобные ситуации приводят к работе на нештатных режимах, что чревато поломками и даже возгораниями. С некоторыми последствиями подобных ситуаций могут справиться другие системы защиты (например, защита от перегрева, описанная выше), однако в данном случае проще
...предотвратить причину, чем бороться с последствиями.
— От неправильного подключения. Система, защищающая автоинвертор от подключения с неправильной полярностью: обнаружив несоответствие «плюса» и «минуса», защита отключает устройство, предотвращая поломки и другие неприятности. Эта функция встречается только в моделях, подключаемых напрямую к аккумулятору (см. выше) — перепутать полярность при включении в гнездо прикуривателя невозможно.Размеры
Общие габариты автоинвертора.
В современных автомобилях (особенно легковых), как правило, не так много места для установки дополнительного оборудования. Данный параметр позволяет оценить пространство, необходимое для размещения инвертора, убедиться, что выбранное устройство вписывается в «посадочное место», а при необходимости — выбрать другое место или другую модель. При этом нужно помнить, что для многим автоинверторам необходим необходим определённый запас по месту — для нормальной работы системы охлаждения; обычно этот запас указывается в подробной документации.