Обслуживание
—
Обслуживаемый. Обслуживаемыми бывают только классические свинцово-кислотные аккумуляторы (см. «Тип»): их легко выделить даже внешне — по наличию съёмных пробок, которые дают доступ к внутренним ёмкостям с электролитом. Последний представляет собой смесь серной кислоты с водой, и при каждой зарядке некоторая часть этой воды «выкипает» (разлагается на кислород и водород и улетучивается). Особенно интенсивно это происходит при перезаряде или зарядке на повышенном напряжении. Обслуживание аккумулятора состоит в периодическом пополнении запасов воды в электролите — без этого понижение его уровня приводит к повреждению пластин из-за контакта с воздухом, что непоправимо ухудшает характеристики батареи. В среднем обслуживание нужно проводить 1-2 раза в год (15-20 тыс. км пробега для легкового авто) и эти сроки обычно совпадают со сроками планового ТО. Однако это значение может различаться в зависимости от особенностей как самого аккумулятора, так и его эксплуатации; более детальная информация обычно содержится в инструкциях к конкретным моделям. «Дозаправка» должна производиться исключительно дистилированной водой, т.к. даже относительно небольшое количество посторонних примесей может повредить пластины.
—
Необслуживаемый. Как следует из названия, такие аккумуляторы не требуют обслуживания, описанного выше; достигается это рядом способов, в частности заливом электролита
...с запасом на весь срок службы или использованием геля (см. «Тип»). При явных преимуществах за счёт удобства в использовании, необслуживаемые аккумуляторы в то же время имеют один недостаток: они намного более чувствительны к глубокому разряду (снижается ёмкость), а, соответственно, хуже переносят холода и длительные простои.Тип электролита
Среди автоаккумуляторов встречаются
свинцово-кислотные (SLA), усовершенствованные
свинцово-кислотные (EFB),
стеклотканевые (AGM),
гелевые (GEL),
литий-ионные (Li-Ion) и
литий-железо-фосфатные(LiFePO4). Подробнее о них:
— SLA (свинцово-кислотный). В широком смысле подавляющее большинство современных автомобильных аккумуляторов являются свинцово-кислотными, т.к. их конструкция основана на сочетании электродов из соединений свинца и электролита, роль которого отыгрывает разбавленная водой серная кислота. Конкретно же в данном случае подразумевается классический тип батарей, в которых используется обычный жидкий электролит. Их широкое распространение обусловлено простотой конструкции и невысокой стоимостью в сочетании с хорошими показателями емкости и пусковых токов (см. ниже), а также устойчивости к низким температурам (по сравнению с другими типами аккумуляторов).
— EFB (свинцово-кислотный). Усовершенствованный подтип свинцово-кислотных АКБ с более продолжительным эксплуатационным ресурсом, высокой степенью безопасности и практически необслуживаемой конструкцией. Аббревиатура EFB расшифровывается как Enhanced Flooded Battery, что означает «Улучшенная батарея с жидким электролитом». Отличительная черта технологии EFB — толстые пластины из чистого свинца безо в
...сяческих примесей. Положительные пластины в конструкции АКБ завернуты в специальные «пакеты» из микроволокна, которое впитывает и удерживает жидкий электролит. Как следствие, предотвращается интенсивное осыпание активного вещества и значительно замедляется процесс сульфатации при глубоком разряде аккумуляторной батареи. А за счет однородной структуры электролита (перемешивается при естественном движении автомобиля) повышается общий срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов EFB и увеличивается скорость зарядки.
— AGM (стеклоткань). Разновидность свинцово-кислотных аккумуляторов, также известная под аббревиатурой AGM. Главную особенность конструкции описывает само название: в таких батареях пространство между пластинами заполнено не жидкостью, а стеклотканью — микропористым пластиком, который пропитан собственно электролитом (водным раствором серной кислоты). Такая конструкция имеет ряд преимуществ перед классической: так, AGM-батареи не требуют обслуживания (см. «Обслуживание») и практически не выделяют газов при зарядке (образующиеся кислород и водород рекомбинируются внутри самой батареи), устойчивы к тряске и хорошо подходят для систем start-stop (см. «Поддержка start-stop»). Их недостатками являются высокая чувствительность к повышенному напряжению при зарядке, необходимость специального зарядного устройства (обычные подходят плохо), а также недешевая стоимость.
— GEL (гелевый). Один из подтипов свинцово-кислотных аккумуляторов, в котором электролит является не жидким, а сгущен до гелеобразного состояния. Такая конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с классическим вариантом (см. выше): большее количество циклов заряда-разряда (а значит, дольше срок службы); минимум утечек электролита и сопутствующих газов; нет необходимости в обслуживании (см. «Обслуживание»); устойчивость к глубоким разрядам и колебаниям температуры и др. С другой стороны, и стоят батареи GEL ощутимо дороже.
— Li-Ion (литий-ионный). Литий-ионная технология изначально применялась в батареях для портативных гаджетов вроде мобильных телефонов, однако такие аккумуляторы используются все шире. Первым типом транспорта, где применяется Li-Ion технология, стали мотоциклы. Из достоинств таких батарей перед более традиционными разновидностями можно отметить меньшие габариты и вес, способность выдавать высокие пусковые токи и заряжаться высокими токами (последнее значительно уменьшает время зарядки), а также большое число циклов заряда-разряда и длительный срок хранения. Кроме того, аккумуляторы Li-Ion содержат минимум вредных веществ, не используют кислот и тяжелых металлов, а некоторые модели и вовсе позиционируются как абсолютно безвредные для окружающей среды. Главный недостаток литий-ионных АКБ — весьма «кусачая» цена.
— LiFePO4 (литий-железо-фосфатный). Такие батареи фактически являются модификацией литий-ионных (см. соответствующий пункт), разработанной для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Примечательны, прежде всего, высокой надежностью и безопасностью: вероятность «взрыва» батареи при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом LiFePO4 без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками. Кроме того, они довольно устойчивы к холоду и держат рабочее напряжение почти до самого разряда. Главным недостатком данного типа является несколько меньшая емкость.Пусковой ток EN
Пусковой ток аккумулятора, измеренный в соответствии со стандартом EN (единый стандарт Евросоюза). Согласно этому стандарту, пусковым током является максимальная сила тока, которую аккумулятор при температуре электролита -18 °C может выдавать в течении 30 с без падения напряжения ниже определённого уровня (для стандартных 12 В батарей — не ниже 7,2 В). Термин «пусковой» появился потому, что такой режим работы аналогичен запуску двигателя, когда аккумулятору в течении недолгого времени приходится выдавать на стартер ток высокой мощности.
Рекомендованное значение пускового тока в целом связано с весовой категорией машины: чем она тяжелее — тем более мощный ток обычно нужен для запуска. А многие производители прямо указывают рекомендуемые значения в характеристиках той или модели транспорта. Если же аккумулятор покупается на замену, то общее правило таково: его пусковой ток должен быть не меньше, чем у предшественника.
Отметим, что на практике могут встречаться обозначения пускового тока ещё по 3 стандартам: SAE (США), DIN (Германия) и ТУ (ГОСТ 959-91). Первый практически идентичен EN, а DIN и ТУ довольно просто перевести в EN и обратно: они аналогичны между собой, и каждый из них даёт число, приблизительно в 1,7 раз меньшее NE. То есть, например, для замены аккумулятора на 200 А по ТУ стоит искать модель с током не ниже 340 А (200*1,7) по EN.
Индикатор заряда
Наличие
индикатора заряда на аккумуляторе.
Такой индикатор отображает текущий уровень заряда и позволяет в общих чертах оценить состояние батареи буквально с одного взгляда, без дополнительных действий и диагностического оборудования. В некоторых моделях обслуживаемых аккумуляторов индикатор может сигнализировать не только о необходимости зарядки, но и о необходимости долить воды в электролит (подробнее см. «Обслуживание»).
Поддержка start-stop
Возможность использования аккумулятора в автомобилях, оснащённых
системой start-stop.
Система start-stop создана для экономии топлива и снижения вредных выбросов в условиях современного города, когда машины вынуждены часто останавливаться на светофорах и в пробках. В таких авто предусмотрена упрощённая процедура глушения и пуска двигателя для коротких остановок: например, стоя на светофоре, водитель глушит авто нажатием кнопки, а когда загорается зелёный — запускает авто простым нажатием на педаль сцепления. Это обеспечивает значительную экономию топлива, однако многократные запуски значительно повышают нагрузку на аккумулятор — обычные батареи могут износиться в считанные дни. Поддержка start-stop позволяет аккумулятору эффективно работать в режиме многократных пусков, сохраняя свои характеристики в течение долгого времени.