Яркость
Максимальная яркость, которую способен обеспечить экран ноутбука.
Чем ярче окружающее освещение — тем ярче должен быть и экран ноутбука, иначе изображение на нем может оказаться трудночитаемым. И наоборот: при тусклом внешнем освещении высокая яркость излишня — она сильно нагружает глаза (впрочем, на это случай современные ноутбуки предусматривают регулировкой яркости). В свете этого чем выше данный показатель — тем более универсальным является экран, тем шире диапазон условий, в котором его можно эффективно применять. Обратной стороной этих преимуществ является увеличение цены и энергопотребления.
Что касается конкретных значений, то немало современных ноутбуков имеют яркость в
250 – 300 нит и даже
ниже. Этого вполне достаточно для работы под искусственным освещением средней интенсивности, но вот при ярком естественном свете с видимостью уже могут возникнуть проблемы. Для использования в солнечную погоду (особенно вне помещений) желательно иметь запас по яркости хотя бы в пределах
300 – 350 нит. А в наиболее продвинутых моделях этот параметр может составлять
350 – 400 нит,
401 – 500 нит и даже
более 500 нит.
Контрастность
Контрастность экрана, установленного в ноутбуке.
Контрастность — это наибольшая разница в яркости между самым светлым белым цветом и самым темным черным, которую можно достичь на одном экране. Записывается она дробью, например, 560:1; при этом чем больше первое число — тем выше контрастность, тем более продвинутым является экран и тем лучшего качества изображения на нем можно добиться. Особенно это заметно при больших перепадах яркости в пределах одного кадра: при невысокой контрастности отдельные детали, расположенные на самых темных или самых светлых участках картинки, могут теряться, увеличение контрастности позволяет до определенной степени устранить это явление. Обратная сторона этих преимуществ — увеличение стоимости.
Отдельно подчеркнем, что в данном случае указывается исключительно статическая контрастность — разница, обеспечиваемая в пределах одного кадра в обычном режиме работы, на постоянной яркости и без использования специальных технологий. В рекламных целях некоторые производители могут приводить также данные по так называемой динамической контрастности — она может измеряться весьма внушительными цифрами (семизначными и более). Однако ориентироваться стоит прежде всего на статическую контрастность — это базовая характеристика любого дисплея.
Что касается конкретных значений, то даже в самых продвинутых экранах данный показатель не превышает 2000:1. А в целом современные ноутбуки имеют довольно невысокую контрастность — предполага...ется, что для задач, требующих более продвинутых характеристик изображения, разумнее использовать внешний экран (монитор или телевизор).
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели NTSC.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году для цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных ЖК-матриц, однако используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB; поэтому даже небольшое число процентов в данном случае соответствует довольно широкому охвату. К примеру, значение в
72% и более по NTSC уже считается хорошим показателем для использования в дизайне и графике. В то же время одни и те же цифры по NTSC в разных экранах могут соответствовать разным показателям по sRGB; так что если точная цветопередача является для вас решающей — эти подробности стоит уточнить перед покупкой.
Также отметим, что среди отдельных мониторов проще найти экран с обширным цветовым охватом; при этом он еще и обойдется дешевле, чем ноутбук со схожими характеристиками д
...исплея. Так что выбирать именно лэптоп с высококлассным экраном имеет смысл в основном тогда, когда мобильность имеет для вас не меньшее значение, чем качественная цветопередача.Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, более подробный и достоверный, чем популярный 3DMark06 (см. выше). Он проверяет не только игровые возможности CPU, но и его производительность в других режимах, на основании чего и выводит общий балл; по этому баллу можно довольно достоверно оценить процессор в целом (чем больше баллов — тем выше производительность).
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на ноутбук. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ноутбук покупается с расчетом на
апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного. Так ноутбуки можно улучшить по оперативке до
16 ГБ,
24 ГБ,
32 ГБ, 48 ГБ,
64 ГБ и даже больше —
128 ГБ.
Кол-во слотов
Общее количество слотов под модули оперативной памяти, предусмотренное в ноутбуке; фактически — максимальное число планок, которое можно одновременно установить в данную модель.
От данного показателя напрямую зависят возможности по апгрейду RAM. Так, в бюджетных моделях нередко имеется всего
1 слот, и единственным вариантом апгрейда является замена «родной» планки. В более продвинутых устройствах может предусматриваться
два или даже
четыре слота, при этом некоторые из них в исходной конфигурации могут быть свободны.
Особый случай представляет собой встроенная RAM; она компактнее и дешевле съемных модулей, однако вообще не предполагает замены. При этом в некоторых ноутбуках «оперативка»
только встроенная, в других она может дополняться
одним или даже двумя слотами под сменные планки.
Тип видеокарты
—
Интегрированная (встроенная). Видеокарты, не имеющие собственной памяти и использующие при работе общую оперативную память системы. В современных ноутбуках такие видеокарты обычно являются частью процессора. Их главные достоинства — низкая стоимость и энергопотребление, а также невысокое тепловыделение. Однако производительность у интегрированной графики заметно ниже, чем у дискретной, к тому же на высоких нагрузках она «съедает» заметную часть оперативной памяти, что негативно сказывается на общей производительности системы. Встроенная графика будет идеальным вариантом для несложных задач вроде работы с документами, веб-серфинга и нетребовательных игр, но вот для более серьезного применения стоит выбирать более продвинутые решения (см. ниже)..
—
Дискретная. Видеокарта в виде отдельного модуля с собственным процессором и специализированной памятью, предназначенной исключительно для обработки видео. Такая графика обходится дороже интегрированной, однако значительно превосходит ее по производительности. Кроме того, даже на высоких нагрузках она не занимает общую оперативную память, а некоторые лэптопы способны даже выделять часть видеопамяти в дополнение к RAM, если видеокарта простаивает. Так что если вы хотите играть в современные игры хотя бы на средних настройках, либо планируете использовать ноутбук для «тяжелых» графических задач вроде видеомонтажа или 3D-дизайна — однозначно стоит выбирать м
...одель с дискретной графикой.
Стоит отметить, что большинство моделей с такими видеокартами имеют еще и встроенное графическое ядро в процессоре. Так что дискретная графика в современных ноутбуках чаще всего работает в гибридном режиме: для несложных задач используется интегрированный модуль, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную графику.
— Dual Graphics. Фирменная технология AMD, применяемая в системах, оснащённых процессорами Fusion с интегрированной графикой и дискретными видеокартами Radeon (изначально заявлена совместимость с серией Radeon 6000). Отличие этого режима от дискретной графики с автоматическим переключением (см. выше) состоит в том, что оба видеоадаптера используются не по очереди, а одновременно. Таким образом их мощности объединяются, что обеспечивает значительный рост производительности видео. При этом Dual Graphics даёт широкие возможности по выбору сочетания процессоров и видеокарт, т.к. позволяет совмещать видеоядра с различной частотой работы без ущерба для более быстрого. Главным недостатком этой технологии является невозможность работы с Direct X ниже версии 10.Серия видеокарты
Серия видеокарты, установленной в ноутбуке. Разные модели видеокарт в пределах одной серии могут заметно различаться по производительности, однако их ключевые особенности, как правило, одинаковы.
—
Intel HD Graphics. Интегрированные графические карты, первое решение в линейке Intel, встроенное непосредственно в процессор (до этого интегрированная графика была частью материнской платы).
—
Intel Iris Graphics. Интегрированные видеокарты, представленные в 2013 году одновременно с некоторыми процессорами на микроархитектуре Haswell. По сути, данная серия является продвинутой разновидностью описанной выше Intel HD Graphics, с повышенной производительностью.
—
Intel Arc. Графические ускорители на архитектуре Xe HPG, выпускаемые с 2022 года. Серия Intel Arc нацелена на обеспечение высокой производительности отрисовки графики (в т.ч. игровой). Мобильные видеоадаптеры линейки поставляются с аппаратными модулями Matrix Engines (XMX) — они поддерживают метод реконструкции изображений Intel XeSS, основанный на алгоритмах искусственного интеллекта.
— nVIDIA GeForce. Серия видеокарт, включающая исключительно дискретные решения (см. «Тип видеокарты»). При этом такие модели вполне способны работать в режиме гибридной графики, в сочетании со встроенным в процессор видеочипом.
—
nVIDIA Quadro. Последн
...ее поколение графических адаптеров от nVIDIA, позиционируются разработчиком как профессиональные решения прежде всего для 3D-графики.
— NVIDIA RTX A. Высокопроизводительная линейка видеокарт для работы с графикой, обработки видео, научных открытий и проектов в VR. Максимально ускоряет выполнение графических и вычислительных задач при оперировании большими массивами данных.
— AMD FirePro. Дискретные видеокарты, изначально созданные как высококлассные решения для рабочих станций. Среди ноутбуков встречаются в моделях премиум-уровня, делающих акцент на повышенную производительность.
— AMD Radeon. Семейство видеокарт от компании AMD, применяемое преимущественно в ноутбуках с процессорами от того же бренда. Включает решения разного типа (интегрированные и дискретные) и уровня (от бюджетных до высококлассных).
— Qualcomm Adreno. Интегрированная графика, устанавливаемая в процессоры Snapdragon от Qualcomm (см. «Серия процессора»). Является прежде всего решением для мобильных гаджетов, поэтому не отличается производительностью, однако очень эффективна в плане энергопотребления.
— Apple. Обычно в данном случае подразумевается графическое ядро, встроенное в процессор Apple M1 (см. «Серия процессора»). В первом поколении этих процессоров использовались восьмиядерные (реже — семиядерные) интегрированные GPU с поддержкой до 25 000 потоков одновременно.