Комплектация
—
RTR (Ready to Run) — в коробке находится уже полностью настроенная и готовая к запуску модель. Такие модели комплектуются и аккумулятором, и пультом, и зарядным устройством.
—
ATR (almost-ready to run). Модель почти полностью готова к использованию, но какого-то из элементов все же не хватает. В перечне отсутствующих компонентов может быть как аккумулятор, так и пульт управления или зарядное устройство. Могут отсутствовать и все вышеперечисленные компоненты разом. Недостающие детали необходимо приобретать отдельно. Модели в ATR-комплектации предназначены для продвинутых пользователей, такая комплектация позволяет выбрать элементы питания или управления исходя из своих собственных нужд и потребностей.
— PNP. в комплектации отсутствуют приемник и передатчик, зачастую нет и аккумулятора. Дополнительно в наборе PNP может не быть аппаратуры управления. Радиомодели в комплектации PNP рассчитаны на профессионалов, которые используют зачастую индивидуальную электронику. Как правило, сама конструкция модели является разборной, что существенно повышает ремонтопригодность изделия. Многие модели, продающиеся в комплектации PNP, имеют допуск на участие в престижных выставках и соревнованиях.
— KIT. В комплекте предусмотрены по большей части только корпусные детали. Набор имеет много схожего с конструктором, ведь из подобного комплекта возможно собрать различные варианты кузова радиомод
...ели. Комплектация KIT не предусматривает ни модулей радиосвязи, ни управляющей аппаратуры, ни электромоторов. То есть всю начинку радиоуправляемой модели пользователю придется покупать/изготавливать самостоятельно. Радиомодели в комплектации KIT рассчитаны на опытных пользователей. KIT-наборы подходят для сборки продвинутых моделей, которые нередко задействуются в престижных выставках и спортивных состязаниях.Масштаб модели
Масштаб позволяет оценить общие размеры модели — он описывает соотношение её габаритов с габаритами полноразмерной машины аналогичного типа (см. ниже). Например, длина и ширина полноразмерного багги составляют в среднем около 4 м и 2 м соответственно; значит, для радиоуправляемой модели в масштабе
1:10 эти параметры будут составлять в 10 раз меньше — порядка 40 см и 20 см (плюс-минус).
Миниатюрными считается масштаб
1:24 и меньше (
1:28 и
1:32), а в наиболее крупных он достигает
1:6 (
1:5) — такие модели не намного меньше детских автомобилей (однако не предназначены для их замены). Небольшой размер считается оптимальным для использования в жилых помещениях, крупный — на открытой местности. Большинство шоссейных моделей (см. «Тип») выпускается в масштабе 1:10, внедорожников —
1:8, а более крупные масштабы характерны для продвинутых моделей с двигателями внутреннего сгорания (см. «Двигатель»). Наиболее распространенными вариантами масштабов являются
1:14,
1:16 и
1:18, которые встречаются как в бюджетном, так и в топовом сегменте.
Модель двигателя
Название двигателя, установленного в машинке. Как правило, зная это название, можно без проблем найти информацию об особенностях двигателя — причём как официальные данные производителя, так и отзывы от пользователей — и определить, насколько его характеристики Вас устраивают. Это может быть очень важно при выборе модели для профессиональных занятий автоспортом.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель»), установленного в машине — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторную конструкцию электродвигателя можно назвать классической. Она позволяет создавать довольно лёгкие, компактные, недорогие моторы, которые к тому же легко ремонтируются. Недостатками данного варианта являются относительно невысокий КПД, склонность к искрению (особенно при перегреве), а также меньшая долговечность, чем у бесколлекторных моделей. Кроме того, с коллекторным двигателем труднее обеспечить высокую скорость. Как следствие, данный вариант характерен для моделей начального и среднего уровня (относительно медленных).
Бесколлекторные моторы считаются более продвинутыми, чем коллекторные: они мощнее, экономичнее, долговечнее, лучше защищены от загрязнений и хорошо подходят для разгона до больших скоростей. С другой стороны, стоят такие двигатели заметно дороже, а сложность конструкции не позволяет ремонтировать мотор своими си...лами. В свете всего этого бесколлекторные двигатели используются преимущественно в продвинутых скоростных машинках; наличие такого мотора является показателем довольно высокого класса модели.
Некоторые модели радиоуправляемых машинок могут выпускаться в двух версиях, различающихся только типом электродвигателя.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, которую может развить машинка. Как правило, этот параметр указывается для определённых «идеальных условий»: ровной трассы, высококачественного топлива или полного заряда аккумулятора (в зависимости от типа двигателя, см. выше) и т.п. Реальные показатели, как правило, оказываются несколько ниже; однако разные модели вполне можно сравнивать между собой по этой характеристике.
Высокая максимальная скорость важна в первую очередь для машин «гоночного» назначения (кольцевых и шорт-корс, см. выше); в моделях для трюков и дрифта она не играет решающей роли. Также на значения максимальной скорости стоит обращать внимание при покупке любительской модели для развлечений — здесь нужно учитывать особенности её применения. Например, если машинка предназначается для 3-4 летнего ребёнка в качестве игрушки в квартире, высокая скорость будет не достоинством, а недостатком (тем более что и стоимость «аппарата» прямо зависит от его быстроты).
Трансмиссия
Тип, модель и другие особенности трансмиссии, установленной в машинке. Подробнее о значении этого параметра см. «Модель двигателя».
Амортизаторы
Тип, модель и другие особенности амортизаторов, установленных в машинке. Подробнее о значении этого параметра см. «Модель двигателя».
Тормоза
Тип, модель и другие особенности тормозной системы, установленной в машинке. Подробнее о значении этого параметра см. «Модель двигателя».
Возможности
—
Защита от влаги. Наличие в конструкции машинки защиты, которая предотвращает попадание влаги в чувствительные элементы конструкции и соответствующие неприятные последствия (замыкания, коррозию, гидроудары и т.п.). Эта функция является практически обязательной для моделей, рассчитанных на использование вне помещений, прежде всего внедорожных типов с двигателями внутреннего сгорания (см. выше). Однако конкретная степень такой защиты в разных случаях ощутимо различается: одна модель может быть рассчитана, к примеру, максимум на брызги с влажного асфальта или небольшой дождь, а другая спокойно переживёт проезд через лужу глубиной «по капот». Поэтому этот момент стоит уточнять по официальным данным производителя.
—
Защита от грязи. Защита, предотвращающая попадание пыли и грязи на детали, требующие чистоты. Во многом схожа с вышеописанной защитой от влаги — в частности, очень важна для использования вне помещений и может ощутимо различаться от модели к модели.
—
Межосевой дифференциал. Наличие в конструкции машинки дифференциала, расположенного между передней и задней парой колёс и распределяющего крутящий момент от двигателя между передней и задней осью. По определению встречается только в моделях с полным приводом (см. выше). Основное назначение этого механизма аналогично межколёсным дифференциалам — он позволяет колёсам, в данном случае передним и задн
...им, вращаться с разной скоростью, дабы ходовая часть и шины не испытывали повышенных нагрузок. Подобная необходимость возникает, в частности, при поворотах на низкой скорости. Кроме того, межосевой дифференциал повышает проходимость: при пробуксовке одной из пар колёс он распределяет крутящий момент так, чтобы большая его часть приходилась на колёса, сохранившие сцепление.
— Металлическая главная пара. Главной парой называют две шестерёнки, отвечающие за передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию: одна из них расположена на валу двигателя, вторая — на валу трансмиссии. Это один из важнейших элементов конструкции машинки, подвергающийся в процессе использования значительным нагрузкам. Главные пары, выполненные из металла, значительно прочнее и надёжнее пластиковых; если Вы приобретаете модель для езды в тяжёлых условиях (например, шорт-корса или трюков, см. «Назначение (класс)»), наличие подобного оснащения будет очень желательно. В то же время для развлекательных целей оно является скорее излишеством — ведь и стоят металлические шестерёнки дороже пластиковых.
— Стабилизаторы поперечной устойчивости. Наличие в конструкции машинки специальных приспособлений, предотвращающих опрокидывание конструкции набок, в частности при крутых поворотах: во время прохождения поворота стабилизатор распределяет нагрузку на колёса таким образом, чтобы снизить крен шасси. Однако это не единственное назначение этих деталей — стабилизаторы разной жёсткости также являются инструментом по распределению баланса сцепления между передней и задней осью. Например, если передний стабилизатор мягче заднего — сцепление передней оси будет выше, что обеспечивает хорошую поворачиваемость, однако снижает чувствительность управления; при более мягком заднем стабилизаторе — наоборот. Более подробно эти моменты описаны в специальных источниках. Стоит отметить, что стабилизаторы не являются стопроцентной гарантией от переворота — однако вероятность такого события при их наличии ощутимо снижается.
— Металлическая дека шасси. Дека — это основа шасси машинки, каркас, на котором размещается двигатель, трансмиссия и корпус. Высокая прочность деки важна для моделей, подвергающихся в процессе езды значительным нагрузкам, например, при использовании для шорт-корса (см. «Назначение (класс)»). В качестве материала для металлических дек в современных машинках часто применяются алюминиевые сплавы — они сочетают хорошую прочность и небольшой вес. Правда, и на стоимость модели такие материалы влияют соответственно.
— Открывающиеся двери. Открывающиеся двери усиливают сходство радиоуправляемых машинок с настоящими автомобилями. За руль таких авто в миниатюре можно посадить игрушечного водителя, а в салон — пассажиров. Также через дверцы обеспечивается доступ ко внутреннему убранству салона машинки на радиоуправлении.
— Световые эффекты. Наличие в модели различных световых эффектов: фар, габаритных огней, проблесковых маячков (мигалок), подсветки днища и т. п. Такое оснащение не только придает машинке сходство с настоящим автомобилем, но и делает ее более заметной для окружающих и снижает вероятность неприятных происшествий. В то же время для продвинутых моделей эти моменты не играют ключевой роли, поэтому световые эффекты встречаются преимущественно в недорогих машинках развлекательного назначения.
— Звуковые эффекты. Наличие в модели различных звуковых эффектов — например, клаксона, сирены, звука мощного двигателя и т. п.; иногда имеются даже встроенные мелодии. Для воспроизведения звуков, как правило, предусматривается небольшой динамик. Данная функция имеет чисто развлекательное назначение и встречается только в простых и недорогих моделях, рассчитанных на младшую возрастную группу.
— Водитель. Игрушечный пилот, посаженный за руль радиоуправляемой машинки. Наличие пилота позволяет дать волю фантазии — управляя машинкой на расстоянии, можно представить, что её водит маленький человечек.Источник питания
Тип источника питания, используемого в машинке с электродвигателем (см. «Двигатель»).
— AA. Сменные элементы стандартного типоразмера, известные в народе как «пальчиковые батарейки». Главным преимуществом
машинок на батарейках перед
машинками на аккумуляторе является возможность быстрой замены севших батареек. С другой стороны, мощность такого питания довольно скромна, поэтому встречаются преимущественно в моделях для младшего возраста.
— AAA. Такие элементы практически полностью аналогичны вышеописанным АА и внешне отличаются от них только уменьшенными размерами (что отразилось на их бытовом названии — «мизинчиковые»).
— Ni-Mh. Специализированные аккумуляторы, выполненные по никель-металл-гидридной технологии как и другие аккумуляторы (
Li-Pol,
Li-Ion,
Ni-Cd,
LiFePO4,
фирменные) превосходят сменные батарейки по емкости и компактности и лучше подходят для мощных электромоторов. Сами
Ni-Mh аккумуляторы примечательны прежде всего способностью без последствий переносить высокие токи заряда и разряда — первое важно с учетом «прожорливости» электродвигателей, второе положительно сказывается на скорости зарядки. Кроме того, такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам, не им
...еют «эффекта памяти», а стоят относительно недорого. В то же время они уступают Li-Pol элементам по емкости (при одинаковых габаритах).
— Li-Pol. Специализированные аккумуляторы, выполненные по литий-полимерной технологии. О специализированных батареях в целом подробнее см. выше (Ni-Mh). Сама же Li-Pol технология позволяет создавать аккумуляторы с высокой емкостью, небольшими размерами и весом и без «эффекта памяти», однако и обходится она довольно дорого.
— Ni-Cd. Сравнительно старая технология изготовления аккумуляторов, предшественница описанной выше Ni-Mh. Общими чертами этих технологий являются стойкость к высоким токам заряда и разряда, низким температурам, а также невысокая стоимость. Правда, никель-кадмиевые батареи подвержены «эффекту памяти» — снижению емкости при зарядке не полностью разряженной батареи; однако это можно исправить применением продвинутых зарядных устройств и соблюдением правил эксплуатации. А вот однозначным недостатком данного варианта считается экологическая небезопасность при производстве и утилизации; это характерно для всех батарей, однако для Ni-Cd элементов наиболее актуально, поэтому они используются все реже.
— Li-Ion. Аккумуляторы, выполненные по литий-ионной технологии и не относящиеся ни к одному из универсальных типоразмеров (вроде AA). Литий-ионные аккумуляторы практически не подвержены «эффекту памяти», просты в использовании и заряжаются довольно быстро. Их недостатками можно назвать более высокую цену и меньшую стойкость к высоким и низким температурам.
— LiFePO4. Литий-железо-фосфатные батареи фактически являются модификацией литий-ионных (см. соответствующий пункт), разработанной для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Примечательны прежде всего высокой надёжностью и безопасностью: вероятность «взрыва» батареи при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом LiFePO4 без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками. Кроме того, они довольно устойчивы к холоду и держат рабочее напряжение почти до самого разряда. Главным недостатком данного типа является несколько меньшая ёмкость.
— Фирменный аккумулятор. В данную категорию отнесены все специализированные аккумуляторы (см. подпункт «Ni-Mh» выше), для которых производитель не указал технологии изготовления. Отметим также, что если «обычные» специализированные батареи могут быть стандартными и допускать применение в разных моделях радиоуправляемой техники, то фирменные аккумуляторы чаще имеют оригинальную конструкцию и рассчитаны только на машинки одного производителя.