Бейтраннер
Наличие бейтраннера в конструкции катушки. Бейтраннером называют специальное приспособление для стравливания лески, применяемое при ловле крупной сильной рыбы, в первую очередь карпа. Поклёвка такой добычи даже при относительно небольших размерах может быть настолько мощной и резкой, что при зажатом основном фрикционе рыба может оборвать леску или даже сломать удилище. В то же время без зажатого тормоза невозможно выполнить эффективную подсечку.
Бейтраннер разрешает это противоречие. Во включённом состоянии он позволяет леске с некоторым усилием сходить с катушки, игнорируя основной фрикцион — это снижает риск обрывов и прочих неприятностей при сильных рывках, сохраняя в то же время контроль над снастью. А при отключении бейтраннера катушка начинает работать как обычно, что обеспечивает удобство вываживания. Переключение между этими режимами осуществляется одним движением специального рычажка, расположенного на задней части катушки — это значительно быстрее и удобнее, чем перенастраивать фрикцион.
К катушкам с данным приспособлением функцией предъявляются особые требования по прочности и надёжности, поэтому их стоимость обычно довольно высока.
Размер шпули
Размер основной шпули (барабана) катушки. Этот параметр напрямую влияет на вес катушки и её устойчивость к нагрузкам. Для него используется условное обозначение в тысячах; дабы не вдаваться в излишние подробности, можно сказать, что чем больше число в таком обозначении — тем крупнее и тяжелее барабан. Для разных целей оптимальными будут разные размеры. Так, шпули на 2500 – 3000 считаются универсальными, их можно применять и для поплавочной рыбалки, и для ловли на спиннинг в несложных условиях. Меньший размер рекомендуется для лёгких снастей, в т.ч. категории ультралайт, а оснащение для крупной и тяжёлой добычи (например, при ловле карпа) может предусматривать катушки на 4500 – 5000 и
даже больше.
Вместимость шпули
Количество лески, которое может поместиться на основной шпуле катушки при нормальной намотке. Обозначается в виде соотношения двух цифр, первая из которых соответствует длине наматываемой лески в метрах, а вторая — толщине в миллиметрах: например, цифры 200/0.45 говорят о том, что на катушку может поместиться до 200 м лески с толщиной 0,45 мм.
Для разных видов рыбной ловли существуют свои рекомендации по оптимальному значению данного параметра; их можно найти в специальных источниках. Здесь же заметим, что вместимость шпули указывается исключительно для гладкой лески; при применении плетёного шнура фактические показатели могут заметно отличаться.
Материал основной шпули
Материал, из которого изготовлена основная шпуля (барабан) катушки. Термин «основная» обусловлен тем, что некоторые модели могут комплектоваться несколькими сменными барабанами; подробнее см. ниже. Применяемые материалы могут быть такими:
—
Пластик. Наиболее простой и недорогой вариант. По прочности пластик может проигрывать более дорогим материалам, но для тех катушек, где он применяется, это не имеет решающего значения: такие модели обычно не рассчитаны на высокие нагрузки, а относительно небольшой срок службы компенсируется невысокой ценой. Кроме того, данный материал весит немного — а это означает невысокую инерцию. В то же время при покупке безынерционной катушки с пластиковой шпулей стоит учесть её слабую совместимость с плетёными шнурами: шероховатый шнур проходит по пластиковому бортику с большим трением, что отрицательно влияет как на дальность заброса, так и на долговечность барабана. А вот с лесками такие барабаны работают без проблем.
—
Графит. По большинству свойств этот материал схож с описанным выше пластиком (включая слабую совместимость с плетёными шнурами); он отличается несколько большей прочностью и долговечностью, а также, соответственно, более высокой стоимостью.
—
Алюминий. Сплавы на основе алюминия, применяемые для шпуль, характеризуются довольно высокой прочностью в сочетании с небольшим весом, к тому ж
...е в безынерционных катушках они могут нормально работать не только с леской, но и с плетёными шнурами. При всём этом стоят такие материалы несколько дороже пластика и графита, но не настолько, чтобы «задрать цену до небес». Как следствие, алюминий встречается в самых разных катушках — от относительно простых и недорогих вариантов до мощных моделей премиум-класса.
— Магний. Главным достоинством магниевых сплавов считается очень небольшой вес, обеспечивающий минимальную инерцию при высокой прочности (превосходящей даже описанные выше алюминиевые сплавы). В то же время стоит учитывать, что магний весьма чувствителен к некоторым факторам коррозии, в частности к солёной воде — некоторые производители прямо прописывают в условиях гарантии недопустимость контакта с ней. Да и обходятся такие шпули весьма недёшево. Поэтому данный вариант используется в основном в моделях премиум-класса.Вес
Общий вес катушки (только самого приспособления, без лески). Этот параметр важен в первую очередь для тех, кто подбирает снаряжение класса
«ультралайт» — в таких снастях борьба идёт, что называется, за каждый лишний грамм. В остальных же случаях можно не уделять весу особого внимания.