Типы индикаторов, которые можно подключить к мотору. Индикаторы обеспечивают разнообразную дополнительную информацию о режиме работы мотора и могут оказаться полезны для разных целей, связанных с управлением лодкой. Отметим, что совместимость с определённым индикатором означает только наличие в моторе соответствующих датчиков — сам индикатор обычно требуется приобретать отдельно.
—
Спидометр. Индикатор, показывающий текущую скорость лодки. Стоит учитывать, что данные спидометра основаны на скорости движения потока воды относительно судна; иными словами, он показывает скорость относительно воды, а не относительно берега, и при сильном течении фактическая скорость перемещения может заметно отличаться от данных со спидометра. Впрочем, для несложных навигационных задач этого вполне достаточно, а для сложных имеются более продвинутые методы определения скорости — например, по данным GPS.
—
Тахометр. Индикатор, отображающий обороты двигателя. Позволяет контролировать режим работы мотора и не допускать критического превышения оборотов (чреватого повышенным износом, а то и аварией). Отличием тахометра от датчика превышения оборотов (см. ниже) является более подробное информирование — данный индикатор работает постоянно, обеспечивая водителя информацией об оборотах как в нештатном, так и в штатном режиме работы.
—
Счетчик моточасов. Система, ведуща
...я подсчёт общего времени работы лодочного мотора. Данные о наработанных часах являются чрезвычайно важными для обслуживания двигателя и профилактики неисправностей: к примеру, во многих моделях периодичность замены масла, общего ТО и других подобных процедур завязана именно на количество моточасов. Кроме того, и общий ресурс мотора описывается именно временем его работы.
— Давления масла. Индикатор, отображающий давление масла в двигателе. Снижение этого давления является признаком того, что масла осталось мало или в системе смазки имеется неполадка; индикатор обеспечивает своевременное предупреждение о подобных неприятностей, предотвращая ситуации, когда двигатель остаётся без смазки (что не только повышает износ, но и чревато заклиниванием и аварией).
— Температуры масла. Индикатор, отображающий температуру масла в двигателе. Высокая температура масла нежелательна не только потому, что масло теряет свои свойства — она часто является признаком серьёзных неполадок в моторе.
— Уровня масла. Индикатор, отображающий количество оставшегося в двигателе масла. Позволяет оценить количество имеющейся смазки и, при необходимости, принять меры по пополнению её запаса.
— Заряда батареи. Индикатор, отображающий уровень заряда аккумуляторной батареи. Он чаще всего встречается в электрических моторах (см. «Тип двигателя») и играет в подобных моделях ту же роль, что и индикатор остатка топлива (см. ниже) в бензиновых — то есть информирует пользователя о запасе энергии. Однако индикатором заряда могут оснащаться и бензиновые агрегаты с электрической системой запуска (см. выше) — дабы пользователь мог контролировать состояние аккумулятора и вовремя принимать меры к его подзарядке (иначе в самый неподходящий момент можно остаться без возможности запустить двигатель).
— Остатка топлива. Индикатор, отображающий количество оставшегося в баке топлива. Данная функция позволяет контролировать запас топлива и снижает вероятность остаться с пустым баком в самый неподходящий момент. Правда, информация с таких индикаторов довольно приблизительна — тем не менее, она вполне достаточна для успешного применения на практике.
— Расхода топлива. Индикатор, отображающий расход топлива при текущем режиме работы мотора. Позволяет оценить экономичность выбранного режима и определить, на какое время хватит имеющегося горючего; особенно эффективен в сочетании с описанным выше индикатором остатка топлива.
— Перегрева двигателя. Индикатор, сигнализирующий о критическом повышении температуры двигателя. Подобное явление может быть как следствием неполадки в самом моторе, так и результатом внешнего влияния (например, долгого пребывания под прямыми солнечными лучами); однако в любом случае перегрев чреват различными неприятностями (от заклинивания до возгораний и даже взрывов), и своевременное предупреждение о нём определённо не будет лишним.
— Превышения оборотов двигателя. Индикатор, обеспечивающий предупреждение о критическом повышении оборотов двигателя. В отличие от описанного выше тахометра, срабатывает только в нештатных ситуациях и не обеспечивает данных о конкретном количестве оборотов.
— Положения тримма. Индикатор, уведомляющий пользователя о текущем положении тримма (ноги) двигателя. Удобен тем, что для уточнения положения ноги не приходится всякий раз оборачиваться и присматриваться к двигателю.
— Положения дросселя. Индикатор, информирующий о текущем положении дросселя — и, соответственно, мощности, которую должен выдавать мотор. Позволяет не только контролировать режим работы двигателя, но и, в сочетании с другими датчиками, диагностировать различные неполадки: например, отсутствие реакции дросселя на движение ручки управления двигателем говорит о неполадках в дистанционном управлении (см. «Система управления»).
— «Вода в топливе». Индикатор, предупреждающий о наличии воды в поступающем в двигатель топливе. Попадание воды в топливо приводит к снижению мощности мотора и перебоям в его работе (поскольку вода не горит, энергия сгорания в цилиндрах падает), а большое количество посторонней жидкости приводит к т.н. гидроудару, серьёзно повреждающему двигатель. Индикатор предупреждает о подобных явлениях, причём в большинстве случаев он способен сработать задолго до того, как описанные эффекты станут заметны «невооружённом глазом». Это позволяет заблаговременно принять меры, пока последствия не стали плачевными.