Объем двигателя
Объем двигателя бензиновой пилы (см. «Источник питания»). От этого показателя зависят, с одной стороны, мощность и производительность инструмента, с другой — его вес, цена и потребление топлива. Соответственно, выбирать модель необходимо с учетом специфики планируемых работ, и не всегда имеет смысл гнаться за большими объемами. В частности, для несложных бытовых задач вполне достаточным считается объем двигателя порядка 40 – 50 см3, а в профессиональных моделях этот показатель может превышать 100 см3. Более подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках.
Мощность
Мощность двигателя пилы в ваттах. Для бензиновых инструментов (см. «Источник питания») дополнительно указывается также мощность в лошадиных силах, о ней см. ниже.
Чем выше мощность — тем лучше инструмент подходит для объемных работ и твердых материалов, тем большую глубину реза он может обеспечить и тем легче он справляется со значительными нагрузками. Кроме того, для разных типов пил и разных видов материалов актуальные значения мощности также могут быть разными. Например, мощность в
2,5 – 3 кВт является фактически пределом для
цепных электропил, а вот в
цепных бензопилах это средний показатель, среди таких инструментов встречаются модели на
3 – 4 кВт и даже
более. Детальные рекомендации по выбору для различных случаев можно найти в специальных источниках.
Мощность
Мощность двигателя пилы, выраженная в лошадиных силах (л.с.). Такое обозначение традиционно применяется в бензиновых моделях (см. «Источник питания») наряду с ваттами; 1 л.с. ≈ 735 Вт.
Подробнее о мощности см. одноименный пункт выше.
Макс. обороты двигателя
Наибольшие обороты, которые двигатель пилы способен выдать в штатном режиме работы.
Подчеркнем, что не стоит путать данный параметр с максимальными оборотами диска (см. ниже) — здесь речь идет исключительно о скорости вращения вала двигателя. Она может уточняться для всех типов пил, не только для моделей, использующих диски. Однако в целом обороты двигателя — это скорее справочная, чем реально значимая информация. На практике она бывает необходима в основном при некоторых специфических задачах по обслуживанию инструмента; при выборе же лучше ориентироваться на более «приближенные к жизни» показатели — мощность двигателя, глубину пропила, скорость цепи/ленты либо обороты диска, и т.п.
Скорость цепи
Максимальная скорость движения цепи относительно материала, которую может обеспечить пила соответствующей конструкции (см. «Устройство»). Более высокая скорость позволяет резать быстрее и чище, однако требует более высокой мощности двигателя; низкая скорость, в свою очередь, снижает производительность, однако позволяет добиться хорошего тягового усилия при сравнительно невысокой мощности двигателя. Более детальные рекомендации касательно этого параметра можно найти в специальных источниках.
Уровень шума
Уровень шума, производимого пилой при работе. Отметим, что данный параметр довольно приблизителен, т.к. на практике «громкость работы» зависит не только от инструмента, но и от обрабатываемого материала и особенностей окружающей обстановки. Тем не менее, приведённые в характеристиках данные вполне позволяют оценить комфортность работы с инструментом. Чем ниже данный показатель — тем меньше дискомфорта будет причинять шум, а при высоких значениях может понадобиться даже специальная защита для органов слуха.
Отметим, что уровень шума принято измерять в децибелах, а эта единица не является линейной: к примеру, разница в 3 дБ соответствует различию в 2 раза, 10 дБ — в 10 раз. Поэтому проще всего оценивать шумность по сравнительным таблицам. Вот упрощённая версия такой таблицы для диапазона, в котором работают современные пилы:
70 дБ — громкий разговор нескольких людей в непосредственной близости;
75 дБ — крик в непосредственной близости;
80 дБ — двигатель грузового автомобиля, звон механического будильника;
85 дБ — громкий крик;
90 дБ — товарный вагон на расстоянии 7 – 10 м;
95 дБ — вагон метро на расстоянии 7 – 10 м;
100 дБ — промышленный цех;
110 дБ — двигатель трактора;
120 дБ — отбойный молоток, гром от близкого удара молнии (болевой порог слухового восприятия).
Объем топливного бака
Объём топливного бака в пилах с бензиновым двигателем (см. «Источник питания»). Объёмный бак, с одной стороны, позволяет устройству долгое время проработать без дозаправки, с другой — серьёзно сказывается на весе и габаритах. Последнее не критично для стационарных агрегатов (см. «Тип»), но весьма актуально для переносной техники — а абсолютное большинство бензопил и бензорезов делается именно переносными. А с учётом того, что дозаправка обычно не вызывает особых сложностей, оснащать ручной инструмент вместительными баками не имеет смысла, поэтому в подобных пилах данный объём невелик.
Объем масляного бака
Объем масляного бака, предусмотренного в инструменте.
В данном случае подразумевается бак, масло из которого подается на цепь пилы (см. «Устройство») для ее смазывания во время работы. В целом это справочный параметр, позволяющий оценить, сколько масла понадобится на одну заправку инструмента.
Вес
Общий вес инструмента. Для бензиновых моделей (см. «Источник питания»), как правило, указывается сухой вес, без учета горючего.
В целом обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего при выборе ручного инструмента. При этом стоит учитывать, что более высокая мощность, более емкая батарея или вместительный бак неизбежно сказываются на весе. Тем не менее, инструменты со схожими характеристиками могут и заметно различаться по весу. И здесь стоит учитывать, что более легкая модель будет удобнее при работе, однако снижение веса может сказаться на надежности и/или стоимости. Кроме того, более массивный инструмент получается более стабильным, он не так подвержен рывкам при неравномерных нагрузках. Если же говорить о конкретных цифрах, то вес в
3 кг и менее считается очень легким,
3 – 5 кг — сравнительно небольшим,
5 – 7 кг — средним,
7 – 10 кг — значительным, а некоторые мощные инструменты (преимущественно бензиновые) весят и
более 10 кг.
Что касается стационарных пил, то для них вес имеет второстепенное значение — он влияет в основном на удобство транспортировки.