Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели NTSC.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году для цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных ЖК-матриц, однако используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB; поэтому даже небольшое число процентов в данном случае соответствует довольно широкому охвату. К примеру, значение в
72% и более по NTSC уже считается хорошим показателем для использования в дизайне и графике. В то же время одни и те же цифры по NTSC в разных экранах могут соответствовать разным показателям по sRGB; так что если точная цветопередача является для вас решающей — эти подробности стоит уточнить перед покупкой.
Также отметим, что среди отдельных мониторов проще найти экран с обширным цветовым охватом; при этом он еще и обойдется дешевле, чем ноутбук со схожими характеристиками д
...исплея. Так что выбирать именно лэптоп с высококлассным экраном имеет смысл в основном тогда, когда мобильность имеет для вас не меньшее значение, чем качественная цветопередача.Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, более подробный и достоверный, чем популярный 3DMark06 (см. выше). Он проверяет не только игровые возможности CPU, но и его производительность в других режимах, на основании чего и выводит общий балл; по этому баллу можно довольно достоверно оценить процессор в целом (чем больше баллов — тем выше производительность).
Тип видеокарты
—
Интегрированная (встроенная). Видеокарты, не имеющие собственной памяти и использующие при работе общую оперативную память системы. В современных ноутбуках такие видеокарты обычно являются частью процессора. Их главные достоинства — низкая стоимость и энергопотребление, а также невысокое тепловыделение. Однако производительность у интегрированной графики заметно ниже, чем у дискретной, к тому же на высоких нагрузках она «съедает» заметную часть оперативной памяти, что негативно сказывается на общей производительности системы. Встроенная графика будет идеальным вариантом для несложных задач вроде работы с документами, веб-серфинга и нетребовательных игр, но вот для более серьезного применения стоит выбирать более продвинутые решения (см. ниже)..
—
Дискретная. Видеокарта в виде отдельного модуля с собственным процессором и специализированной памятью, предназначенной исключительно для обработки видео. Такая графика обходится дороже интегрированной, однако значительно превосходит ее по производительности. Кроме того, даже на высоких нагрузках она не занимает общую оперативную память, а некоторые лэптопы способны даже выделять часть видеопамяти в дополнение к RAM, если видеокарта простаивает. Так что если вы хотите играть в современные игры хотя бы на средних настройках, либо планируете использовать ноутбук для «тяжелых» графических задач вроде видеомонтажа или 3D-дизайна — однозначно стоит выбирать м
...одель с дискретной графикой.
Стоит отметить, что большинство моделей с такими видеокартами имеют еще и встроенное графическое ядро в процессоре. Так что дискретная графика в современных ноутбуках чаще всего работает в гибридном режиме: для несложных задач используется интегрированный модуль, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную графику.
— Dual Graphics. Фирменная технология AMD, применяемая в системах, оснащённых процессорами Fusion с интегрированной графикой и дискретными видеокартами Radeon (изначально заявлена совместимость с серией Radeon 6000). Отличие этого режима от дискретной графики с автоматическим переключением (см. выше) состоит в том, что оба видеоадаптера используются не по очереди, а одновременно. Таким образом их мощности объединяются, что обеспечивает значительный рост производительности видео. При этом Dual Graphics даёт широкие возможности по выбору сочетания процессоров и видеокарт, т.к. позволяет совмещать видеоядра с различной частотой работы без ущерба для более быстрого. Главным недостатком этой технологии является невозможность работы с Direct X ниже версии 10.Серия видеокарты
Серия видеокарты, установленной в ноутбуке. Разные модели видеокарт в пределах одной серии могут заметно различаться по производительности, однако их ключевые особенности, как правило, одинаковы.
—
Intel HD Graphics. Интегрированные графические карты, первое решение в линейке Intel, встроенное непосредственно в процессор (до этого интегрированная графика была частью материнской платы).
—
Intel Iris Graphics. Интегрированные видеокарты, представленные в 2013 году одновременно с некоторыми процессорами на микроархитектуре Haswell. По сути, данная серия является продвинутой разновидностью описанной выше Intel HD Graphics, с повышенной производительностью.
—
Intel Arc. Графические ускорители на архитектуре Xe HPG, выпускаемые с 2022 года. Серия Intel Arc нацелена на обеспечение высокой производительности отрисовки графики (в т.ч. игровой). Мобильные видеоадаптеры линейки поставляются с аппаратными модулями Matrix Engines (XMX) — они поддерживают метод реконструкции изображений Intel XeSS, основанный на алгоритмах искусственного интеллекта.
— nVIDIA GeForce. Серия видеокарт, включающая исключительно дискретные решения (см. «Тип видеокарты»). При этом такие модели вполне способны работать в режиме гибридной графики, в сочетании со встроенным в процессор видеочипом.
—
nVIDIA Quadro. Последн
...ее поколение графических адаптеров от nVIDIA, позиционируются разработчиком как профессиональные решения прежде всего для 3D-графики.
— NVIDIA RTX A. Высокопроизводительная линейка видеокарт для работы с графикой, обработки видео, научных открытий и проектов в VR. Максимально ускоряет выполнение графических и вычислительных задач при оперировании большими массивами данных.
— AMD FirePro. Дискретные видеокарты, изначально созданные как высококлассные решения для рабочих станций. Среди ноутбуков встречаются в моделях премиум-уровня, делающих акцент на повышенную производительность.
— AMD Radeon. Семейство видеокарт от компании AMD, применяемое преимущественно в ноутбуках с процессорами от того же бренда. Включает решения разного типа (интегрированные и дискретные) и уровня (от бюджетных до высококлассных).
— Qualcomm Adreno. Интегрированная графика, устанавливаемая в процессоры Snapdragon от Qualcomm (см. «Серия процессора»). Является прежде всего решением для мобильных гаджетов, поэтому не отличается производительностью, однако очень эффективна в плане энергопотребления.
— Apple. Обычно в данном случае подразумевается графическое ядро, встроенное в процессор Apple M1 (см. «Серия процессора»). В первом поколении этих процессоров использовались восьмиядерные (реже — семиядерные) интегрированные GPU с поддержкой до 25 000 потоков одновременно.Модель видеокарты
Видеокарты GeForce от NVIDIA:
RTX в лице
RTX 2060,
RTX 2060 Max-Q,
RTX 2070,
RTX 2070 Max-Q,
RTX 2070 Super,
RTX 2070 Super Max-Q,
RTX 2080,
RTX 2080 Max-Q,
RTX 2080 Super,
RTX 2080 Super Max-Q,
RTX 3050,
RTX 3050 Ti,
RTX 3060,
RTX 3060 Max-Q,
RTX 3070,
RTX 3070 Max-Q,
RTX 3070 Ti,
RTX 3080,
RTX 3080 Ti,
RTX 4050,
RTX 4060,
RTX 4070,
RTX 4080,
RTX 4090;
MX1xx в лице MX110, MX130 и MX150,
MX2xx (MX230 и MX250),
MX3xx (MX330 и MX350),
MX450, GTX, которые представляют GTX 1050,
GTX 1060..., GTX 1060 Max-Q, GTX 1070, GTX 1070 Max-Q, GTX 1080, GTX 1080 Max-Q, GTX 1650, GTX 1650 Max-Q, GTX 1650 Ti, GTX 1660 Ti, GTX 1660 Ti Max-Q и. AMD же предлагает видеокарты Radeon 520, Radeon 530 (535),Radeon 540X, Radeon 610 (625, 630), Radeon RX 550 (550X, 560), Radeon RX 640, Radeon RX 5500M, Radeon RX 6800M и Radeon Pro.
Отметим, что все приведенные выше модели — дискретные. Собственно, для конфигурация с дискретной графикой указывается именно модель отдельного видеоадаптера; если он дополнен интегрированным модулем, название этого модуля можно уточнить по официальным характеристикам процессора.
Также стоит сказать, что в данном пункте приводится не полное название модели, а лишь ее название внутри серии (сама серия приводится отдельно — см. выше). Тем не менее, зная серию и модель, можно легко найти подробную информацию о графической карте.Объем видеопамяти
Объем собственной видеопамяти, установленной в графической карте ноутбука. Такую память имеют только дискретные видеоадаптеры и их продвинутые разновидности вроде SLI или Dual Graphics (см. «Тип видеокарты»).
Чем больше памяти — тем более производительна видеокарта и тем лучше она справляется со сложной графикой. Разумеется, конкретные возможности адаптера зависят от ряда других параметров (прежде всего характеристик графического процессора); однако разница в количестве памяти, как правило, вполне соответствует разнице в общем уровне. Что касается конкретных цифр, то решения с объемом памяти
2 ГБ можно отнести к начальному уровню,
4 ГБ и
6 ГБ — к среднему, а
8 ГБ — к продвинутому, а
12 ГБ и
16 ГБ можно встретить в топовых решениях игровых ноутбуках и высококлассных рабочих станциях.
Тип памяти
Тип специализированной графической памяти, используемой в дискретной видеокарте (см. «Тип видеокарты»).
— GDDR3. Третье поколение памяти, основанной на технологии удвоенной передачи данных. По сравнению с предшествующим стандартом GDDR 2 способна работать с более высокой частотой и меньшим тепловыделением. Впрочем, постепенно вытесняется более продвинутыми стандартами, в частности GDDR5.
— GDDR5. Пятое поколение графической памяти с удвоенной передачей данных; в этом поколении впервые за основу был взят стандарт оперативной памяти DDR3. Считается довольно продвинутым, характерно в основном для высокопроизводительных видеокарт.
— GDDR5X. Модификация описанного выше GDDR5, представленная в начале 2016 года. По сравнению с оригиналом обеспечила увеличение максимальной пропускной способности в 2 раза, что соответственно сказалось на общей производительности. Правда, и стоят такие видеокарты недешево, из-за чего используются в основном в игровых ноутбуках премиум-класса.
— GDDR6. Дальнейшее, после GDDR5X, развитие графической памяти типа GDDR, представленное в 2017 году. Обеспечивает вдвое большую скорость работы, чем оригинальная GDDR5, при несколько меньшем энергопотреблении; возможностей GDDR6 хватает, в частности, для применения в системах виртуальной реальности и работы с разрешениями выше 4K. Применение такой памяти характерно для наиболее продвинутых видеокарт, устанавливаемых преимущественно в мощные геймерские н...оутбуки.
— HBM2. Второе поколение памяти типа HBM. В отличие от описанных выше GDDR, HBM является не модификацией обычной «оперативки» типа DDR, а отдельным видом памяти, разработанным в т.ч. для видеокарт. Благодаря особенностям конструкции такая память обеспечивает высокую пропускную способность при низкой тактовой частоте; последнее положительно сказывается на энергопотреблении и тепловыделении, а по быстродействию HBM2 превосходит даже самые продвинутые версии GDDR. Недостаток данного варианта традиционен — высокая цена; из-за нее видеокарты с памятью этого типа устанавливаются в основном в ноутбуки премиум-класса.