Площадь отопления
Весьма условный параметр, который слегка характеризует предназначение по размеру помещения. А в зависимости от высоты потолков, планировки, конструкции строения и оснащения реальные значения могут значительно отличаться. Тем не менее данный пункт представляет собой максимально рекомендуемую площадь помещения, которую способен эффективно обогреть котёл. Однако стоит учесть, что разные строения имеют разные теплоизоляционные свойства и современные постройки куда «теплее», чем 30-летние и тем более 50-летние дома. Соответственно данный пункт больше носит справочный характер и не позволяет в полной мере оценить реальную отапливаемую площадь. Существует формула, по которой можно вывести максимальную площадь обогрева, зная полезную мощность котла и климатические условия, в которых он будет применяться; подробнее об этом см. «Полезная мощность». В нашем же случае площадь отопления рассчитывается по формуле «мощность котла умноженная на 8», что ориентировочно равноценно использованию в домах, которым не один десяток лет.
Потребляемая мощность
Максимальная электрическая мощность, потребляемая котлом при работе. У неэлектрических моделей (см. «Источник энергии») эта мощность обычно невысока, так как требуется в основном для управляющих схем, и на нее можно не обращать особого внимания. Касательно электрических котлов стоит отметить, что потребляемая мощность в них чаще всего несколько выше полезной, т. к. часть энергии неизбежно рассеивается и не используется на нагрев. Соответственно, по соотношению полезной и потребляемой мощности можно оценить КПД такого котла.
Датчик наружной t
Датчик наружной температуры позволяет отслеживать наружные погодные условия и автоматически подстраивать под них работу котла — увеличивать мощность отопления при понижении наружной температуры и уменьшать при повышении.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).Диаметр дымохода
Диаметр трубы, по которой из камеры сгорания отводятся продукты сгорания.
В котлах с закрытой камерой сгорания часто используется т.н. коаксиальный дымоход, состоящий из двух труб, вложенных одна в другую. При этом по внутренней трубе из камеры сгорания отводятся продукты сгорания, а по промежутку между внутренней и внешней подаётся воздух. Для таких дымоходов диаметр обычно указывается в виде двух цифр — диаметра внутренней и внешней трубы соответственно. Самыми популярными значениями считаются
60/100,
80/80 и
80/125. Классически же дымоход (не коаксиальный) может быть
100,
110,
125,
130,
140,
150,
160,
180 и
200 мм.
Номинальное давление газа на входе
Оптимальное давление газа, подаваемого на вход системы котла. Чаще всего указывается для природного газа и составляет порядка 15-20 мбар. Этот параметр должен соответствовать параметрам системы газоснабжения. Однако давление в последней может быть выше, что может потребовать установки специального газового регулятора — этот вопрос решается при установке котла, которая может проводиться только квалифицированным мастером-газовщиком.
Емкость расширительного бака
Емкость расширительного бака, поставляемого в комплекте с котлом.
Расширительный бак предназначен для отвода излишков воды из отопительной системы, когда общий объем жидкости увеличивается в результате нагревания. Он состоит из двух частей, соединенных гибкой мембраной: в одной, герметически закрытой, находится воздух под давлением, в другую поступает «лишняя» вода, сжимая при этом мембрану. Таким образом удается избежать катастрофического роста давления в контуре отопления. Оптимальный объем расширительного бака зависит от ряда параметров системы, прежде всего объема и состава теплоносителя; подробные рекомендации по расчетам можно найти в специальных источниках.
Давление расширительного бака
Давление газа в герметически закрытой части расширительного бака (подробнее о конструкции см. Емкость расширительного бака). Необходимое давление в расширительном баке должно быть приблизительно на 0,3 бар больше, чем начальное давление в системе. Начальное давление, в свою очередь, напрямую зависит от общей высоты системы отопления, а точнее от разницы между высотой самой верхней и самой нижней точки системы отопления. Его можно вывести по приблизительной формуле P=h/10, где P – начальное давление в бар, h — разница высот самой высокой и самой низкой точкой системы в метрах. Таким образом, если перепад высот составляет 2 м, начальное давление в системе — 0,2 бар, а давление в расширительном баке должно быть не менее 0,5 бар.
Теплообменник
Материал первичного теплообменника, в котором тепловая энергия от горячих продуктов сгорания передаётся теплоносителю. От материала изготовления теплообменника напрямую зависят КПД котла, скорость нагрева и срок службы агрегата.
—
Медный. Медь — материал с наилучшими теплоотдающими характеристиками и высокой устойчивостью к коррозии. Она быстро нагревается, что позволяет экономить энергоресурсы при работе отопительного котла, имеет низкий коэффициент шероховатости, отличается длительным эксплуатационным ресурсом. Единственный недостаток этого металла — высокая стоимость. Медные теплообменники устанавливаются на борту оборудования крепкого среднего уровня и высшего сорта.
—
Алюминиевый. Алюминий в качестве материала изготовления теплообменника характеризуется отличной теплопроводностью, длительным сроком службы, к тому же он стоит дешевле
меди. Для удешевления производства в медных теплообменниках стараются уменьшать толщину стенок. С алюминием этого делать не нужно.
—
Чугунный. Котлы с чугунным теплообменником долго нагреваются и медленно остывают, длительное время удерживая тепло после прекращения нагрева. Также чугун примечателен высокой теплоёмкостью и низкой подверженностью к коррозии. Срок службы чугунного агрегата может составить и 30, и 50 лет. Обратная сторона медали — огромные массогабаритные показ
...атели отопительного оборудования, из-за чего котлы с чугунным теплообменником выпускаются преимущественно в напольной компоновке. В придачу чугун плохо переносит резкие перепады температур — они могут вызвать появление трещин.
— Стальной. Стальные теплообменники в отопительных котлах получили наибольшее распространение. Сталь обладает сочетанием высокой пластичности и прочности при воздействии высоких температур, недорого стоит, легко поддаётся обработке на производственных этапах. Однако теплообменники из стали подвержены коррозии. Как результат — они не столь долговечны.
— Из нержавеющей стали. Теплообменники из нержавеющей стали — «редкие птицы» в отопительных котлах, что объясняется дороговизной применения этого материала. Зато они сочетают в себе преимущества как чугуна, так и стали. Нержавейка проявляет высокую коррозионную стойкость, невосприимчивость к термоударам, малую инертность, имеет длительный эксплуатационный ресурс.