Максимальная мощность
Максимальная мощность источника света, допустимая для данной лампы.
Данный параметр имеет разное значение, в зависимости от источника света (см. соответствующий пункт). Наиболее критичен он для моделей с патронами под сменные лампочки: мощность используемых лампочек не должна превышать максимальной мощности светильника. Иначе он перегреется, а последствия могут быть очень неприятными — вплоть до пожара. При этом для моделей с несколькими патронами указывается суммарная мощность всех установленных источников света. Для того, чтобы определить максимальную допустимую мощность отдельной лампочки, нужно общее ограничение поделить на число патронов. Например, в модель с 7 «посадочными местами» и ограничением в 140 Вт можно ставить лампочки не более чем 140/7 = 20 Вт.
Отдельно стоит напомнить, что фактическая яркость лампочки будет зависеть не только от её мощности, но и от её типа. Так, при той же яркости «энергосберегающие» люминесцентные лампы имеют мощность в 3 – 5 раз меньше, чем лампы накаливания, а светодиодные источники света — в 10 раз. Таким образом, невысокая допустимая мощность не мешает добиваться высокой яркости.
Что касается настольных ламп со встроенными LED, то для них максимальная мощность соответствует фактической мощности светодиодного блока. Приблизительно оценить возможности такого светильника можно по приведённой выше формуле — яркость светодиода соответствует яркости лампы накаливания с в 10 раз большей...мощностью. Например, если вы раньше обходились 60-ваттной лампочкой — LED-светильника на 8 Вт вам, скорее всего, будет вполне достаточно.
Мощность также определяет энергопотребление лампы. Однако оно в настольных лампах не особо высокое, а в моделях со сменным патроном к тому же зависит не от максимальной мощности самой лампы, а от характеристик фактически установленных лампочек.
Световой поток
Световой поток, обеспечиваемый лампой. Данный параметр указывается только для моделей, использующих встроенные LED-модули (см. «Источник света») — в светильниках с патроном он будет зависеть от используемых лампочек.
Световой поток — это, по сути, яркость светильника. Сама по себе яркость в люменах мало чего говорит рядовому пользователю, не-специалисту; однако существуют таблицы, позволяющие сравнить световой поток светильника с тем или иным источником света стандартной яркости. Например, лампа накаливания на 40 Вт выдаёт около 415 лм, на 60 Вт — 710 лм, на 100 Вт — 1340 лм. Более подробные таблицы для сравнения можно найти в специальных источниках.
Говоря о яркости, также стоит отметить, что она не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой: и то, и другое создает дискомфорт, повышает утомляемость и может привести к проблемам с глазами. В справочных источниках есть рекомендации по оптимальной яркости для разных задач. Впрочем, этот момент можно определить для себя и опытным путём. А если есть сомнения — можно приобрести светильник с регулировкой яркости (см. «Функции и возможности»).
Цветовая температура
Цветовая температура света, выдаваемого лампой. Указывается только для моделей со встроенными LED (см. «Источник света»), т. к. в патрон можно устанавливать лампочки с разными характеристиками. В светильниках с
регулировкой цветовой температуры (см. «Функции и возможности») обычно учитывается минимальное значение.
Данный параметр напрямую определяет оттенок видимого цвета. При этом физический смысл его таков, что по мере повышения цветовой температуры этот оттенок становится более
«холодным», смещается от желтого к синему. Вот некоторые примеры цветовой температуры, для наглядности:
— 1500 – 2000 К — пламя свечи;
— 2800 К — лампа накаливания на 100 Вт (
теплый свет);
— 4000 К — люминесцентная
лампа дневного белого света (такой свет уже может восприниматься как холодный);
— 5000 К — свет полуденного солнца;
— 5500 К — оттенок от белых облаков в полдень;
И так далее сгущаясь к синим холодным оттенкам.
Отметим, что выбор по данному параметру зависит не только от личных предпочтений и соображений дизайна, но и от общего назначения лампы. Так, высокая цветовая температура (от 5000 К) считается оптимальной для чтения, средняя (порядка 4000 – 5000 К) комфортна для математических вычислений, работы с документами и других задач, требующих сосредоточенности, а
...мягкий тёплый свет до 4000 К хорош для расслабления и создания атмосферы уюта.Сенсорное управление
Сенсорное управление считается более удобным и совершенным, чем кнопки, тумблеры, поворотные ручки и другие механические органы управления. Во-первых, сенсорная панель имеет ровную поверхность без выступающих частей, благодаря чему она меньше загрязняется и легче чистится. Во-вторых, на панели отсутствуют движущиеся детали, что увеличивает срок её службы. В-третьих, сенсоры могут воспринимать разные виды действий, что позволяет использовать одну простую панель для разных функций: например, включать и выключать лампу коротким «тапом», а яркость изменять движением пальца вверх или вниз. Встречаются и совсем необычные функции — например, «случайный» выбор цвета в зависимости от того, где было прикосновение к панели и сколько миллисекунд оно длилось. Также стоит отметить, что сенсоры могут иметь «технологичный» внешний вид, отлично подходящий для ламп в стиле «модерн»; а среди «классики» встречаются модели, где подставка представляет собой одну сплошной сенсорную поверхность.
Материал корпуса / плафона
Материал, из которого выполнен корпус и/или плафон лампы.
— Пластик. Недорогой и в то же время вполне практичный, благодаря чему — популярный материал. Пластик может иметь любой цвет и прозрачность, из него легко изготавливаются детали даже сложной формы, плюс весят такие изделия немного. Недостатком данного варианта считается сравнительно невысокая прочность; однако в случае настольных ламп её вполне достаточно и для нормального применения, и даже на случай различных бытовых «неприятностей» вроде падения со стола на пол. Пластик в целом слабо противостоит царапинам — но этот момент чисто эстетический, к тому же многое зависит от конкретного сорта пластика.
— Металл. Общее название, объединяющее несколько видов сплавов. Указывается, когда производитель по той или иной причине решил не уточнять состав металла, используемого для лампы. В любом случае такие корпуса и плафоны заметно прочнее и надежнее пластиковых, однако стоят дороже и, в большинстве случаев, весят больше.
— Сталь. Сталь может применяться как в продвинутых, так и в относительно недорогих настольных лампах. В первом случае изделие нередко выполняется из «нержавейки» и имеет полированную поверхность, во втором могут использоваться более простые сорта стали с краской или другим защитным покрытием. Как бы то ни было, этот материал прочен и обходится дешевле алюминия, однако и весит заметно больше.
— Алюминий. Данный материал можно отнести к премиум-...классу. Алюминий сочетает в себе прочность стали и невысокий вес пластика; кроме того, такие корпуса и плафоны могут иметь довольно стильный и богатый внешний вид, они отлично подходят для ламп в хай-тек оформлении. Недостаток данного материала традиционен — довольно высокая цена.
— Стекло. Материал, применяемый в основном в лампах декоративного назначения, а также лампах-свечах (см. «Тип»). Стекло может быть прозрачным или полупрозрачным, иметь разные цвета, дополняться различными рельефными украшениями. Схожей внешности можно добиться и при использовании пластика, однако стекло смотрится более «представительно», к тому же очень долго сохраняет изначальный вид — благодаря стойкости к царапинам. Такие лампы получаются тяжёлыми, но это может быть как недостатком, так и достоинством — массивный корпус более устойчив и создаёт дополнительное ощущение солидности. А вот однозначными недостатками стеклянных светильников можно назвать хрупкость и высокую стоимость.
— Дерево. Ещё один материал, применяемый в лампах декоративного назначения. Стоит отметить, что дерево не просто хорошо выглядит, но ещё и довольно практично: прочность у такого материала сравнима с характеристиками пластика (а иногда и выше), а мелкие царапины на нём могут быть вообще незаметны. Однако деревянные корпуса сложнее в производстве и обходятся заметно дороже — причём настолько, что описанные преимущества не оправдывают разницы в цене. Да и по стилю они слабо вписываются в оснащение современного рабочего места. Поэтому дерево в настольных лампах используется исключительно как дизайнерский материал.
— Керамика. Керамика позволяет придать светильнику уютный «домашний» вид, благодаря чему она хорошо подходит для настольных торшеров и декоративных моделей (см. «Тип»). Главным недостатком данного материала считается хрупкость и чувствительность к ударам. Действительно, многие виды керамики способны расколоться от падения или другого сильного удара, однако встречаются и высокопрочные разновидности; конкретные свойства материала, как правило, напрямую связаны с ценовой категорией лампы.
— Текстиль. Текстиль практически не используется в корпусах, однако часто встречается в плафонах и абажурах, особенно среди настольных торшеров (см. «Тип»): ткань мягко рассеивает проходящий через нее свет и может придавать ему тот или иной оттенок.