Мин. мощность
Минимальная тепловая мощность на которой может работать отопительный котел в постоянном режиме. Работа на минимальной мощности позволяет уменьшить количество циклов включения и выключения, которые неблагоприятно сказываются на долговечности отопительных котлов.
Потребляемая мощность
Максимальная электрическая мощность, потребляемая котлом при работе. У неэлектрических моделей (см. «Источник энергии») эта мощность обычно невысока, так как требуется в основном для управляющих схем, и на нее можно не обращать особого внимания. Касательно электрических котлов стоит отметить, что потребляемая мощность в них чаще всего несколько выше полезной, т. к. часть энергии неизбежно рассеивается и не используется на нагрев. Соответственно, по соотношению полезной и потребляемой мощности можно оценить КПД такого котла.
Макс. t теплоносителя
Максимальная рабочая температура теплоносителя в системе котла при работе в режиме отопления.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).КПД
Коэффициент полезного действия котла — основной показатель, характеризующий эффективность его работы.
Для электрических моделей (см. «Источник энергии») этот показатель высчитывают как соотношение полезной мощности к потребляемой; в таких моделях не редкостью являются показатели в 98 – 99 %. Для котлов на сгораемом топливе КПД — это соотношение количества тепла, непосредственно передаваемого теплоносителю, к общему количеству тепла, выделяемому при сгорании. В таких устройствах эффективность ниже, чем в электрических, для них хорошим считается показатель более чем в 90 %. Исключение представляют собой конденсационные котлы (см. соответствующий пункт), в которых КПД может быть даже выше 100 %. Никакого нарушения законов физики здесь не происходит, это своего рода рекламная хитрость: при подсчетах КПД используется не совсем корректная методика, не учитывающая энергии, затраченной на образование водяного пара. Тем не менее, формально все верно: котел выдает на теплоноситель больше тепловой энергии, чем выделяется при сгорании топлива, т. к. к энергии сгорания добавляется энергия конденсации.
Макс. расход газа
Максимальный расход газа в котле с соответствующим источником энергии (см. выше). Достигается при работе газового нагревателя на полную мощность; при сниженной мощности и расход, соответственно, будет ниже.
Отметим, что котлы одинаковой мощности могут различаться по расходу газа из-за разницы в КПД; при этом более экономичные модели обычно стоят дороже, однако разница в цене окупается за счет экономии газа.
Емкость расширительного бака
Емкость расширительного бака, поставляемого в комплекте с котлом.
Расширительный бак предназначен для отвода излишков воды из отопительной системы, когда общий объем жидкости увеличивается в результате нагревания. Он состоит из двух частей, соединенных гибкой мембраной: в одной, герметически закрытой, находится воздух под давлением, в другую поступает «лишняя» вода, сжимая при этом мембрану. Таким образом удается избежать катастрофического роста давления в контуре отопления. Оптимальный объем расширительного бака зависит от ряда параметров системы, прежде всего объема и состава теплоносителя; подробные рекомендации по расчетам можно найти в специальных источниках.
Давление расширительного бака
Давление газа в герметически закрытой части расширительного бака (подробнее о конструкции см. Емкость расширительного бака). Необходимое давление в расширительном баке должно быть приблизительно на 0,3 бар больше, чем начальное давление в системе. Начальное давление, в свою очередь, напрямую зависит от общей высоты системы отопления, а точнее от разницы между высотой самой верхней и самой нижней точки системы отопления. Его можно вывести по приблизительной формуле P=h/10, где P – начальное давление в бар, h — разница высот самой высокой и самой низкой точкой системы в метрах. Таким образом, если перепад высот составляет 2 м, начальное давление в системе — 0,2 бар, а давление в расширительном баке должно быть не менее 0,5 бар.
Системы защиты
—
Падение давления газа. Эта система защиты обеспечивает отключение котла в случае критического падения давления газа, недостаточного для нормального функционирования горелки. В случае такого падения закрывается и блокируется клапан, подающий газ на горелку. После восстановлении давления газа он также остаётся закрытым, открывать его и возобновлять подачу газа необходимо вручную.
—
Перегрев воды. Температурный датчик, автоматически выключающий котёл при критическом превышении температуры теплоносителя в системе.
—
Погасание пламени. Защита от погасания пламени основана на датчике, который отслеживает горение газа и автоматически прекращает его подачу в случае погасания горелки. Это предотвращает заполнение помещения газом и возможные трагические последствия этого.
—
Отсутствие тяги. В котлах с открытой камерой сгорания для сохранения нормальных условий в помещении, где установлен такой котёл, необходим постоянный отвод продуктов сгорания в атмосферу. Отсутствие нормальной тяги в дымоходе может привести к накоплению продуктов сгорания в помещении. Система защиты от отсутствия тяги предотвращает это, автоматически отключая котёл при обнаружении выхода продуктов сгорания за пределы дымохода.
—
Отключение электроэнергии. Большинство современных котлов имеют электронную систему управления; кроме того, многие элементы конструкции (насосы, клапаны, вентиляторы и т.п.) тоже приводятся в действие за счёт электричества. Таким образом, отключение электропитания при работе котла неизбежно приведёт к нештатному режиму его работы, что чревато поломками и даже авариями. Для предотвращения подобных случаев устанавливается система защиты от отключения электроэнергии, которая полностью останавливает работу котла в случае отключения электропитания. При возобновлении подачи электричества котёл, как правило, необходимо перезапустить вручную.
—
Нарушение циркуляции воды.... Эта система защиты контролирует нормальное движение теплоносителя по контуру отопления. Нарушение циркуляции может привести к перегреву отдельных элементов котла и его повреждению. Во избежание этого при нарушении циркуляции система отключает насос и перекрывает подачу газа в горелку.
— Замерзания жидкости в контуре. Система, контролирующая температуру в контуре отопления. Замерзание жидкости в контуре нарушает нормальную работу отопления, что может в лучшем случае потребовать прогрева труб, а в худшем — привести к повреждению системы (разрывам). Во избежание подобного при падении температуры теплоносителя ниже 5 °С разжигается горелка, активируется циркуляционный насос и контур прогревается до достижения температуры порядка 35 °С — таким образом, предотвращается образование в трубах льда.