Тип
Тип определяет общую компоновку и особенности применения IP-телефона.
—
Проводной телефон. Большинство моделей данного типа — это устройства в виде классических стационарных телефонов, в виде базы и присоединённой к ней при помощи провода трубки. В то же время отметим, что к сети база может подключаться и беспроводным способом, при помощи
Wi-Fi (см. «Интерфейсы»). Ещё одна разновидность проводных моделей — оригинальные аппараты в виде трубки, которую для работы нужно подключить к другому устройству через
USB.
—
Беспроводной телефон. В данную категорию включены все IP-телефоны, имеющие в конструкции беспроводную трубку. Существует две основных разновидности таких устройств. Первая похожа на радиотелефоны: комплект включает базу, которая подсоединяется к сети, и трубку, которая работает только через базу. Вторая же больше напоминает «мобильники»: база в конструкции отсутствует, и трубка подключается к сети напрямую, обычно через Wi-Fi. В любом случае, беспроводные модели весьма удобны за счёт возможности перемещаться с места на место при разговоре — главное не выходить за пределы действия беспроводной связи. А модели второго типа можно вообще постоянно носить с собой, подключаясь к разным Wi-Fi точкам по мере необходимости. Недостатками данного варианта являются высокая стоимость и ограниченное в
...ремя работы трубки между подзарядками.
— Конференц-телефон (спикерфон). Специфическая разновидность IP-телефонов, вообще не имеющая трубки и работающая в формате громкой связи (см. «Функции/возможности»). При этом конструкция большинства моделей рассчитана на то, чтобы по телефону могло говорить сразу несколько человек, находящихся вокруг аппарата. Собственно, именно на такие ситуации спикерфоны и рассчитаны: к примеру, они хорошо подходят для залов совещаний и переговорных комнат.Функции и возможности
—
Видеокамера. Наличие собственной встроенной видеокамеры в конструкции IP-телефона. Данная особенность позволяет осуществлять не только голосовую, но и видеосвязь — разумеется, если оборудование собеседника тоже поддерживает такой формат связи. А в некоторых моделях может предусматриваться применение камеры и по традиционному назначению — для фото- и видеосъёмки.
—
Поддержка Skype. Поддержка IP-телефоном популярного мессенджера Skype. Возможности Skype включают не только голосовую, но и видеосвязь, обмен текстовыми сообщениями, а также звонки на номера стационарных и мобильных абонентов. В то же время этот мессенджер спользует собственные протоколы связи, несовместимые с популярными протоколами VoIP (см. выше). Поэтому связь с другим IP-телефоном через Skype возможна только в том случае, если этот телефон тоже поддерживает Skype.
—
ОС Android. Наличие операционной системы Android на телефоне. Ключевой особенностью такой прошивки является возможность установки различных дополнительных приложений, которые могут быть вообще не связаны с изначальным предназначением устройства (например, игр). Таким образом, наличие Android в IP-телефоне, по сути, превращает его в смартфон и позволяет значительно расширять изначальный функционал аппарата. Отметим, что данная особенность, как правило, предполагает наличие сенсорного экрана.
—
Автоответчик. Наличие автоответчика в конструкции IP-телефона. Данная особенность предполагает как минимум поддержку классических функций автоответчика — проигрывание приветственного сообщения и запись голосового послания от позвонившего абонента. Помимо этого, могут предусматриваться и дополнительные возможности — например, удалённое прослушивание сообщений при вводе пароля.
—
АОН. Наличие в IP-телефоне АОНа — автоопределителя номера. Назначение этой функции очевидно из названия: она позволяет пользователю видеть номер, с которого ему звонят.
—
Конференц-связь. Наличие в телефоне функции конференц-связи позволяет использовать аппарат для организации бесед одновременно между несколькими абонентами. Таким образом, при групповой беседе не требуется личное присутствие каждого участника — его можно подключить к конференции удалённо. При этом в могут предусматриваться и дополнительные возможности — например, переключение на частную беседу с одним из абонентов. Отметим, что аппараты участников конференции могут и не поддерживать конференц-связь — главное, чтобы она имелась в телефоне организатора.
—
Громкая связь (спикерфон). Поддержка IP-телефоном режима громкой связи. В таком голос абонента на другом конце линии транслируется через внешний динамик, а голос «хозяина» телефона воспринимается встроенным в корпус микрофоном. Это не только даёт возможность разговаривать, не держа трубку в руке, но и позволяет участвовать в разговоре одновременно нескольким людям — главное, чтобы они находились достаточно близко к аппарату. Данная функция встречается в современных IP-телефонах довольно часто, а в конференц-телефонах (см. «Тип») вообще является штатным (и, как правило, единственным) режимом работы.
—
Поддержка SMS-сообщений. Возможность работы телефона с SMS — короткими текстовыми сообщениями, знакомыми большинству пользователей по мобильным телефонам. Благодаря этой функции можно принимать и отправлять SMS-ки аналогично тому, как это делается с обычного «мобильника» (разумеется, если подобные возможности поддерживаются сетью).
—
Подавление эха. Наличие функции подавления эха в конструкции IP-телефона. Особенности современной связи таковы, что в некоторых случаях при разговоре может возникать эхо — когда пользователь с небольшим запозданием слышит собственный голос в динамике аппарата. Это весьма неудобно, поэтому довольно большое количество современных IP-аппаратов оснащаются системами подавления эха.
—
Обнаружение голосовой активности. Наличие в конструкции IP-телефона системы, которая реагирует на голос пользователя. За счёт работы этой системы сигнал, передаваемый телефоном, разделяется на два отдельных режима — «речь» и «пауза»; во время пауз снижается скорость передачи данных и значительно уменьшается их объём. Это помогает экономить трафик, а также оптимально использовать канал связи, не «забивая» его лишними данными при молчании на линии. Недостатком таких систем является возникновение неприятных «глухих» пауз, создающих эффект разрыва связи; впрочем, их можно компенсировать генерацией комфортного шума (см. ниже).
—
Генерация комфортного шума. Наличие в конструкции IP-телефона системы, которая генерирует на линии негромкий постоянный шум с приятным для человеческого уха тембром. Этот шум не мешает разговорам и практически не слышен во время них, зато хорошо заметен во время пауз. Собственно, «заполнение пауз» и является основной задачей данной функции: полная тишина на линии может создать ощущение того, что связь разорвана, а при наличии шума таких ощущений не возникает.
—
Web-интерфейс. Поддержка IP-телефоном веб-интерфейса. Эта особенность позволяет настраивать параметры аппарата через обычный веб-браузер компьютера, не устанавливая никакого дополнительного ПО и не «копаясь» в самом телефоне: достаточно открыть в браузере служебную страницу по определённому адресу — и все настройки телефона окажутся перед пользователем. Преимуществами web-интерфейса являются, во-первых, доступность с любого ПК или даже смартфона/планшета, подключённого к локальной сети, а при соответствующих настройках — и через Интернет; во-вторых, обилие настроек и лёгкость работы с ними.
—
Поддержка PoE. Поддержка IP-телефоном технологии PoE — Power over Ethernet. Данная функция позволяет подавать на аппарат питание непосредственно по сетевому кабелю Ethernet (см. «Интерфейсы»), через тот же разъём, что используется для подключения к компьютерной сети. Это позволяет обойтись без отдельного подключения к электросети. Стоит иметь в виду, что для использования данной функции её должен поддерживать не только сам аппарат, но и сетевое устройство (коммутатор или маршрутизатор), к которому он подключается.
—
Поддержка NAT/NAPT. Поддержка IP-телефоном технологии NAT/NAPT. Эта технология используется для преобразования внутренних IP-адресов пакетов данных во внешние и наоборот, обеспечивая, таким образом, связь каждого компьютера локальной сети с Интернетом. Поддержка NAT/NAPT в IP-телефоне свидетельствует о том, что аппарат поддерживает определённые функции маршрутизатора и может использоваться в качестве внешнего шлюза для локальной сети (точнее, подсети — порты WAN даже в таких устройствах встречаются нечасто).
—
OpenVPN. Поддержка IP-телефоном технологии OpenVPN. VPN означает «частная виртуальная сеть». Идея такой сети заключается в том, чтобы все подключённые к ней (В т.ч. через Интернет) компьютеры взаимодействовали так, будто они находятся внутри одной «локалки».Это позволяет создавать частные сети независимо от того, находятся ли все необходимые терминалы в одной физической локальной сети или нет. OpenVPN — одна из самых популярных (благодаря бесплатности и открытому исходному коду) технологий для создания таких сетей.
Поддержка GAP
Поддержка IP-телефоном беспроводного типа (см. выше) стандарта GAP.
GAP (General Access Protocol) — технология, применяемая в радиотелефонах (как обычных, так и для IP-связи). Её идея заключается в том, чтобы сделать трубки и базы разных производителей взаимно совместимыми: поддержка GAP в трубке и базе гарантирует, что они смогут нормально работать друг с другом независимо от того, под каким брендом они были выпущены. При этом одну базу можно соединять с несколькими трубками, и наоборот. Правда, специфические возможности (вроде управления автоответчиком с трубки) при работе с «неродным» оборудованием могут быть недоступны.
Поддерживаемых трубок (база)
Максимальное количество трубок, которое можно подключить к одной базе беспроводного IP-телефона (см. «Тип»).
Поддержка более одной трубки позволяет организовать на одной базе телефон на несколько параллельных трубок — например, для обширного помещения, где проще держать несколько трубок в разных местах, чем постоянно бегать к телефону для ответа на звонок. Помимо этого, в подобных аппаратах может предусматриваться возможность прямой связи между трубками.
Кол-во телефонных линий
Наибольшее количество телефонных линий, к которым одновременно может быть подключён IP-телефон. По сути — это количество звонков, с которыми одновременно может работать аппарат. Поддержка нескольких телефонных линий обеспечивает различные дополнительные возможности — переключение между звонками, организацию конференций (см. «Функции/возможности»), соединение абонентов друг с другом и т.п. Конкретный функционал, правда, может быть разным — всё зависит от модели.
Кол-во VoIP-аккаунтов
Наибольшее количество VoIP-аккаунтов, которое может быть записано в телефоне.
VoIP-аккаунт определяет, через какой сервер (и, соответственно, через какого провайдера) будет работать телефон. Поддержка нескольких VoIP-аккаунтов позволяет при желании переключаться между ними, используя тот, который наиболее удобен или выгоден в данный момент. Например, можно держать один «номер» для разговоров внутри страны, а второй, с более выгодными международными тарифами, использовать для звонков за рубеж.
Телефонная книга
Наибольшее количество номеров, которое может одновременно храниться в собственной телефонной книге IP-телефона. Телефонная книга ускоряет набор номеров, позволяет отображать имя звонящего при срабатывании АОНа (см. «Функции/возможности») и обеспечивает некоторые другие возможности. Вместимость такой книги даже в самых скромных IP-телефонах составляет около 100 номеров, а в наиболее продвинутых моделях она может достигать пары тысяч.
Мелодий звонка
Количество мелодий звонка, предусмотренное в IP-телефоне. Чем их больше — тем шире выбор у пользователя, тем выше вероятность найти в списке оптимальный вариант. В то же время отметим, что некоторые модели позволяют загружать дополнительные мелодии по жалению владельца.
Дисплей на трубке
Тип дисплея, установленного на трубке IP-телефона. Отметим, что собственными дисплеями оснащаются исключительно беспроводные модели (см. «Тип») — в других разновидностях более удобен дисплей на базе.
— Монохромный. Также такие дисплеи известны как «чёрно-белые», хотя встречается и другое сочетание цветов — например, зелёные или оранжевые символы. В любом случае монохромные дисплеи не имеют таких богатых возможностей, как цветные, однако стоят значительно дешевле, потребляют меньше энергии и при этом вполне способны работать с ключевой информацией (выводить набираемый номер, состояние батареи, телефонную книгу и т.п.).
—
Цветной. Цветные дисплеи обеспечивают больше возможностей, чем монохромные — к примеру, они могут применяться для видеосвязи, просмотра картинок и даже игр. Да и выглядит цветное изображение в целом приятнее. С другой стороны, подобные экраны стоят дороже и требуют большего количества энергии, чем чёрно-белые.