Модель двигателя
Название модели двигателя, установленного в генераторе. Зная это название, можно при необходимости найти подробные данные по двигателю и уточнить, насколько он удовлетворяет вашим требованиям. Кроме того, данные о модели могут понадобиться для некоторых специфических задач, включая обслуживание и ремонт.
Отметим, что современные генераторы нередко оснащаются
фирменными двигателями от именитых производителей: Honda, John Deere, Mitsubishi, Volvo и т. п. Стоят такие двигатели дороже, чем аналогичные агрегаты от малоизвестных брендов, однако это компенсируется более высоким качеством и/или солидными условиями гарантии, а во многих случаях — еще и простотой поиска запчастей и дополнительной документации (вроде руководств по специальному обслуживанию и мелкому ремонту).
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Выход 12 В
Наличие в генераторе
выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
В генераторах встречаются следующие разновидности 12-вольтовых выходов:
— Клеммы. Клеммы используются для присоединения проводов напрямую, без использования каких-либо штекеров. Такое подключение является наиболее надежным.
— Розетка. Розеточное гнездо под вилку с двумя плоскими штырями, предназначенное для подключения 12-вольтовых потребителей. Отверстия в розетках бывают разной компоновки, на что необходимо обращать внимание.
— Прикуриватель. Так званая «автомобильная розетка», которая во многих машинах совмещается с гнездом прикуривателя (отсюда и название). Такие разъемы применяются для питания различных автомобильных приборов и аксессуаров.
Уровень защиты
Уровень защиты, обеспечиваемый корпусом генератора — а именно степень защищенности «начинки» от пыли, влаги и посторонних предметов. Обозначается по стандарту IP двумя цифрами, одна из которых соответствует защите от твердых предметов и пыли, вторая — от влаги, например, IP24.
По уровню пылезащиты (первая цифра) в современных генераторах встречаются такие значения:
2 — защита от предметов диаметром более 12,5 мм (пальцы и т.п);
3 — от предметов более 2,5 мм (большинство инструментов);
4 — от предметов более 1 мм (практически все инструменты, большинство проводов);
5 — пылезащищенность (полная защита от контакта; пыль может проникать внутрь, но не сказывается на работе устройства).
Уровни влагозащиты могут быть такими:
1 — защита от вертикально падающих капель воды;
2 — от капель воды с отклонением до 15° от вертикальной оси устройства (дождь);
3 — от капель воды с отклонением до 60° от вертикальной оси устройства (дождь с ветром);
4 — от брызг с любого направления (дождь с сильным ветром);
В целом для использования в помещениях данный показатель не играет ключевой роли, но вот на улице и в схожих условиях (например, на стройплощадке) стоит убедиться, что выбранный генератор достаточно защищен — либо же принять дополнительные меры защиты.
Вес
Общий вес агрегата — как правило, без учета топлива; вес на полной заправке можно с легкостью определить, зная емкость бака.
В целом более мощные генераторы неизбежно получаются и более тяжелыми, однако схожие по характеристикам модели могут заметно различаться по весу. Оценивая эти различия и в целом выбирая вариант по весу, стоит учитывать специфику применения генератора. Так, если устройство предстоит часто перемещать с места на место — например, при использовании «на выездах» — возможно, стоит обратить внимание на агрегаты полегче, которые более удобны в транспортировке. Однако стоит учесть, что обратной стороной облегченной конструкции нередко является увеличенная стоимость или сниженная степень защиты. А вот для стационарного применения можно не обращать особого внимания на данный параметр — а то и вообще наоборот: выбирать более тяжелый (и, как правило, более продвинутый и функциональный) вариант.
Касательно конкретных цифр стоит отметить, что современные генераторы в целом являются довольно массивными. Так, небольшим весом для такой техники считается не только
до 20 кг, но и даже
20 – 30 кг; немало агрегатов весят
150 – 200 кг, а то и
более, а вес стационарных промышленных моделей измеряется уже тоннами.