Номинальная мощность
Номинальная мощность генератора — наибольшая мощность питания, которую агрегат способен без проблем выдавать в течение неограниченного времени. В наиболее «слабых» моделях данный показатель составляет
менее 1 кВт, в наиболее мощных —
50 – 100 кВт и даже
более; а генераторы с возможностями сварки (см. ниже) обычно имеют номинальную мощность от
1 – 2 кВт до
8 – 10 кВт.
Главное правило выбора в данном случае таково: номинальная мощность должна быть не ниже суммарной потребляемой мощности всей подключенной нагрузки. В противном случае генератор попросту не сможет выдать достаточное количество энергии, либо же будет работать с перегрузками. Однако для определения минимальной необходимой мощности генератора недостаточно просто сложить число ватт, указанное в характеристиках каждого подключенного устройства — методика расчета несколько сложнее. Во-первых, нужно учитывать, что в ваттах обычно указывается лишь активная мощность различной техники; помимо этого, многие электроприборы переменного тока потребляют реактивную мощность («бесполезную» мощность, расходуемую катушками и конденсаторами при работе с таким током). А фактическая нагрузка на генератор зависит именно от полной мощности (активная плюс реактивная), обозначаемой в вольт-амперах. Для ее расчета существуют специальные коэффициенты и формулы.
<
...br>
Второй нюанс связан с питанием устройств, в которых пусковой ток (и, соответственно, потребляемая мощность в момент включения) значительно выше номинального — в основном это приборы с электродвигателями вроде пылесосов, холодильников, кондиционеров, электроинструмента и т. п. Определить пусковую мощность можно, умножив штатную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков — например, 1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.; более подробные данные есть в специальных источниках. Пусковые характеристики нагрузки необходимы прежде всего для оценки требуемой максимальной мощности генератора (см. ниже) — однако эта мощность приводится в характеристиках далеко не всегда, нередко производитель указывает только номинальную мощность агрегата. В таких случаях при подсчетах для техники с пусковым коэффициентом более 1 стоит использовать именно пусковую, а не номинальную мощность.
Также отметим, что при наличии нескольких розеток конкретное разделение общей мощности по ним может быть разным. Этот момент стоит уточнять отдельно — в частности, по конкретным типам розеток (подробнее см. «Розеток 230 В», «Розеток 400 В»).Максимальная мощность
Максимальная мощность питания, которую способен обеспечить генератор.
Эта мощность несколько выше номинальной (см. выше), однако режим максимальной производительности может поддерживаться только в течение очень короткого времени — иначе возникает перегрузка. Поэтому практический смысл данной характеристики заключается в основном в том, чтобы описать эффективность генератора при работе с повышенными пусковыми токами.
Напомним, некоторые виды электроприборов в момент пуска потребляют в разы больший ток (и, соответственно, мощность), чем в штатном режиме; это характерно в основном для устройств с электродвигателями, таких как электроинструменты, холодильники и т. п. Однако повышенная мощность для такой техники нужна лишь кратковременно, нормальный режим работы восстанавливается буквально за несколько секунд. А оценить пусковые характеристики можно, умножив номинальную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков (1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.); более подробные данные есть в специальных источниках.
В идеале максимальная мощность генератора должна быть не ниже, чем общая пиковая мощность подключенной нагрузки — то есть пусковая мощность оборудования с пусковым коэффициентом выше 1 плюс номинальная мощность всей остальной техники. Это максимально снизит вероятность перегрузок.
Тип ДВС
Тип двигателя внутреннего сгорания, установленного в генераторе. Отметим, что дизели (см. «Топливо») в современных генераторах делаются только 4-тактными, так что разные типы ДВС встречаются только среди бензиновых моделей. Эту разницу и рассмотрим:
—
2-тактный. Главными достоинствами таких двигателей являются простота, низкая стоимость и более высокая мощность на единицу объема, чем в четырехтактных. С другой стороны, они сильнее шумят, потребляют больше топлива, а заливать в двухтактный двигатель нужно смесь бензина и масла в строго определенной пропорции, что усложняет процедуру заправки.
—
4-тактный. Такие двигатели менее шумны и более экономичны, чем двухтактные; кроме того, масло в них заливается отдельно от бензина, и нет риска не рассчитать пропорции для заправки. Их основными недостатками являются более высокая стоимость и меньшая мощность при том же объеме.
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Объем топливного бака
Объем топливного бака, установленного в генераторе.
Зная расход топлива (см. выше) и вместимость бака, можно рассчитать время работы на одной заправке (если оно не указано в характеристиках). Однако более емкий бак получается и более громоздким. Поэтому производители выбирают баки, исходя из общего уровня и «прожорливости» генератора — дабы обеспечить приемлемое время работы без значительного увеличения габаритов и веса. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым.
Что касается цифр, то в маломощных моделях устанавливаются баки на
5 – 10 л, а то и
меньше; в тяжелой профессиональной технике этот показатель может
превышать 50 л.
Розетки 230 В
Количество розеток на 230 В, предусмотренное в конструкции генератора, а также тип разъемов, используемых в таких розетках.
Тип разъема в данном случае указывается по максимальному току, который допускается для розетки — например, «2 шт на 16 А». Наиболее популярные варианты для 230-вольтовых розеток —
16 А,
32 А и 63 А. Подчеркнем, что амперы в таком обозначении — это не фактический ток, который может выдать генератор, а собственное ограничение розетки; фактическое же значение силы тока обычно заметно ниже. Проще говоря, если, к примеру, в генераторе есть розетка 32 А — выходной ток на ней не будет достигать 32 А; а конкретное число ампер будет зависеть от номинальной и максимальной мощности агрегата (см. выше). Так, если для нашего примера взять номинальную мощность в 5 кВт и максимальную в 6 кВт, то на розетку в 230 В такой генератор сможет выдать не более 5 кВт / 230 В = 22,7 А штатно и 6 кВт / 230 В = 27,3 А на пике. А если мощность приходится делить между несколькими розетками, то она, соответственно, будет еще меньше.
Что касается конкретных типов разъемов, то чем выше допустимый для розетки ток — тем выше требования к ее надежности и качеству защиты. В свете этого, как правило, в розетки большей мощности можно подключать штепсели меньшей мощности (напрямую или через переходник), но не наоборот. А если розеток несколько — по их типу можно с определенной достоверностью оценить расп
...ределение между ними всей мощности генератора: между двумя одинаковыми разъемами такая мощность обычно разделяется поровну, а на розетку под большее число ампер и мощности выделяется больше. Впрочем, конкретные подробности по этому поводу стоит в каждом случае уточнять отдельно; также стоит учитывать розетки на 400 В, при их наличии (см. ниже).Функции
—
Постоянный ток на выходе (DC 12 В). Наличие в генераторе выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
—
USB-порт для зарядки. Наличие у генератора разъема USB (одного или нескольких) для зарядки различных устройств. От USB может заряжаться большинство современных смартфонов и планшетов, также такой способ зарядки встречается во множестве другой техники — от фотокамер и фонариков до электроотверток и радиоуправляемых моделей. Стандартное напряжение питания через этот разъем — 5 В, а вот мощность может быть разной, ее стоит уточнять отдельно.
—
Синхронизация со смартфоном. Синхронизация со смартфоном позволяет управлять работой генератора удаленно. Благодаря этому пользователю не нужно подходить к устройству, чтобы, например, запустить или остановить его. Дополнительно синхронизация со смартфоном позволяет отслеживать параметры вырабатываемого электротока удаленно и в режиме реального времени. С другой стороны, для этого потребуется постоянное подключение к сети интернет и специализированное программное обеспечение, которое необходимо установить на смартфон.
—
Автозапуск (ATS). Функция, позволяющая г
...енератору при определенных условиях включаться автоматически, без действий со стороны пользователя. Автозапуск применяется в основном при использовании генератора в качестве резервного источника питания: пока работает основное питание, агрегат выключен, а если напряжение в сети пропадает, ATS запускает двигатель, и питание на нагрузку начинает поступать от генератора. Отметим, что наличие автозапуска указывается только в том случае, если генератор изначально укомплектован электронным блоком ATS; модели с возможностью подключения такого блока вынесены в отдельную категорию (см. ниже).
— Разъем для блока ATS. Разъем, позволяющий подключить к генератору внешний блок автозапуска (ATS); сам блок при этом в комплект не входит. Подробнее об автозапуске см. выше; здесь же отметим, что для некоторых пользователей эта функция изначально не нужна, однако может понадобиться в будущем — например, если генератор изначально используется на строительстве дома, а затем его планируется установить в том же доме как запасной источник питания. В подобных ситуациях данный вариант комплектации будет оптимальным: при покупке самого генератора не придется переплачивать за блок ATS, а позже, при необходимости, можно купить и подключить такой блок отдельно.
— Авторегулятор напряжения (AVR). Автоматический регулятор, позволяющий поддерживать на выходе генератора постоянный уровень напряжения. Такой регулятор сглаживает перепады, возникающие из-за изменения скорости вращения двигателя; это особенно важно при подключении приборов, чувствительных к стабильности питания. Стоит отметить, что наличие AVR является практически обязательным для синхронных генераторов (см. «Альтернатор»), а вот в других разновидностях эта функция не встречается: в асинхронных и дуплексных агрегатах она неприменима в принципе, а в инверторных роль регулятора играет собственно инвертор, и дополнительная электроника им не требуется.
— Дисплей. Собственный дисплей, установленный на корпусе генератора. Как правило, это простейший ЖК-экран, способный отображать лишь цифры и некоторые специальные символы. Тем не менее, даже на такой экран может выводиться различная полезная информация: напряжение, частота, данные счетчика моточасов, предупреждение о низком уровне топлива, сообщения о сбоях с кодами ошибок и т. п. Благодаря этому управление становится более удобным и наглядным.
— Счетчик моточасов. Прибор, считающий общее время, которое двигатель электрогенератора проработал с момента первого включения. Это помогает определить общую изношенность двигателя и необходимость его ремонта/замены, что может быть полезно как при длительном использовании прибора, так и, например, для оценки качества товара при покупке подержанного электрогенератора. Обнулить счётчик моточасов без серьёзного вмешательства в конструкцию прибора обычно невозможно.
— Вольтметр. Прибор, отображающий текущее напряжение, выдаваемое генератором. Вольтметр может быть выполнен в виде отдельной стрелочной шкалы, либо же его показания могут выводиться на собственный дисплей генератора (см. выше). В любом случае эта функция позволяет тщательно контролировать режим работы агрегата и снижает риск того, что на нагрузку пойдет недопустимое напряжение.
— Параллельное подключение. Наличие в конструкции генератора специальных разъёмов, через которые можно включить два и больше агрегатов в единую электрическую сеть (обычно с помощью дополнительного устройства). Такой вид подключения применяется, когда один агрегат не в силах потянуть всю нагрузку и мощность подключения превышает возможности самого прибора. Также подобная схема сыскала популярность, если один из агрегатов планируется использовать в качестве резервного источника питания.
— Запуск с пульта. Наличие в комплекте поставки генератора пульта ДУ. Выполнен в виде беспроводного брелока и позволяет на расстоянии включить/выключить устройство не подходя к нему.Уровень шума
Уровень шума, производимого генератором при работе в штатном режиме. Чем меньше агрегат шумит — тем более комфортно его использование, тем ближе к людям его можно располагать, однако тем выше его цена, при прочих равных.
Также стоит учитывать, что генераторы с ДВС в принципе являются довольно шумной техникой. Так, даже самые «тихие» агрегаты выдают
до 70 дБ — это громкость разговора на тонах от средних до повышенных. Соответственно устанавливать устройство рекомендуется удаленно от места использования. При этом отметим, что уровень шума не связан напрямую с мощностью: к примеру, среди агрегатов на 80 дБ и более имеются как тяжелые, так и сравнительно маломощные модели.