Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Яркость
Максимальная яркость, которую способен обеспечить экран ноутбука.
Чем ярче окружающее освещение — тем ярче должен быть и экран ноутбука, иначе изображение на нем может оказаться трудночитаемым. И наоборот: при тусклом внешнем освещении высокая яркость излишня — она сильно нагружает глаза (впрочем, на это случай современные ноутбуки предусматривают регулировкой яркости). В свете этого чем выше данный показатель — тем более универсальным является экран, тем шире диапазон условий, в котором его можно эффективно применять. Обратной стороной этих преимуществ является увеличение цены и энергопотребления.
Что касается конкретных значений, то немало современных ноутбуков имеют яркость в
250 – 300 нит и даже
ниже. Этого вполне достаточно для работы под искусственным освещением средней интенсивности, но вот при ярком естественном свете с видимостью уже могут возникнуть проблемы. Для использования в солнечную погоду (особенно вне помещений) желательно иметь запас по яркости хотя бы в пределах
300 – 350 нит. А в наиболее продвинутых моделях этот параметр может составлять
350 – 400 нит,
401 – 500 нит и даже
более 500 нит.
Контрастность
Контрастность экрана, установленного в ноутбуке.
Контрастность — это наибольшая разница в яркости между самым светлым белым цветом и самым темным черным, которую можно достичь на одном экране. Записывается она дробью, например, 560:1; при этом чем больше первое число — тем выше контрастность, тем более продвинутым является экран и тем лучшего качества изображения на нем можно добиться. Особенно это заметно при больших перепадах яркости в пределах одного кадра: при невысокой контрастности отдельные детали, расположенные на самых темных или самых светлых участках картинки, могут теряться, увеличение контрастности позволяет до определенной степени устранить это явление. Обратная сторона этих преимуществ — увеличение стоимости.
Отдельно подчеркнем, что в данном случае указывается исключительно статическая контрастность — разница, обеспечиваемая в пределах одного кадра в обычном режиме работы, на постоянной яркости и без использования специальных технологий. В рекламных целях некоторые производители могут приводить также данные по так называемой динамической контрастности — она может измеряться весьма внушительными цифрами (семизначными и более). Однако ориентироваться стоит прежде всего на статическую контрастность — это базовая характеристика любого дисплея.
Что касается конкретных значений, то даже в самых продвинутых экранах данный показатель не превышает 2000:1. А в целом современные ноутбуки имеют довольно невысокую контрастность — предполага...ется, что для задач, требующих более продвинутых характеристик изображения, разумнее использовать внешний экран (монитор или телевизор).
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Adobe RGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Поэтому в теории обширный охват по этой модели будет полезен тем, кто занимается дизайном и версткой высококлассной печатной продукции. Правда, экраны ноутбуков в большинстве своем имеют весьма скромные показатели по Adobe RGB, редко превышающие 74 %; тем не менее можно встретить и высококлассные модели, где эта цифра
приближается к 100 %. Разумеется, стоимость таких лэптопов тоже будет соответствующей; поэтому обращать на них внимание имеет смысл прежде всего тогда, когда ключевое значение имеет возможность работы с цветом «на ходу». Если же это предстоит делать на одном месте — возможно, более оправданной будет покупка отдельного монитора с обширным цветовым охватом (тем более что монитор с такими характеристиками найти
...проще, чем ноутбук).Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, более подробный и достоверный, чем популярный 3DMark06 (см. выше). Он проверяет не только игровые возможности CPU, но и его производительность в других режимах, на основании чего и выводит общий балл; по этому баллу можно довольно достоверно оценить процессор в целом (чем больше баллов — тем выше производительность).
Модель видеокарты
Видеокарты GeForce от NVIDIA:
RTX в лице
RTX 2060,
RTX 2060 Max-Q,
RTX 2070,
RTX 2070 Max-Q,
RTX 2070 Super,
RTX 2070 Super Max-Q,
RTX 2080,
RTX 2080 Max-Q,
RTX 2080 Super,
RTX 2080 Super Max-Q,
RTX 3050,
RTX 3050 Ti,
RTX 3060,
RTX 3060 Max-Q,
RTX 3070,
RTX 3070 Max-Q,
RTX 3070 Ti,
RTX 3080,
RTX 3080 Ti,
RTX 4050,
RTX 4060,
RTX 4070,
RTX 4080,
RTX 4090;
MX1xx в лице MX110, MX130 и MX150,
MX2xx (MX230 и MX250),
MX3xx (MX330 и MX350),
MX450, GTX, которые представляют GTX 1050,
GTX 1060..., GTX 1060 Max-Q, GTX 1070, GTX 1070 Max-Q, GTX 1080, GTX 1080 Max-Q, GTX 1650, GTX 1650 Max-Q, GTX 1650 Ti, GTX 1660 Ti, GTX 1660 Ti Max-Q и. AMD же предлагает видеокарты Radeon 520, Radeon 530 (535),Radeon 540X, Radeon 610 (625, 630), Radeon RX 550 (550X, 560), Radeon RX 640, Radeon RX 5500M, Radeon RX 6800M и Radeon Pro.
Отметим, что все приведенные выше модели — дискретные. Собственно, для конфигурация с дискретной графикой указывается именно модель отдельного видеоадаптера; если он дополнен интегрированным модулем, название этого модуля можно уточнить по официальным характеристикам процессора.
Также стоит сказать, что в данном пункте приводится не полное название модели, а лишь ее название внутри серии (сама серия приводится отдельно — см. выше). Тем не менее, зная серию и модель, можно легко найти подробную информацию о графической карте.Объем видеопамяти
Объем собственной видеопамяти, установленной в графической карте ноутбука. Такую память имеют только дискретные видеоадаптеры и их продвинутые разновидности вроде SLI или Dual Graphics (см. «Тип видеокарты»).
Чем больше памяти — тем более производительна видеокарта и тем лучше она справляется со сложной графикой. Разумеется, конкретные возможности адаптера зависят от ряда других параметров (прежде всего характеристик графического процессора); однако разница в количестве памяти, как правило, вполне соответствует разнице в общем уровне. Что касается конкретных цифр, то решения с объемом памяти
2 ГБ можно отнести к начальному уровню,
4 ГБ и
6 ГБ — к среднему, а
8 ГБ — к продвинутому, а
12 ГБ и
16 ГБ можно встретить в топовых решениях игровых ноутбуках и высококлассных рабочих станциях.
Тип памяти
Тип специализированной графической памяти, используемой в дискретной видеокарте (см. «Тип видеокарты»).
— GDDR3. Третье поколение памяти, основанной на технологии удвоенной передачи данных. По сравнению с предшествующим стандартом GDDR 2 способна работать с более высокой частотой и меньшим тепловыделением. Впрочем, постепенно вытесняется более продвинутыми стандартами, в частности GDDR5.
— GDDR5. Пятое поколение графической памяти с удвоенной передачей данных; в этом поколении впервые за основу был взят стандарт оперативной памяти DDR3. Считается довольно продвинутым, характерно в основном для высокопроизводительных видеокарт.
— GDDR5X. Модификация описанного выше GDDR5, представленная в начале 2016 года. По сравнению с оригиналом обеспечила увеличение максимальной пропускной способности в 2 раза, что соответственно сказалось на общей производительности. Правда, и стоят такие видеокарты недешево, из-за чего используются в основном в игровых ноутбуках премиум-класса.
— GDDR6. Дальнейшее, после GDDR5X, развитие графической памяти типа GDDR, представленное в 2017 году. Обеспечивает вдвое большую скорость работы, чем оригинальная GDDR5, при несколько меньшем энергопотреблении; возможностей GDDR6 хватает, в частности, для применения в системах виртуальной реальности и работы с разрешениями выше 4K. Применение такой памяти характерно для наиболее продвинутых видеокарт, устанавливаемых преимущественно в мощные геймерские н...оутбуки.
— HBM2. Второе поколение памяти типа HBM. В отличие от описанных выше GDDR, HBM является не модификацией обычной «оперативки» типа DDR, а отдельным видом памяти, разработанным в т.ч. для видеокарт. Благодаря особенностям конструкции такая память обеспечивает высокую пропускную способность при низкой тактовой частоте; последнее положительно сказывается на энергопотреблении и тепловыделении, а по быстродействию HBM2 превосходит даже самые продвинутые версии GDDR. Недостаток данного варианта традиционен — высокая цена; из-за нее видеокарты с памятью этого типа устанавливаются в основном в ноутбуки премиум-класса.