Ширина захвата
Ширина захвата, обеспечиваемая агрегатом, иными словами — ширина полосы земли, обрабатываемой за один проход. Фактически этот размер соответствует ширине рабочей насадки.
Большая ширина захвата удобна при обработке крупных открытых пространств, так как позволяет закончить работу за небольшое количество проходов. С другой стороны, для труднодоступных мест лучше подходят относительно узкие инструменты, способные пройти там, где не поместится более широкий агрегат. Кроме того, ширина инструмента напрямую влияет на вес и цену.
В целом сравнивать по ширине захвата имеет смысл только агрегаты одного типа (см. выше). Однако здесь стоит отметить, что триммеры не так сильно различаются между собой — большинство моделей захватывает от 25 до 45 см (а широкая полоса обработки обеспечивается за счет движения насадки из стороны в сторону). Что же до остальных типов, то в наиболее скромных моделях ширина захвата
не превышает 40 см, в наиболее тяжелых и мощных она может составлять
56 – 60 см и даже
более (в минитракторах — до 1,5 м).
Ширина ножа триммера
Ширина (диаметр) ножа триммера характеризует размер лопастного ножа (или пильного диска). Такая насадка имеет меньшую ширину захвата нежели леска, однако позволяет косить более густые заросли, включая кустарники.
Диаметр лески
Диаметр лески, поставляемой вместе с триммером (точнее — с насадкой-катушкой, см. «Насадки»).
В современных моделях данный параметр может составлять от 1 до 4 мм. При этом более толстая леска лучше справляется с густыми зарослями, однако работает грубее, обработанный газон получается не особенно ровным, а для эффективной работы такой насадки нужен довольно мощный двигатель. С другой стороны, мелкая леска обеспечивает чистое и аккуратное кошение, но не подходит для обильной растительности и крупных стеблей. В свете этого толстой леской обычно комплектуются мощные агрегаты, рассчитанные на «запущенные» газоны с обилием толстых стеблей. Тонкая же встречается преимущественно в маломощных электротриммерах с нижним расположением двигателя, рассчитанных на аккуратные газоны с регулярно подстригаемой травой.
Также напомним, что многие триммеры имеют возможность замены штатной катушки на другую, отличающуюся по толщине лески.
Насадки
—
Лопастный нож. Нож в виде пары лезвий, вращающийся вокруг вертикальной оси на манер лопастей винта. Две лопасти — самый популярный, практически стандартный вариант для газонокосилок роторного типа (см. «Режущая система»). Отметим, что в случае триммеров использование ножа позволяет добиться более высокой производительности и лучше справляться с густой травой, чем при применении
катушки с леской. С другой стороны, лезвия очень плохо переносят контакты с камнями и другими твердыми предметами; на случай таких неприятностей могут предусматриваться различные ухищрения (например, автоматический тормоз двигателя).
—
Шпиндельный нож. Насадки, применяемые в газонокосилках шпиндельного типа. Подробнее о таких агрегатах см. «Режущая система», здесь же напомним, что шпиндельные ножи уступают лопастным по производительности и эффективности в густой траве, однако обеспечивают более «чистое» срезание, что позволяет придать газону максимально аккуратный внешний вид. Так что данный вариант хорошо подходит для регулярной стрижки сравнительно негустой, ухоженной растительности.
— Катушка с леской. Чаще всего применяется в триммерах (см. «Тип») . По общему принципу работы аналогична лопастному ножу (см. выше), однако рабочим инструментом в данном случае служат не лезвия, а отрезки толстой лески, вращающиеся с большой скоростью. Главным преимуществом лески перед лопастным но
...жом является практически полная нечувствительность к столкновениям с камнями и другими твёрдыми предметами: от удара такая «лопасть» всего лишь согнётся и буквально сразу же распрямится за счёт центробежной силы. Правда, такие насадки несколько хуже справляются с толстыми стеблями, однако на практике всё зависит от толщины лески (см. выше) и скорости её вращения.
— Культиватор. Насадка, предназначенная для разрыхления почвы. Внешне представляет собой установленный на горизонтальной оси набор зубчатых колёс с зубьями специфической загнутой формы. За счёт вращения этих колёс и осуществляется разрыхление. Такими насадками комплектуются преимущественно комбисистемы (см. «Тип»). При этом ширина культиватора обычно невелика, он слабо подходит для полноценных огородных работ, зато может пригодиться при обработке небольшой клумбы или нескольких грядок.
— Пильный диск. Насадка для срезания относительно толстых одеревеневших стеблей (например, кустов или мелких веток деревьев). Устанавливается в основном на триммеры (см. «Тип»). Внешне такая насадка очень похожа на рабочий элемент циркулярной пилы: она использует вращающийся диск с характерными зубцами по краям. Диск может иметь отверстия — для уменьшения веса.
— Ножничная сенокосилка. В данном случае подразумевается специальная насадка, применяемая чаще всего в сенокосилках (см. «Тип»). Такая насадка имеет вид характерной горизонтальной «гребёнки» с двумя рядами зубцов, движущихся друг относительно друга. Подробнее её конструкция описана в п. «Режущая система — Ножничная», здесь же отметим, что триммеры-сенокосилки незаменимы при работе с густой растительностью и толстыми стеблями, они легко справляются с зарослями, которые «не по зубам» другим насадкам.
— Кусторез. Как правило, насадка-кусторез применяется в триммерах (см. «Тип»). Она представляет собой длинное лезвие с зубцами для стрижки и подравнивания кустарников или живых изгородей, обрезки небольших веток деревьев.
— Без насадок. Отсутствие в штатной комплектации газонокосилки каких бы то ни было насадок. Предполагается, что пользователь докупит их отдельно под конкретные нужды.Тип ДВС
Схема работы двигателя внутреннего сгорания, установленного на газонокосилке. Отметим, что данное разделение актуально только для бензиновых моторов (см. «Тип двигателя») — дизели встречаются крайне редко и делаются только четырёхтактными.
— 2-тактный. Главными достоинствами двухтактных двигателей перед четырёхтактными являются простота устройства и более высокая мощность при том же рабочем объёме, за счёт чего такие агрегаты получаются легче, компактнее и дешевле. С другой стороны, они потребляют больше топлива и отличаются высоким уровнем шума, а заправлять такой мотор нужно смесью бензина и масла в правильной пропорции, что несколько усложняет обслуживание (существуют системы отдельной заправки, но они сложны и дороги, из-за чего почти не используются). Как следствие, данный вариант встречается в основном среди триммеров (см. «Тип»): именно там небольшие размеры и вес имеют решающее значение, а требуемая мощность и расход топлива сравнительно невелики.
—
4-тактный. Двигатели этого типа несколько сложнее и дороже двухтактных; кроме того, для достижения той же мощности им нужен больший объём, что сказывается на размерах и весе. С другой стороны, если двигатель не нужно «носить в руках» (как в случае с триммерами), эти моменты не имеют особого значения; да и разница в цене, благодаря развитию технологий, становится всё менее заметной. При всём этом четырёхтактные моторы работают тиш
...е и потребляют меньше топлива. Как следствие, практически все агрегаты, куда можно установить сравнительно крупный и тяжёлый ДВС, оснащаются именно данным типом двигателей. А относительно недавно появились лёгкие и компактные двигатели, подходящие даже для триммеров.Мощность двигателя
Мощность двигателя газонокосилки, выраженная в лошадиных силах. Общей единицей мощности в наше время является ватт, однако для бензиновых и дизельных двигателей (см. «Тип двигателя») традиционно применяют обозначение в л.с. Одни единицы несложно перевести в другие: 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
В целом чем мощнее двигатель — тем производительнее косилка и тем лучше она справляется с тяжелыми работами вроде резки густой травы, кустарника и т. п. С другой стороны, высокая мощность соответствующим образом сказывается на потреблении топлива, а также весе и цене двигателя. Кроме того, стоит учитывать, что разные виды косилок (см. «Тип») различаются по требованиям к мощности. К примеру, среди триммеров встречается немало моделей мощностью
0,7 – 1,3 л.с., у бензиновых газонокосилок минимум мощности находится уже в пределах
1,3 – 2 л.с., а для
сенокосилок требуется уже
не менее 2,5 л.с.. Так что сравнивать по мощности можно только агрегаты одного типа. Подробные рекомендации по выбору косилки в зависимости от ее вида и особенностей планируемых работ можно найти в специальных источниках.
Мощность двигателя
Мощность двигателя газонокосилки, выраженная в ваттах. Такое обозначение используется абсолютно для всех электрических моделей (см. «Тип двигателя»), также оно нередко встречается в бензиновых и дизельных агрегатах наряду с мощностью в лошадиных силах (эти единицы четко связаны, 1 л.с. составляет около 735 Вт).
В целом чем мощнее двигатель — тем производительнее косилка и тем лучше она справляется с тяжелыми работами вроде резки густой травы, кустарника и т. п. С другой стороны, высокая мощность соответствующим образом сказывается на потреблении топлива/электричества, а также весе и цене двигателя. Кроме того, стоит учитывать, что требования к мощности зависят от типа самой косилки и ее двигателя (о том и другом см. выше). К примеру, у большинства
роботов мощность
не превышает 500 Вт — большего, с учетом специализации, и не требуется, к тому же иначе устройства получались бы слишком громоздкими и тяжелыми. Триммеры и газонокосилки аналогичной мощности бывают только электрическими, а предел мощности для электроинструмента —
2500 – 3000 Вт при питании от сети и
1500 – 2000 Вт для аккумуляторных моделей. А вот в бензиновых инструментах минимальная мощность составляет порядка
500 – 1000 Вт для триммеров и
1000 – 1500 Вт для косилок; максимальное же значение мо
...жет превышать 4 кВт.
Подробные рекомендации по выбору газонокосилки в зависимости от ее типа и особенностей планируемых работ можно найти в специальных источниках.Объем топливного бака
Объем топливного бака в бензиновой или дизельной косилке (см. «Тип двигателя»).
Большой бак позволяет дольше проработать без дозаправки, однако излишнее увеличение емкости сказывается на габаритах и весе всего агрегата. Так что производители обычно подбирают данный показатель с учетом мощности и расхода топлива конкретного двигателя, и в целом объем бака не является критичным при выборе. Тем не менее, зная вместимость бака и расход топлива (см. выше), можно оценить, на сколько приблизительно хватит одной заправки.