Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Яркость
Максимальная яркость, которую способен обеспечить экран ноутбука.
Чем ярче окружающее освещение — тем ярче должен быть и экран ноутбука, иначе изображение на нем может оказаться трудночитаемым. И наоборот: при тусклом внешнем освещении высокая яркость излишня — она сильно нагружает глаза (впрочем, на это случай современные ноутбуки предусматривают регулировкой яркости). В свете этого чем выше данный показатель — тем более универсальным является экран, тем шире диапазон условий, в котором его можно эффективно применять. Обратной стороной этих преимуществ является увеличение цены и энергопотребления.
Что касается конкретных значений, то немало современных ноутбуков имеют яркость в
250 – 300 нит и даже
ниже. Этого вполне достаточно для работы под искусственным освещением средней интенсивности, но вот при ярком естественном свете с видимостью уже могут возникнуть проблемы. Для использования в солнечную погоду (особенно вне помещений) желательно иметь запас по яркости хотя бы в пределах
300 – 350 нит. А в наиболее продвинутых моделях этот параметр может составлять
350 – 400 нит,
401 – 500 нит и даже
более 500 нит.
Контрастность
Контрастность экрана, установленного в ноутбуке.
Контрастность — это наибольшая разница в яркости между самым светлым белым цветом и самым темным черным, которую можно достичь на одном экране. Записывается она дробью, например, 560:1; при этом чем больше первое число — тем выше контрастность, тем более продвинутым является экран и тем лучшего качества изображения на нем можно добиться. Особенно это заметно при больших перепадах яркости в пределах одного кадра: при невысокой контрастности отдельные детали, расположенные на самых темных или самых светлых участках картинки, могут теряться, увеличение контрастности позволяет до определенной степени устранить это явление. Обратная сторона этих преимуществ — увеличение стоимости.
Отдельно подчеркнем, что в данном случае указывается исключительно статическая контрастность — разница, обеспечиваемая в пределах одного кадра в обычном режиме работы, на постоянной яркости и без использования специальных технологий. В рекламных целях некоторые производители могут приводить также данные по так называемой динамической контрастности — она может измеряться весьма внушительными цифрами (семизначными и более). Однако ориентироваться стоит прежде всего на статическую контрастность — это базовая характеристика любого дисплея.
Что касается конкретных значений, то даже в самых продвинутых экранах данный показатель не превышает 2000:1. А в целом современные ноутбуки имеют довольно невысокую контрастность — предполага...ется, что для задач, требующих более продвинутых характеристик изображения, разумнее использовать внешний экран (монитор или телевизор).
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Adobe RGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Поэтому в теории обширный охват по этой модели будет полезен тем, кто занимается дизайном и версткой высококлассной печатной продукции. Правда, экраны ноутбуков в большинстве своем имеют весьма скромные показатели по Adobe RGB, редко превышающие 74 %; тем не менее можно встретить и высококлассные модели, где эта цифра
приближается к 100 %. Разумеется, стоимость таких лэптопов тоже будет соответствующей; поэтому обращать на них внимание имеет смысл прежде всего тогда, когда ключевое значение имеет возможность работы с цветом «на ходу». Если же это предстоит делать на одном месте — возможно, более оправданной будет покупка отдельного монитора с обширным цветовым охватом (тем более что монитор с такими характеристиками найти
...проще, чем ноутбук).Тест 3DMark06
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте 3DMark06.
Этот тест ориентирован прежде всего на проверку производительности в играх — в частности, способности процессора обрабатывать продвинутую графику и элементы искусственного интеллекта. Результаты теста указываются в виде количества баллов; чем больше это число — тем выше производительность проверенного чипа. Высокие результаты по 3DMark06 особенно важны для
игровых ноутбуков.
Тип памяти
В ноутбуках используются в основном разные варианты DDR (так называемая память с удвоенной передачей данных). Вот список встречаемых видов такой памяти:
— DDR3. Третье поколение оперативной памяти DDR. Превосходит устаревший DDR2 по скорости работы и энергоэффективности. Однако тоже является устаревшим на фоне четвертой версии и новинки — DDR5.
— DDR3L. Модификация памяти DDR3, поддерживающая работу на пониженном напряжении — 1,35 В вместо 1,5 В (Low Voltage — отсюда и индекс L). Пониженное напряжение способствует как снижению энергопотребления, так и улучшению производительности. Отметим, что обычную память DDR3 нельзя установить в такой слот, тогда как обратный вариант вполне возможен.
—
DDR4. Стандарт памяти, выпущенный в 2014 году. Представил дальнейшие улучшения скорости работы (в перспективе до 25,6 ГБ/с) и энергоэффективности. Наиболее популярен среди ноутбуков последних лет выпуска.
—
DDR5. Шествие пятого поколения стандарта DDR началось на рубеже 2020-2021 гг. В нём предусматривается примерно двукратный прирост производительности подсистемы памяти и наращивание пропускной способности по сравнению с DDR4. Вместо одного 64-битного канала данных DDR5 использует пару независимых 32-битных каналов, которые работают с 16-байтными пакетами и позволяют доставлять 64 байта информации за такт по каждому каналу. Новые модули памяти требуют напряжения 1.1 В, а максимал
...ьный объём одной планки DDR5 может достигать внушительных 128 ГБ.
Стоит отметить, что разные типы RAM не являются взаимозаменяемыми.
В некоторых ноутбуках встречается оперативная память LPDDR4, LPDDR4X, LPDDR5, LPDDR5X. Разработана она спецом для мобильных устройств и является нерасширяемой, поскольку соответствующие модули памяти встроены непосредственно в материнскую плату. Применение «оперативки» стандартов LPDDR обуславливается достижением оптимального баланса между производительностью ноутбука, его габаритами и временем автономной работы.Частота памяти
Тактовая частота оперативной памяти, установленной в ноутбуке.
Чем выше частота (при том же типе и объеме памяти) — тем выше производительность RAM в целом и тем быстрее лэптоп будет справляться с ресурсоемкими задачами. Правда, модули с одинаковой частотой могут несколько различаться по фактическому быстродействию из-за разницы в других характеристиках; но это различие становится значимым лишь в очень специфических случаях, для рядового пользователя оно не критично. Что же касается конкретных значений, то наибольшей популярностью на современном рынке пользуются модули на
2400 МГц,
2666 МГц,
2933 МГц и
3200 МГц. Память на
2133 МГц и меньше встречается в основном в устаревших и бюджетных устройствах, а в высокопроизводительных конфигурациях данный параметр составляет
3733 МГц,
4266 МГц,
4800 МГц,
5200 МГц,
5500 МГц,
5600 МГц и
более.
Тип видеокарты
—
Интегрированная (встроенная). Видеокарты, не имеющие собственной памяти и использующие при работе общую оперативную память системы. В современных ноутбуках такие видеокарты обычно являются частью процессора. Их главные достоинства — низкая стоимость и энергопотребление, а также невысокое тепловыделение. Однако производительность у интегрированной графики заметно ниже, чем у дискретной, к тому же на высоких нагрузках она «съедает» заметную часть оперативной памяти, что негативно сказывается на общей производительности системы. Встроенная графика будет идеальным вариантом для несложных задач вроде работы с документами, веб-серфинга и нетребовательных игр, но вот для более серьезного применения стоит выбирать более продвинутые решения (см. ниже)..
—
Дискретная. Видеокарта в виде отдельного модуля с собственным процессором и специализированной памятью, предназначенной исключительно для обработки видео. Такая графика обходится дороже интегрированной, однако значительно превосходит ее по производительности. Кроме того, даже на высоких нагрузках она не занимает общую оперативную память, а некоторые лэптопы способны даже выделять часть видеопамяти в дополнение к RAM, если видеокарта простаивает. Так что если вы хотите играть в современные игры хотя бы на средних настройках, либо планируете использовать ноутбук для «тяжелых» графических задач вроде видеомонтажа или 3D-дизайна — однозначно стоит выбирать м
...одель с дискретной графикой.
Стоит отметить, что большинство моделей с такими видеокартами имеют еще и встроенное графическое ядро в процессоре. Так что дискретная графика в современных ноутбуках чаще всего работает в гибридном режиме: для несложных задач используется интегрированный модуль, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную графику.
— Dual Graphics. Фирменная технология AMD, применяемая в системах, оснащённых процессорами Fusion с интегрированной графикой и дискретными видеокартами Radeon (изначально заявлена совместимость с серией Radeon 6000). Отличие этого режима от дискретной графики с автоматическим переключением (см. выше) состоит в том, что оба видеоадаптера используются не по очереди, а одновременно. Таким образом их мощности объединяются, что обеспечивает значительный рост производительности видео. При этом Dual Graphics даёт широкие возможности по выбору сочетания процессоров и видеокарт, т.к. позволяет совмещать видеоядра с различной частотой работы без ущерба для более быстрого. Главным недостатком этой технологии является невозможность работы с Direct X ниже версии 10.