Тип
Тип определяет принцип работы автолампы и особенности ее конструкции.
— Накаливания. В данном случае подразумеваеюся традиционные
лампы накаливания, не относящиеся к «галогенкам» (см. ниже). Колба такой лампы заполнена инертным газом либо вакуумом, а свет обеспечивает раскаленная нить из тугоплавкого металла. Главным достоинством подобных источников света можно назвать простоту и невысокую стоимость. В то же время и по КПД, и по рабочим параметрам вроде яркости и срока службы они уступают более продвинутым разновидностям, поэтому в целом считаются устаревшими и для головного света используются крайне редко — основной сферой применения ламп накаливания являются вспомогательное освещение и приборная панель (см. «Назначение»).
—
Галогенная. Специфическая разновидность ламп накаливания (см. выше), отличающаяся составом газа в колбе — он содержит пары галогенов, обычно брома или йода. Это позволяет добиться большей яркости, увеличить КПД и срок службы и в то же время уменьшить размер и энергопотребление — и все это без значительного увеличения стоимости. Правда, по экономичности такие лампы все равно уступают светодиодным моделям; с другой стороны, «галогенки» обеспечивают более естественный оттенок свечения и лучше подходят для работы на дальних расстояниях. Благодаря такому сочетанию характеристик именно этот тип ламп является наиболее популярным в качест
...ве головного света (см. «Назначение»); и хотя ксеноновые лампы более разнообразны по количеству моделей, однако галогенные превосходят их по общей частоте применения.
— Светодиодная (LED). Светодиодные лампы примечательны в первую очередь чрезвычайно высоким КПД, что позволяет добиться высокой яркости при малой потребляемой мощности. Правда, такие модели отличаются высокой стоимостью, а окраска их свечения более «холодная» и менее естественная, чем у ламп накаливания. LED-светильники дороже «галогенок», однако превосходят их по энергоэффективности, что способствует экономии топлива. Поэтому в роли головного света (см. «Назначение») данный тип ламп встречается всё чаще, постепенно вытесняя галогеновые. А во вспомогательном освещении «светодиодки» являются едва ли не самой популярной разновидностью. Также отметим, что среди таких ламп встречаются модели, способные работать как с двумя вариантами рабочего напряжения — 12 В и 24 В; подробнее см. «Напряжение».
— Ксенон. Классические ксеноновые лампы, имеющие один режим работы (в отличие от биксенона, см. ниже) и рассчитанные на авто, где для ближнего и дальнего света используются две отдельные лампы. Во всех ксеноновых автолампах колба заполнена инертным газом ксеноном, содержащим пары специально подобранных металлов, а источником света является электрический разряд в среде этого газа. Такие модели довольно дороги и сложны сами по себе, к тому же для работы им нужен специальный блок розжига (см. ниже), а он не всегда поставляется в комплекте. С другой стороны, благодаря высокой яркости и эффективности ксенон считается самым продвинутым типом ламп для головного света (см. «Назначение»); такие лампы, помимо прочего, популярны среди любителей внешнего тюнинга. Для вспомогательного освещения эта разновидность не используется в принципе.
— Биксенон. Ксеноновые лампы (см. выше), имеющие два режима работы и способные обеспечивать как ближний, так и дальний свет. Конкретный способ переключения между режимами может быть разным. Так, в одних моделях используется подвижный отражатель, изменяющий характеристики светового пучка; в других в одной колбе установлено две ксеноновые капсулы; в третьих используются две отдельных колбы и т. п. На данный варианта стоит обращать внимание в том случае, если и ближний, и дальний свет в фаре обеспечиваются одной лампой. Обходятся такие модели недешево — дороже альтернативы в виде ксенона/галогена (см. ниже) — однако применяются намного чаще благодаря более продвинутым характеристикам.
— Ксенон/галоген. Комбинированные лампы, имеющие две отдельных колбы: ксеноновую для ближнего света и галогенную — для дальнего. О каждом из этих типов подробнее см. выше; а данный вариант является альтернативой биксенону (также см. выше) для автомобилей, где за ближний и дальний свет отвечает одна лампа. Ксенон-галогеновые лампы обходятся заметно дешевле биксеноновых, а по эффективности уступают им в основном при использовании дальнего света. С другой стороны, ксеноновая часть обычно имеет меньший срок службы, чем галогеновая, а при выходе ее из строя придется менять всю лампу. Кроме того, колбы могут располагаться не на одной оси, что в некоторых случаях вызывает проблемы с настройкой фар; а тепловыделение при работе обеих колб получается довольно высоким и в некоторых случаях может привести даже к порче фары. Как следствие, комбинированных ламп на рынке значительно меньше, чем биксеноновых.Цоколь
Тип цоколя, используемого в лампе.
Цоколем называют контактную часть лампы, которая закрепляется в патроне и отвечает за фиксацию, электрическое соединение и возможность безопасного извлечения. Таким образом, тип цоколя напрямую определяет совместимость с тем или иным патроном. Однако, помимо этого, существует также такой параметр, как база цоколя. Она определяет прежде всего конфигурацию контактов, используемую на конкретном цоколе. И в нашем пункте записывается вторым значением.
В лампах разного назначения (см. выше) набор применяемых цоколей очень разный. Так, для головного света используются такие варианты:
D1S,
D1R,
D2S,
D2R,
D3S,
D3R,
D4S,
D4R,
H1,
H2,
H3,
H4,
H7,
H8,
H9,
H10,
H11,
H13,
H15,
H16,
H27W/1,
H27W/2, <
...a href="/list/391/pr-34538/">HB1, HB3, HB4, HB5, HIR2, HS1, M5, R2. Для габаритов и прочих подобных огней применяются, в частности, C5W, C10W, C15W, H21W, H6W, P21W, PY21W, P21/4W, P21/5W, P27/7W, PR21W, R5W, R10W, T4W, W5W, WY5W, W16W, W21W, WY21W, W21/5W.
При желании в специальных источниках можно найти подробную расшифровку каждого обозначения.Потребляемая мощность
Мощность, штатно потребляемая лампой при работе. По этому параметру часто оценивают общую яркость свечения, особенно в случае ламп для головного света (см. «Назначение»): такой специфический параметр, как световой поток, во-первых, менее привычен для простых автовладельцев, а во-вторых, в характеристиках его указывают далеко не всегда. Однако нужно помнить, что сравнивать между собой по потребляемой мощности можно только лампы одного типа (см. выше), т.к. разные типы могут заметно различаться по КПД и свечению. А вот на что данный показатель влияет напрямую — так это на энергопотребление лампы и, соответственно, на нагрузку, испытываемую генератором или аккумулятором. Современные автолампы имеют мощность до 100 Вт, такое энергопотребление нормально переносится бортовой сетью в штатном режиме работы. Тем не менее, более низкая мощность обеспечивает некоторую экономию топлива.
Напряжение
Рабочее напряжение автолампы.
В разных типах техники напряжение бортовых сетей также разное. Поэтому
автолампы для легковых авто рассчитаны на напряжение 12 В, а
автолампы для грузовиков (и другой аналогичной техники, такой как автобусы) — на 24 В. Однако встречаются и более специфические варианты:
—
12/24 В. Лампы с возможностью применения в обоих типах бортовых сетей — и легковых, и грузовых. Такая универсальность встречается в основном среди светодиодных моделей, а также в некоторых разновидностях ксенона (см. «Тип»): эти виды ламп оснащаются управляющими схемами, в которых можно предусмотреть автоматическую подстройку под напряжение бортовой сети.
— 85 В. Значение, встречающееся в моделях с ксеноновым принципом работы (см. «Тип»). В данном случае подразумевается напряжение, поступающее на лампу с блока розжига (см. ниже); сам блок розжига подключается к бортовой сети и обычно рассчитан на 12 В. Данные о рабочем напряжении самой лампы могут понадобиться, если к ней нужно отдельно подобрать блок розжига.
— 40 В. Еще один вариант повышенного напряжения в ксеноновых лампах; по смыслу полностью аналогичен описанным выше 85 В, однако встречается намного реже.
Световой поток
Световой поток, выдаваемый автолампой; для двухрежимных моделей вроде биксенона (см. «Тип») указывается значение на максимальной яркости.
Данный параметр характеризует фактическую яркость и эффективность лампы, по нему можно непосредственно оценивать и сравнивать разные модели независимо от их типа и потребляемой мощности (но только при одинаковой цветовой температуре — подробнее см. ниже). Наиболее яркими являются лампы головного света (см. «Назначение»), в них данный показатель может
превышать 4000 лм и заметно различаться от модели к модели. Поэтому при выборе такой лампы стоит обращать особое внимание на характеристики светового потока. При этом стоит учитывать, что слишком яркие фары так же нежелательны, как слишком тусклые: высокая яркость создает не только риск ослепления для встречных машин, но и дискомфорт для самого водителя. Оптимальные значения светового потока могут указываться в документах на авто или на саму фару; если таких данных нет, можно обратиться к другим специальным источникам.
Что касается других видов ламп, то в моделях для вспомогательного освещения световой поток составляет до 800 лм, а в лампах для приборной панели — до 55 лм. При этом в обоих случаях яркость выбирается производителем с учетом конкретной специализации и места установки лампы, так что в подобных моделях этот параметр не является ключевым.
Цветовая температура
Цветовая температура света, выдаваемого лампой. От этого показателя зависит общая окраска свечения; причём стоит учитывать, что чем выше цветовая температура — тем более «холодным» выглядит свет, тем ближе он к голубому и синему. Традиционные лампы накаливания выдают тёплый свет на 2500 – 3000 К, показатели в 3000 – 3500 К можно описать как «чуть теплее нейтрального», нейтральный белый соответствует температуре
3700 – 4500 К, более высокие значения соответствуют более холодным оттенкам, а температура
более чем 5000 К характерна для ламп с голубым (синим) цветом свечения.
Стоит учитывать, что в данном случае указана цветовая температура самой лампы (точнее, её нити накаливания или светодиодного элемента), а не фактический оттенок свечения, который она будет выдавать; о разнице между этими показателями см. «Цвет свечения». Здесь же отметим, что оценивать оттенок света по цветовой температуре можно в лампах головного света (см. «Назначение»), для которых заявлен белый цвет свечения. При этом данный показатель имеет вполне практическое значение: тёплая окраска света считается оптимальной в мокрую погоду, нейтральная даёт набольшую видимую яркость при прочих равных, а холодная «дальнобойнее», бывает субъективно приятна для некоторых водителей, а также может использоваться как элемент внешнего тюнинга.
Максимальный срок службы (Tc)
Максимальное время непрерывной работы лампы. Этот показатель является довольно приблизительным и вероятность того, что лампа проработает в течение данного срока, составляет приблизительно 1 из 3. Это обусловлено методикой замера: контрольную партию ламп используют до тех пор, пока 63,2% из них не выйдет из строя, полученное время и указывают как «максимальный срок службы». Тем не менее, данные Тс сравнении с гарантированным сроком службы B3 (см. выше) позволяют неплохо оценить общую долговечность лампы и её способность проработать дольше гарантированного срока.
Блок розжига
Наличие блока розжига (балласта) в комплекте поставки лампы. Такой блок применяется с ксеноновыми лампами (см. «Тип») и предназначается для повышения напряжения: для работы подобной лампы нужно более высокое напряжение, чем стандартные 12 В или даже 24 В, а в момент зажигания нужно подать на нее импульс в несколько киловольт. Балласт обеспечивает и то, и другое.
Набор из ламп и блока розжига называют
«комплектом ксенона». Этот вариант особенно удобен в тех случаях, когда ксенон устанавливается впервые, вместо другого типа ламп, либо при замене старого комплекта целиком. Помимо прочего, «родной» блок розжига по определению оптимально подходит для комплектных ламп, тогда как сторонний нужно еще подобрать по типу цоколя и другим характеристикам.
Обманка (CAN bus)
Электронный блок, призванный обеспечить совместимость лампы с бортовой электроникой, построенной на основе шины CAN bus. Применяется с ксеноновыми и светодиодными лампами (см. «Тип»). У таких ламп потребляемая мощность заметно меньше, чем у галогенных аналогов; в то же время бортовая электроника авто по умолчанию чаще всего рассчитана именно на «галогенки» и не всегда способна распознать другие типы ламп. В итоге бортовой компьютер может расценить пониженную мощность как признак неисправности и вообще отключить питание фар; а перепрошить настройки не всегда возможно. Для таких случаев и предназначена «обманка»: она подключается параллельно фаре, в итоге потребляемая мощность возрастает до номинальных значений.
Нужно иметь в виду, что гарантировать совместимость «обманки» со всеми бортовыми компьютерами невозможно — так что комплектный модуль может оказаться неподходящим, и придется искать другой. Впрочем, такие ситуации возникают не так часто.