Частота кроссовера
Частота кроссовера, предусмотренного в конструкции АС.
Кроссовер устанавливается исключительно в модели с несколькими полосами (см. «Количество полос»). Это электронный фильтр, который обеспечивает разделение входящего аудиосигнала на отдельные частотные диапазоны и направляет каждый диапазон на «свой» комплект динамиков. А частота кроссовера показывает, где проходит граница между этими диапазонами. Если полос больше двух — то и подобных границ будет несколько: например, для четырехполосной системы может быть указано «0.15 / 0.8 / 2.8 кГц» или «0.12 / 1 / 3.8».
В большинстве случаев данный параметр имеет в основном справочное значение: частоты встроенного кроссовера подбираются под рабочие характеристики динамиков, установленных в АС.
Общий частотный диапазон
Общий диапазон частот, который способна воспроизвести АС. Указывается от нижней границы диапазона в самом низкочастотном компоненте до верхней границы — в самом высокочастотном: например, в системе 2.1 с основными колонками на 100 – 22000 Гц и сабвуфером на 20 – 150 Гц общее значение будет составлять 20 – 22000 Гц.
Чем обширнее частотный диапазон — тем полнее воспроизводимый звук, тем ниже вероятность, что какая-то часть низких или высоких частот окажется «обрезанной». Здесь стоит отметить, что человеческое ухо воспринимает частоты в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и с практической точки зрения предусматривать в АС более обширный частотный диапазон не имеет смысла. Тем не менее, немало моделей выходят за пределы этого диапазона, иногда весьма значительно (так, существуют колонки с диапазоном порядка 10 – 50000 Гц). Такие характеристики являются своего рода «побочным эффектом» высококлассной акустики, и приводятся они обычно в рекламных целях.
Таким образом, нижняя граница диапазона в современных колонках может находиться в пределах частот
до 20 Гц, однако чаще встречаются более высокие значения —
30 – 40 Гц,
40 – 50 Гц, а то и
более 70 Гц. В свою очередь, верхний предел в большинстве современных АС лежит в диапазоне
19 – 22 кГц, хотя встречаются отклонения как в сторону уве
...личения (см. выше), так и в сторону снижения.Входы
Типы входов, предусмотренные в конструкции АС.
Отметим, что стандартные высокоуровневые входы на основе клемм, используемые для подключения пассивной акустики к усилителям мощности, в данном списке не указывается — их наличие в соответствующих типах АС предполагается по определению. Остальные же варианты могут быть такими:
— RCA. Входы для работы с аналоговым аудиосигналом, использующие разъемы типа
RCA (такой разъем может применяться и в других интерфейсах, но они имеют свои названия). Как правило, применяются в активных системах и рассчитаны на сигнал линейного уровня, однако в отдельных моделях RCA предназначается для подключения к усилителю мощности. В целом данный интерфейс не отличается помехостойкостью, однако его возможностей вполне хватает как минимум для домашней акустики, в том числе довольно продвинутой. Отметим, что при таком подключении для каждого канала звука требуется собственный разъем; поэтому гнезда RCA обычно устанавливаются парами — под левый и правый канал стерео.
—
mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъём для большинства современной портативной аудиотехники. В колонках используется в основном для подключения подобной техники — в первую очередь карманных медиаплееров. Использует аналоговую передачу сигнала, при этом устойчивость к помехам, как и у RCA, невысока, а качество может быть даже ниже вследствие того, что оба канала стереозвука передаются по одн
...ому кабелю.
— Jack (6.35 мм). Разъём, аналогичный по форме описанному выше mini-jack, однако имеющий более крупные размеры; вследствие этого он встречается в основном в стационарной аудиотехнике, а также используется в музыкальных инструментах. 6.35 мм Jack считается более прочным и надёжным, чем 3.5 мм mini-jack, к тому же технически он способен обеспечить т.н. балансное подключение (см. ниже), хотя на практике такая возможность встречается редко. Для этого данный разъем может быть совмещен с разъемом XLR (комбинированный порт), что позволяет подключать на выбор один из типов штекеров.
— Балансный XLR. Разъёмы XLR имеют три контакта, по количеству жил кабеля. Они могут применяться для передачи разного типа сигнала, однако в данном случае подразумевается аналоговое балансное подключение. При таком подключении передаётся один канал аудио на каждый разъём, а довольно большую часть помех, возникающих при передаче, гасит сам кабель. Последнее обеспечивает чистоту передаваемого звука даже на довольно больших расстояниях (порядка нескольких метров). Балансный XLR относится к профессиональным интерфейсам и встречается преимущественно в АС соответствующего класса. Может быть совмещен с разъемом Jack (6.35 мм) (комбинированный порт), что позволяет подключать на выбор один из типов штекеров.
— Балансный цифровой AES/EBU. Разновидность интерфейса XLR, предназначенная для передачи сигнала в цифровом формате. Также относится к профессиональным, использует те же разъёмы и кабели и тот же балансный способ передачи, обеспечивающий гашение большинства помех; однако из-за различий в типе сигнала имеет большую пропускную способность и позволяет передавать через один разъём даже многоканальный звук.
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным ниже коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Коаксиальный. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
— Speakon. Профессиональный интерфейс, применяемый для подключения к АС сигнала с усилителя мощности. Используется в технике соответствующего класса, в частности, концертных системах (см. «Назначение»). Благодаря особенностям разъёмов (наличие фиксаторов, высокая степень изоляции) может применяться даже с наиболее мощными усилителями.
— USB-порт. Интерфейс USB в акустических системах может иметь разное назначение и использовать разные виды разъемов; эти моменты стоит уточнять отдельно. Так, один из самых популярных форматов применения этого входа — подключение колонок к USB-порту ПК или ноутбука для работы в роли компьютерной акустики; модели с такой возможностью оснащаются разъемами USB Type B — характерной квадратной формы. Подобная акустика будет полезна, в частности, если специализированные аудиовходы компьютера заняты, вышли из строя или вообще отсутствуют; кроме того, она нередко оснащается высококлассными встроенными ЦАП и позволяет добиться более высокого качества звучания, чем среднестатистическая звуковая карта.
Встречается и другой вариант — колонки со входами USB A и встроенными плеерами, способные самостоятельно проигрывать музыку с флешки или другого внешнего накопителя, а также заряжать через USB различные гаджеты вроде смартфонов.
Пассивные модели (см. «Тип») обычно оснащаются т.н. высокоуровневыми входами, рассчитанными на сигнал с усилителя мощности; это отдельная категория разъемов, устанавливаемая в такие модели по умолчанию.Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр низкочастотного или комбинированного низко/среднечастотного динамика (динамиков) АС.
Чем крупнее динамик — тем ниже его рабочие частоты и тем большую мощность звука способен обеспечить. Поэтому на данный параметр стоит обратить особое внимание, если Вы хотите получить качественный насыщенный бас — особенно если речь идёт об аудиосистеме без сабвуфера.
Более подробную информацию о размерах динамика можно найти в специальных источниках.
Вес
Суммарный вес всех компонентов акустической системы.