Протоколы голосовой связи VoIP, поддерживаемые телефоном.
Протокол VoIP — это набор стандартов и правил для передачи голоса через сети TCP/IP (в т.ч. Интернет). В современных IP‑телефонах могут встречаться такие варианты:
—
SIP. Один из наиболее популярных протоколов, встречается в большинстве современных IP-телефонов. SIP отвечает не за всю связь целиком, а за управление соединением — подключение и отключение абонентов. Он отличается неплохим набором возможностей, высокой скоростью установления соединения, а также простотой и небольшим объёмами передаваемой служебной информации. Главным недостатком является слабая совместимость разных устройств между собой. Впрочем, это касается только дополнительных возможностей, а с базовыми функциями, такими как установка и разрыв соединения, проблем обычно не возникает. Благодаря этому SIP используется всё шире и постепенно вытесняет стандарт H.323.
—
H.323. Ещё один популярный протокол VoIP-связи. Технически стандарт H.323 включает целый набор протоколов, однако в данном случае подразумевается именно способ управления соединением. По сравнению с SIP дополнительные возможности H.323 более ограничены, а формат данных более сложен и громоздок. С другой стороны, данный протокол имеет довольно строгий набор спецификаций, что гарантирует отличную совместимость соединяемых устройств, даже если они выпущены разными производителями.
...r>
— MGCP. Протокол управления т.н. медиашлюзами — устройствами, предназначенными для преобразования трафика между сетями разных типов, в данном случае — между IP-сетью и телефонными сетями общего пользования (мобильными либо стационарными).
— SCCP. Протокол, принадлежащий компании Cisco Systems и применяемый в её телекоммуникационном оборудовании. Помимо стандартных функций управления соединением (установка/разъединение), имеет ряд дополнительных возможностей. Отметим, что голосовая связь в устройствах SCCP осуществляется через систему Cisco CallManager, которая обеспечивает совместимость с другими популярными протоколами — такими, как описанные выше SIP, H.323 и MGCP.
— SDP. Довольно многофункциональный протокол согласования соединений, допускающий использование не только в телефонии, но и для передачи других видов информации — видео, данных, управления и поточных приложений. Встречается преимущественно в IP-телефонах премиум-класса, отличающихся обилием дополнительных возможностей.
Этот список не является исчерпывающим, производители могут предусматривать в конструкции и другие протоколы VoIP.—
Видеокамера. Наличие собственной встроенной видеокамеры в конструкции IP-телефона. Данная особенность позволяет осуществлять не только голосовую, но и видеосвязь — разумеется, если оборудование собеседника тоже поддерживает такой формат связи. А в некоторых моделях может предусматриваться применение камеры и по традиционному назначению — для фото- и видеосъёмки.
—
Поддержка Skype. Поддержка IP-телефоном популярного мессенджера Skype. Возможности Skype включают не только голосовую, но и видеосвязь, обмен текстовыми сообщениями, а также звонки на номера стационарных и мобильных абонентов. В то же время этот мессенджер спользует собственные протоколы связи, несовместимые с популярными протоколами VoIP (см. выше). Поэтому связь с другим IP-телефоном через Skype возможна только в том случае, если этот телефон тоже поддерживает Skype.
—
ОС Android. Наличие операционной системы Android на телефоне. Ключевой особенностью такой прошивки является возможность установки различных дополнительных приложений, которые могут быть вообще не связаны с изначальным предназначением устройства (например, игр). Таким образом, наличие Android в IP-телефоне, по сути, превращает его в смартфон и позволяет значительно расширять изначальный функционал аппарата. Отметим, что данная особенность, как правило, предполагает наличие сенсорного экрана.
—
Автоответчик. Наличие автоответчика в конструкции IP-телефона. Данная особенность предполагает как минимум поддержку классических функций автоответчика — проигрывание приветственного сообщения и запись голосового послания от позвонившего абонента. Помимо этого, могут предусматриваться и дополнительные возможности — например, удалённое прослушивание сообщений при вводе пароля.
—
АОН. Наличие в IP-телефоне АОНа — автоопределителя номера. Назначение этой функции очевидно из названия: она позволяет пользователю видеть номер, с которого ему звонят.
—
Конференц-связь. Наличие в телефоне функции конференц-связи позволяет использовать аппарат для организации бесед одновременно между несколькими абонентами. Таким образом, при групповой беседе не требуется личное присутствие каждого участника — его можно подключить к конференции удалённо. При этом в могут предусматриваться и дополнительные возможности — например, переключение на частную беседу с одним из абонентов. Отметим, что аппараты участников конференции могут и не поддерживать конференц-связь — главное, чтобы она имелась в телефоне организатора.
—
Громкая связь (спикерфон). Поддержка IP-телефоном режима громкой связи. В таком голос абонента на другом конце линии транслируется через внешний динамик, а голос «хозяина» телефона воспринимается встроенным в корпус микрофоном. Это не только даёт возможность разговаривать, не держа трубку в руке, но и позволяет участвовать в разговоре одновременно нескольким людям — главное, чтобы они находились достаточно близко к аппарату. Данная функция встречается в современных IP-телефонах довольно часто, а в конференц-телефонах (см. «Тип») вообще является штатным (и, как правило, единственным) режимом работы.
—
Поддержка SMS-сообщений. Возможность работы телефона с SMS — короткими текстовыми сообщениями, знакомыми большинству пользователей по мобильным телефонам. Благодаря этой функции можно принимать и отправлять SMS-ки аналогично тому, как это делается с обычного «мобильника» (разумеется, если подобные возможности поддерживаются сетью).
—
Подавление эха. Наличие функции подавления эха в конструкции IP-телефона. Особенности современной связи таковы, что в некоторых случаях при разговоре может возникать эхо — когда пользователь с небольшим запозданием слышит собственный голос в динамике аппарата. Это весьма неудобно, поэтому довольно большое количество современных IP-аппаратов оснащаются системами подавления эха.
—
Обнаружение голосовой активности. Наличие в конструкции IP-телефона системы, которая реагирует на голос пользователя. За счёт работы этой системы сигнал, передаваемый телефоном, разделяется на два отдельных режима — «речь» и «пауза»; во время пауз снижается скорость передачи данных и значительно уменьшается их объём. Это помогает экономить трафик, а также оптимально использовать канал связи, не «забивая» его лишними данными при молчании на линии. Недостатком таких систем является возникновение неприятных «глухих» пауз, создающих эффект разрыва связи; впрочем, их можно компенсировать генерацией комфортного шума (см. ниже).
—
Генерация комфортного шума. Наличие в конструкции IP-телефона системы, которая генерирует на линии негромкий постоянный шум с приятным для человеческого уха тембром. Этот шум не мешает разговорам и практически не слышен во время них, зато хорошо заметен во время пауз. Собственно, «заполнение пауз» и является основной задачей данной функции: полная тишина на линии может создать ощущение того, что связь разорвана, а при наличии шума таких ощущений не возникает.
—
Web-интерфейс. Поддержка IP-телефоном веб-интерфейса. Эта особенность позволяет настраивать параметры аппарата через обычный веб-браузер компьютера, не устанавливая никакого дополнительного ПО и не «копаясь» в самом телефоне: достаточно открыть в браузере служебную страницу по определённому адресу — и все настройки телефона окажутся перед пользователем. Преимуществами web-интерфейса являются, во-первых, доступность с любого ПК или даже смартфона/планшета, подключённого к локальной сети, а при соответствующих настройках — и через Интернет; во-вторых, обилие настроек и лёгкость работы с ними.
—
Поддержка PoE. Поддержка IP-телефоном технологии PoE — Power over Ethernet. Данная функция позволяет подавать на аппарат питание непосредственно по сетевому кабелю Ethernet (см. «Интерфейсы»), через тот же разъём, что используется для подключения к компьютерной сети. Это позволяет обойтись без отдельного подключения к электросети. Стоит иметь в виду, что для использования данной функции её должен поддерживать не только сам аппарат, но и сетевое устройство (коммутатор или маршрутизатор), к которому он подключается.
—
Поддержка NAT/NAPT. Поддержка IP-телефоном технологии NAT/NAPT. Эта технология используется для преобразования внутренних IP-адресов пакетов данных во внешние и наоборот, обеспечивая, таким образом, связь каждого компьютера локальной сети с Интернетом. Поддержка NAT/NAPT в IP-телефоне свидетельствует о том, что аппарат поддерживает определённые функции маршрутизатора и может использоваться в качестве внешнего шлюза для локальной сети (точнее, подсети — порты WAN даже в таких устройствах встречаются нечасто).
—
OpenVPN. Поддержка IP-телефоном технологии OpenVPN. VPN означает «частная виртуальная сеть». Идея такой сети заключается в том, чтобы все подключённые к ней (В т.ч. через Интернет) компьютеры взаимодействовали так, будто они находятся внутри одной «локалки».Это позволяет создавать частные сети независимо от того, находятся ли все необходимые терминалы в одной физической локальной сети или нет. OpenVPN — одна из самых популярных (благодаря бесплатности и открытому исходному коду) технологий для создания таких сетей.
Наибольшее количество телефонных линий, к которым одновременно может быть подключён IP-телефон. По сути — это количество звонков, с которыми одновременно может работать аппарат. Поддержка нескольких телефонных линий обеспечивает различные дополнительные возможности — переключение между звонками, организацию конференций (см. «Функции/возможности»), соединение абонентов друг с другом и т.п. Конкретный функционал, правда, может быть разным — всё зависит от модели.
Максимальное количество номеров, с которых поступали входящие звонки, которое телефон способен одновременно хранить в журнале звонков. Чем больше количество номеров — тем объёмнее будет этот журнал, тем больший промежуток времени он может охватывать.
Максимальное количество номеров, на которые совершались исходящие звонки, которое телефон способен одновременно хранить в журнале звонков. Чем больше количество номеров — тем объёмнее будет этот журнал, тем больший промежуток времени он может охватывать.
Количество мелодий звонка, предусмотренное в IP-телефоне. Чем их больше — тем шире выбор у пользователя, тем выше вероятность найти в списке оптимальный вариант. В то же время отметим, что некоторые модели позволяют загружать дополнительные мелодии по жалению владельца.