Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в лошадиных силах.
Лошадиные силы (л.с.) традиционно используется в основном для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания, включая бензиновые (см. «Тип двигателя»). Однако в лодочных моторах данные единицы применяются и для электрических моделей (см. там же). Это связано с тем, что бензиновых двигателей на рынке большинство, и производители лодок предпочитают указывать максимальную рекомендуемую мощность двигателя именно в «лошадях».
Общие закономерности при выборе лодочных моторов по мощности таковы. С одной стороны, более
мощный агрегат позволит развивать большую скорость и лучше подойдёт для тяжёлого судна (см. «Максимальный вес лодки»). С другой — вес, габариты, стоимость и потребление топлива/энергии также напрямую зависят от мощности. Поэтому не всегда имеет смысл гнаться за максимальными показателями.
Кроме того, выбор мотора по максимальной мощности зависит также от характеристик плавсредства, на котором его планируется применять. Превышать рекомендуемую мощность, заявленную в характеристиках, не стоит — во-первых, транец лодки может быть не рассчитан на тяжёлый крупногабаритный агрегат, во-вторых, сама лодка может оказаться непригодной к разгону до высоких скоростей. Существуют и более специфические рекомендации. Например, оптимальной с точки зрения эффективности и безопасности считается мощно
...сть мотора на уровне 60 – 80% от максимума, указанного в характеристиках лодки. Более низкие показатели могут пригодиться, если для Вас важна экономичность и невысокий уровень шума, а более высокие — если ключевыми моментами являются высокая скорость и динамика разгона.
Есть ещё один специфический момент, связанный с данным параметром: чаще всего в характеристиках указывается мощность, выдаваемая непосредственно на винт, однако некоторые производители (в основном отечественные) могут идти на небольшую хитрость, указывая мощность на основном валу двигателя. При передаче мощности на винт неизбежно возникают потери, поэтому полезная мощность мотора в подобном случае будет меньше заявленной. Таким образом, при выборе и сравнении не помешает уточнить, какая именно мощность подразумевается в характеристиках — на винте или на валу.Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в киловаттах.
Практическое значение мощности мотора подробно описано в п. «Макс. мощность» выше. Здесь же отметим, что киловатт (производная от ватта) — это всего лишь одна из единиц мощности, применяемая на практике наряду с лошадиными силами (л.с.); 1 л.с. ≈ 735 Вт (0,735 кВт). Ватты считаются традиционной единицей для электродвигателей (см. «Тип двигателя»), однако по ряду причин производители лодочных моторов используют это обозначение и для бензиновых моделей.
Макс. обороты
Наибольшая скорость вращения вала, которую способен развивать лодочный мотор.
Теоретически от оборотов мотора зависит скорость вращения винта (или турбины — см. «Тип мотора»), а соответственно — скорость, которую способна развить лодка. Однако, помимо данного показателя, на показатели работы мотора влияет также множество других моментов — мощность двигателя (см. выше), передаточное число (см. ниже), конструкция винта и др. В результате вполне нормальными являются ситуации, когда более мощный и скоростной мотор имеет более низкие обороты, чем более слабый. Поэтому данный параметр является, по сути, справочным, и практического значения при выборе почти не имеет. Разве что можно отметить, что высокооборотистые моторы сильнее подвержены шуму и вибрациям, чем низкооборотистые; однако и этот момент может компенсироваться применением различных технических ухищрений.
Рабочий объем
Рабочий объём бензинового лодочного мотора (см. «Тип двигателя»). Под этим термином обычно подразумевают общий рабочий объём цилиндров.
Чем больше это значение — тем, как правило, выше мощность мотора (см. соответствующий пункт). В то же время с увеличением рабочего объёма также возрастают расход топлива, вес и габариты агрегата; да и мощность зависит не только от данного показателя, но и от ряда других факторов — начиная от количества тактов (см. «Рабочий цикл двигателя») или наличия турбонаддува (см. ниже) и заканчивая специфическими конструктивными особенностями. Поэтому не исключаются ситуации, когда двигатель меньшего объёма будет иметь большую мощность, и наоборот.
Объем топливного бака
Общий объём топливного бака, предусмотренного в конструкции или комплекте поставки лодочного мотора (в зависимости от типа бака — см. «Топливный бак»).
Чем больше вместимость резервуара для топлива — тем дольше мотор сможет проработать без дозаправки, тем реже придётся пополнять запас горючего в баке. С другой стороны, объёмные резервуары имеют соответствующие размеры и вес, особенно в наполненном состоянии; последнее особенно критично для моторов со встроенными баками (см. выше).
Высота транца (дейдвуда)
Высота транца лодки, на которую рассчитан мотор. Также этот параметр называют «длина ноги» (подразумевая, разумеется, «ногу» самого мотора, а не лодки).
Транец — это деталь в корме судна, предназначенная для крепления мотора. Длина ноги мотора должна соответствовать размерам транца — в противном случае гребной винт будет находиться на нерасчётной глубине, что чревато проблемами в работе и потерей мощности (независимо от того, идёт ли речь о слишком большой или о слишком маленькой глубине). Высота транца, как правило, указывается в документам к самой лодке — именно из этих данных стоит исходить, выбирая мотор по длине ноги.
Вес
Общий вес лодочного мотора. Данный параметр указывается, как правило, только для самого агрегата, без учёта топлива в баке и самого бака (если он внешний — см. «Топливный бак»), а также дополнительного оснащения. Данные о весе мотора могут пригодиться для того, чтобы оценить общий баланс лодки и изменение её полезной грузоподъёмности.