Максимальная мощность
Максимальная мощность питания, которую способен обеспечить генератор.
Эта мощность несколько выше номинальной (см. выше), однако режим максимальной производительности может поддерживаться только в течение очень короткого времени — иначе возникает перегрузка. Поэтому практический смысл данной характеристики заключается в основном в том, чтобы описать эффективность генератора при работе с повышенными пусковыми токами.
Напомним, некоторые виды электроприборов в момент пуска потребляют в разы больший ток (и, соответственно, мощность), чем в штатном режиме; это характерно в основном для устройств с электродвигателями, таких как электроинструменты, холодильники и т. п. Однако повышенная мощность для такой техники нужна лишь кратковременно, нормальный режим работы восстанавливается буквально за несколько секунд. А оценить пусковые характеристики можно, умножив номинальную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков (1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.); более подробные данные есть в специальных источниках.
В идеале максимальная мощность генератора должна быть не ниже, чем общая пиковая мощность подключенной нагрузки — то есть пусковая мощность оборудования с пусковым коэффициентом выше 1 плюс номинальная мощность всей остальной техники. Это максимально снизит вероятность перегрузок.
Модель двигателя
Название модели двигателя, установленного в генераторе. Зная это название, можно при необходимости найти подробные данные по двигателю и уточнить, насколько он удовлетворяет вашим требованиям. Кроме того, данные о модели могут понадобиться для некоторых специфических задач, включая обслуживание и ремонт.
Отметим, что современные генераторы нередко оснащаются
фирменными двигателями от именитых производителей: Honda, John Deere, Mitsubishi, Volvo и т. п. Стоят такие двигатели дороже, чем аналогичные агрегаты от малоизвестных брендов, однако это компенсируется более высоким качеством и/или солидными условиями гарантии, а во многих случаях — еще и простотой поиска запчастей и дополнительной документации (вроде руководств по специальному обслуживанию и мелкому ремонту).
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Объем топливного бака
Объем топливного бака, установленного в генераторе.
Зная расход топлива (см. выше) и вместимость бака, можно рассчитать время работы на одной заправке (если оно не указано в характеристиках). Однако более емкий бак получается и более громоздким. Поэтому производители выбирают баки, исходя из общего уровня и «прожорливости» генератора — дабы обеспечить приемлемое время работы без значительного увеличения габаритов и веса. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым.
Что касается цифр, то в маломощных моделях устанавливаются баки на
5 – 10 л, а то и
меньше; в тяжелой профессиональной технике этот показатель может
превышать 50 л.
Функции
—
Постоянный ток на выходе (DC 12 В). Наличие в генераторе выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
—
USB-порт для зарядки. Наличие у генератора разъема USB (одного или нескольких) для зарядки различных устройств. От USB может заряжаться большинство современных смартфонов и планшетов, также такой способ зарядки встречается во множестве другой техники — от фотокамер и фонариков до электроотверток и радиоуправляемых моделей. Стандартное напряжение питания через этот разъем — 5 В, а вот мощность может быть разной, ее стоит уточнять отдельно.
—
Синхронизация со смартфоном. Синхронизация со смартфоном позволяет управлять работой генератора удаленно. Благодаря этому пользователю не нужно подходить к устройству, чтобы, например, запустить или остановить его. Дополнительно синхронизация со смартфоном позволяет отслеживать параметры вырабатываемого электротока удаленно и в режиме реального времени. С другой стороны, для этого потребуется постоянное подключение к сети интернет и специализированное программное обеспечение, которое необходимо установить на смартфон.
—
Автозапуск (ATS). Функция, позволяющая г
...енератору при определенных условиях включаться автоматически, без действий со стороны пользователя. Автозапуск применяется в основном при использовании генератора в качестве резервного источника питания: пока работает основное питание, агрегат выключен, а если напряжение в сети пропадает, ATS запускает двигатель, и питание на нагрузку начинает поступать от генератора. Отметим, что наличие автозапуска указывается только в том случае, если генератор изначально укомплектован электронным блоком ATS; модели с возможностью подключения такого блока вынесены в отдельную категорию (см. ниже).
— Разъем для блока ATS. Разъем, позволяющий подключить к генератору внешний блок автозапуска (ATS); сам блок при этом в комплект не входит. Подробнее об автозапуске см. выше; здесь же отметим, что для некоторых пользователей эта функция изначально не нужна, однако может понадобиться в будущем — например, если генератор изначально используется на строительстве дома, а затем его планируется установить в том же доме как запасной источник питания. В подобных ситуациях данный вариант комплектации будет оптимальным: при покупке самого генератора не придется переплачивать за блок ATS, а позже, при необходимости, можно купить и подключить такой блок отдельно.
— Авторегулятор напряжения (AVR). Автоматический регулятор, позволяющий поддерживать на выходе генератора постоянный уровень напряжения. Такой регулятор сглаживает перепады, возникающие из-за изменения скорости вращения двигателя; это особенно важно при подключении приборов, чувствительных к стабильности питания. Стоит отметить, что наличие AVR является практически обязательным для синхронных генераторов (см. «Альтернатор»), а вот в других разновидностях эта функция не встречается: в асинхронных и дуплексных агрегатах она неприменима в принципе, а в инверторных роль регулятора играет собственно инвертор, и дополнительная электроника им не требуется.
— Дисплей. Собственный дисплей, установленный на корпусе генератора. Как правило, это простейший ЖК-экран, способный отображать лишь цифры и некоторые специальные символы. Тем не менее, даже на такой экран может выводиться различная полезная информация: напряжение, частота, данные счетчика моточасов, предупреждение о низком уровне топлива, сообщения о сбоях с кодами ошибок и т. п. Благодаря этому управление становится более удобным и наглядным.
— Счетчик моточасов. Прибор, считающий общее время, которое двигатель электрогенератора проработал с момента первого включения. Это помогает определить общую изношенность двигателя и необходимость его ремонта/замены, что может быть полезно как при длительном использовании прибора, так и, например, для оценки качества товара при покупке подержанного электрогенератора. Обнулить счётчик моточасов без серьёзного вмешательства в конструкцию прибора обычно невозможно.
— Вольтметр. Прибор, отображающий текущее напряжение, выдаваемое генератором. Вольтметр может быть выполнен в виде отдельной стрелочной шкалы, либо же его показания могут выводиться на собственный дисплей генератора (см. выше). В любом случае эта функция позволяет тщательно контролировать режим работы агрегата и снижает риск того, что на нагрузку пойдет недопустимое напряжение.
— Параллельное подключение. Наличие в конструкции генератора специальных разъёмов, через которые можно включить два и больше агрегатов в единую электрическую сеть (обычно с помощью дополнительного устройства). Такой вид подключения применяется, когда один агрегат не в силах потянуть всю нагрузку и мощность подключения превышает возможности самого прибора. Также подобная схема сыскала популярность, если один из агрегатов планируется использовать в качестве резервного источника питания.
— Запуск с пульта. Наличие в комплекте поставки генератора пульта ДУ. Выполнен в виде беспроводного брелока и позволяет на расстоянии включить/выключить устройство не подходя к нему.Колеса
Наличие у электрогенератора
колес для перемещения с места на место. Чаще всего в конструкции предусматривается пара колес и пара стояночных опор: в рабочее время опоры играют роль тормозов, а при перемещении их нужно приподнять над землей и катить генератор на двух колесах; однако бывают модели и на 4 колеса. В любом случае данная особенность заметно упрощает транспортировку: катить агрегат намного легче, чем нести на весу. Особенно это актуально в свете того, что вес современного генератора может превышать 100 кг: для переноски такой тяжести понадобится несколько людей, колеса же нередко позволяют обойтись силами одного человека.
Уровень шума
Уровень шума, производимого генератором при работе в штатном режиме. Чем меньше агрегат шумит — тем более комфортно его использование, тем ближе к людям его можно располагать, однако тем выше его цена, при прочих равных.
Также стоит учитывать, что генераторы с ДВС в принципе являются довольно шумной техникой. Так, даже самые «тихие» агрегаты выдают
до 70 дБ — это громкость разговора на тонах от средних до повышенных. Соответственно устанавливать устройство рекомендуется удаленно от места использования. При этом отметим, что уровень шума не связан напрямую с мощностью: к примеру, среди агрегатов на 80 дБ и более имеются как тяжелые, так и сравнительно маломощные модели.
Вес
Общий вес агрегата — как правило, без учета топлива; вес на полной заправке можно с легкостью определить, зная емкость бака.
В целом более мощные генераторы неизбежно получаются и более тяжелыми, однако схожие по характеристикам модели могут заметно различаться по весу. Оценивая эти различия и в целом выбирая вариант по весу, стоит учитывать специфику применения генератора. Так, если устройство предстоит часто перемещать с места на место — например, при использовании «на выездах» — возможно, стоит обратить внимание на агрегаты полегче, которые более удобны в транспортировке. Однако стоит учесть, что обратной стороной облегченной конструкции нередко является увеличенная стоимость или сниженная степень защиты. А вот для стационарного применения можно не обращать особого внимания на данный параметр — а то и вообще наоборот: выбирать более тяжелый (и, как правило, более продвинутый и функциональный) вариант.
Касательно конкретных цифр стоит отметить, что современные генераторы в целом являются довольно массивными. Так, небольшим весом для такой техники считается не только
до 20 кг, но и даже
20 – 30 кг; немало агрегатов весят
150 – 200 кг, а то и
более, а вес стационарных промышленных моделей измеряется уже тоннами.