Номинальная мощность
Общая номинальная мощность динамиков звукового проектора (включая сабвуфер — при его наличии).
Данный параметр часто используют для оценки общей громкости звучания устройства, однако это не совсем верно. Дело в том, что фактическая громкость звучания определяется в основном мощностью основных динамиков звукового проектора, а общая мощность является суммой этой мощности и мощности сабвуфера. Поэтому модели с одинаковой номинальной мощностью могут заметно различаться по фактической громкости: например, комплект из 150-ваттного саундбара с 50-ваттным «сабом» будет более громким, чем сочетание 100-ваттного проектора с сабвуфером той же мощности, хотя в обоих случаях номинальная мощность будет равна 200 Вт.
Подводя итог, можно сказать, что оценивать громкость по номинальной мощности можно лишь в том случае, если звуковой проектор не оснащен сабвуфером — в таких моделях номинальная мощность равна мощности основных динамиков. В остальных случаях стоит ориентироваться на прямо заявленные в характеристиках мощность саундбара и мощность сабвуфера (о том и другом см. ниже).
Мощность динамиков саундбара
Номинальная мощность динамиков, установленных непосредственно в саундбаре, без учета сабвуфера (в моделях со встроенным сабом, соответственно, учитывается только мощность основных динамиков).
Этот показатель напрямую определяет общую громкость звучания звукового проектора, именно на него, а не на общую номинальную мощность (см. выше) стоит ориентироваться при оценке громкости. Выбирать же по данному параметру стоит с учетом специфики помещения, в котором планируется установить проектор: чем обширнее помещение и чем больше расстояние до зрителя — тем выше должна быть мощность, иначе саундбар не сможет эффективно подзвучить сцену. Подробные рекомендации по оптимальной мощности для разных вариантов обстановки можно найти в специальных источниках.
Импеданс
Импеданс — это сопротивление проектора переменному току, а точнее — аналоговому аудиосигналу, поступающему на вход с внешнего усилителя мощности. Собственно, этот параметр имеет практическое значение именно в том случае, если устройство планируется использовать с внешним усилителем. В идеале импеданс проектора должен соответствовать сопротивлению, на которое рассчитан усилитель — иначе возможно либо снижение громкости (при слишком высоком импедансе), либо появление искажений, перегрузка и даже повреждение акустики (при слишком низком).
Также считается, что более высокий импеданс снижает вероятность возникновения помех. Однако современные АС (включая звуковые проекторы) имеют стандартные значения импеданса в 4, 6 или 8 Ом — эта разница не настолько велика, чтобы различия в качестве звука были сколь-либо заметны.
Акустическое оформление
Акустическое оформление сабвуфера, используемого звуковым проектором.
— Закрытого типа. Простейший вариант конструкции — динамик, установленный в закрытом корпусе. Подобные сабвуферы имеют относительно невысокую громкость, однако отличаются хорошей точностью звукопередачи и минимумом искажений.
— Фазоинверторного типа. Сабвуферы, оснащённые фазоинвертором — специальной трубкой, соединяющей внутренний объём корпуса с наружным пространством. Такое оснащение улучшает громкость и насыщенность звука, однако повышает вероятность возникновения помех (прежде всего гула воздуха в трубе).
— С пассивным излучателем. Пассивный излучатель фактически представляет собой динамик без катушки и магнита, установленный в корпусе сабвуфера наряду с основным динамиком. Назначение такого излучателя аналогично описанному выше фазоинвертору, за исключением того, что он менее подвержен помехам.
Интерфейсы
—
AirPlay. Беспроводная технология для подключения к проектору внешнего источника сигнала. Разработана компанией Apple, используется в основном для соединения с ее устройствами (например, планшетами iPad или ноутбуками MacBook), хотя применяется и другими производителями. AirPlay позволяет передавать не только звук, но также текстовую и графическую информацию, и даже видео, что может пригодиться при подключении проектора к телевизору. Данная технология по определению означает поддержку Wi-Fi (см. ниже), т.к. она основана на этом интерфейсе.
—
AirPlay 2. Второе поколение описанной выше технологии AirPlay, представленное в 2018 году. Среди основных нововведений этой версии — поддержка формата «мультирум», то есть одновременной трансляции нескольких аудиосигналов на разные совместимые устройства, установленные в разных местах. Таким образом можно, к примеру, включить в гостиной онлайн-трансляцию новостной программы, в спальне — расслабляющую музыку, и т. п. Кроме того, AirPlay 2 получила ряд других улучшений — усовершенствование буферизации, возможность потоковой трансляции на стереоакустику, а также поддержку голосового управления через Siri.
—
Chromecast. Оригинальное название — Google Cast. Технология трансляции контента на внешние устройства, разработанная Google. Позволяет передавать на саундбар звуковой сигнал с ПК или мобильного устройст
...ва, трансляция стандартно осуществляется по Wi-Fi, при этом приемник и источник сигнала должны находиться в одной Wi-Fi сети (исключение составляют медиаплееры Chromecast). Отметим, что в источниках сигнала (смартфонах, планшетах, ПК и т. п.) Chromecast реализуется на уровне отдельных приложений. К примеру, на момент создания эта функция была доступна, в частности, в приложениях YouTube и Netflix для Android и iOS, а также в веб-версиях этих приложений для Chrome. Благодаря подобному формату данная технология в наше время чрезвычайно широко распространена, а возможность подключения того или иного гаджета к аудиосистеме с Chromecast обычно ограничивается возможностью установки на этот гаджет соответствующих приложений.
— Wi-Fi. Беспроводная технология, имеющая несколько вариантов применения. Один из них — подключение к компьютерной сети; в звуковых проекторах он применяется преимущественно для работы с локальными ресурсами (см. DLNA ниже) или технологией AirPlay (см. выше), а также для управления проектором через сеть. Другой вариант — прямое соединение с другими устройствами. Возможности такого подключения в разных моделях тоже могут быть разными; один из самых популярных вариантов — дистанционное управление проектором со смартфона, планшета и т.п.
— Bluetooth. Беспроводная технология, предназначенная для прямого подключения разных электронных устройств друг к другу. В звуковых проекторах применяется преимущественно для трансляции аудиосигнала по беспроводному каналу с другого Bluetooth-устройства, такого как смартфон или ноутбук. Однако могут встречаться и другие варианты — например, подключение беспроводных наушников к самому проектору или дистанционное управление с того же смартфона. Здесь стоит отметить, что качество звука при передаче через Bluetooth несколько ниже, чем при проводном подключении; с другой стороны, это компенсируется удобством, а некоторые модели звуковых проекторов могут иметь даже систему «восстановления звука».
— NFC-чип. NFC — технология беспроводной связи на малых дистанциях, до 10 см. В звуковых проекторах она используется преимущественно как вспомогательная, для облегчения соединения по Wi-Fi или Bluetooth. Выглядит это так: вместо того, чтобы вручную копаться в настройках, достаточно поднести к чипу проектора подключаемое NFC-совместимое устройство и подтвердить соединение.
— FM-радио. Наличие в проекторе встроенного FM-тюнера. Эта функция фактически превращает устройство в полноценный радиоприёмник, позволяя принимать трансляции FM-диапазона (в котором вещает большинство музыкальных радиостанций). Отметим, что в некоторых моделях с тюнером могут поддерживаться и другие диапазоны — например, AM или цифровой DAB.
— LAN. Стандартный разъём для проводного подключения к компьютерной сети, известный также как Ethernet или RJ-45. Как и Wi-Fi (см. выше), в звуковых проекторах применяется преимущественно для работы в локальной сети; при этом возможности LAN могут включать как воспроизведение сетевого контента по DLNA (см. ниже), так и управление настройками проектора через сеть, с компьютера. Проводное подключение не так удобно, как Wi-Fi, из-за необходимости прокладывать кабель, однако оно более надёжно и может пригодиться при «загруженном эфире» (обилии Wi-Fi устройств поблизости).
— DLNA. Технология, применяемая для объединения различных электронных устройств в единую цифровую сеть с возможностью непосредственного обмена контентом. Устройства, для которых заявлена поддержка этого стандарта, способны эффективно взаимодействовать независимо от фирмы-производителя. А сама сеть работает на базе обычной компьютерной «локалки», подключение к ней осуществляется по LAN или Wi-Fi (см. выше). В звуковых проекторах DLNA может применяться, к примеру, для проигрывания музыки с жёсткого диска компьютера.
— RS-232. Служебный интерфейс, используемый для подключения звукового проектора к компьютеру и управления настройками звука с ПК через специальную программу. В некоторых моделях может также использоваться для обновления прошивки.
— Подключение iPod. Специальный интерфейс для подключения плееров Apple iPod. Чаще всего основан на обычном разъёме USB, к которому плеер подключается через кабель-переходник; однако может иметь вид дока — подставки с фирменным разъёмом, куда непосредственно ставится гаджет. В любом случае подключение таким способом обеспечивает не только проигрывание музыки с плеера, но и другие возможности — например, переключение треков с пульта ДУ проектора, зарядку батареи и т.п.
— Беспроводное подключение к ТВ. Возможность подключения звукового проектора к телевизору беспроводным способом. Преимущество данного варианта очевидно: он избавляет от возни с дополнительными кабелями. С другой стороны, беспроводное подключение обычно основывается на определённой фирменной технологии (LG Sound Sync, TV SoundConnect и т.п.), и для его работы необходим телевизор с поддержкой соответствующей технологии. Это ограничивает применение данной возможности. Кроме того, такое соединение более подвержено помехам, чем проводное, да и стоят «беспроводные» проекторы дороже проводных. Поэтому специально искать модель с такой функцией стоит в том случае, если у Вас есть телевизор с поддержкой беспроводных технологий и при этом отсутствие лишних проводов является принципиальным.Аудиодекодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были Dolby Digital и DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и DTS X.
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
—
DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря
...этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов. Отдельной разновидностью DTS X является декодер DTS Virtual:X для обеспечения объемного звука без использования у саундбара дополнительных колонок, направленных вверх. Для достижения желаемого эффекта DTS Virtual:X может полагаться всего два канала и отдельный сабвуфер.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Количество динамиков
Общее количество динамиков, установленных в корпусе звукового проектора (внешний сабвуфер в данном подсчёте не учитывается).
При том же формате звука (см. выше) большее количество динамиков, как правило, обеспечивает большую достоверность и более точную локализацию отдельных источников звука. Особенно это актуально для моделей с функцией виртуального объёмного звучания.
Потребляемая мощность
Общая потребляемая мощность всей системы — как самого звукового проектора, так и внешнего сабвуфера (при его наличии). Обычно этот показатель указывается по среднему энергопотреблению на максимальной громкости. Отметим, что на отдельных скачках сигнала фактическое энергопотребление может превышать заявленное; в некоторых случаях (например, при подключении через стабилизатор напряжения) нужно это учитывать.