Мин. мощность
Минимальная тепловая мощность на которой может работать отопительный котел в постоянном режиме. Работа на минимальной мощности позволяет уменьшить количество циклов включения и выключения, которые неблагоприятно сказываются на долговечности отопительных котлов.
Источник питания
Тип электрического питания, необходимого для нормальной работы котла. Электропитание может потребоваться не только для электрических моделей, но и для других видов котлов (см. «Источник питания») — в частности, для работы управляющей автоматики. Варианты подключения могут быть такими:
—
230 В. Работа от обычной бытовой сети напряжением 230 В. При этом модели с потребляемой мощностью до 3,5 кВт могут подключаться в обычную розетку, а вот для более «прожорливых» устройств требуется подключение напрямую к щитку. Многие из электрических котлов с подобным подключением допускают также работу от 400 В (см. ниже).
—
400 В. Работа от трехфазной сети напряжением 400 В. Такое питание подходит для котлов с любой потребляемой мощностью, однако встречается не так часто, как 230 В: в частности, в жилом помещении с ним могут возникнуть сложности. Поэтому данный вариант предусматривается в основном в устройствах высокой мощности, для которых питание от 230 В не подходит в принципе.
— Автономная работа. Работа в полностью автономном режиме, без подключения электричества. Такой формат работы встречается во всех котлах, не использующих электрического нагрева (см. «Источник энергии»), за исключением чисто жидкотопливных — в них электричество необходимо для работы систем подачи топлива.
Номинальный потребляемый ток
Сила тока в амперах, потребляемого электрическим котлом (см. «Источник питания») при штатном режиме работы.
Данный параметр напрямую зависит от мощности. Он требуется прежде всего для организации подключения: проводка и автоматика должны нормально переносить потребляемый агрегатом ток.
Мин. t теплоносителя
Минимальная температура теплоносителя, обеспечиваемая котлом при включении его в режиме отопления.
Макс. t теплоносителя
Максимальная рабочая температура теплоносителя в системе котла при работе в режиме отопления.
Макс. давление в контуре отопления
Максимально допустимое давление в контуре отопления котла, при котором он сохраняет работоспособность и отсутствует риск физического повреждения конструкции. Для системы отопления максимальное давление обычно составляет порядка 3 бар, для системы горячего водоснабжения до 10 бар. При превышении максимального давления срабатывает защита (предохранительный клапан) и часть воды сбрасывается из системы до достижения нормального уровня давления.
Режим «теплые полы»
Наличие у котла специального
режима для систем «теплый пол».
От обычных систем отопления теплые полы отличаются в первую очередь более
низкой температурой теплоносителя — иначе пол мог бы оказаться слишком горячим для комфортного использования (плюс для покрытия пола и установленной на нем мебели высокие температуры также нежелательны). Кроме того, котлы с данной функцией отличаются повышенной мощностью насосов — для того, чтобы обеспечить эффективную циркуляцию теплоносителя по разветвленным контурам обогрева, имеющим довольно высокое сопротивление.
Циркуляционный насос
Наличие в котле собственного
циркуляционного насоса.
Такой насос обеспечивает движение теплоносителя по контуру отопления, благодаря чему тепло равномерно и эффективно распределяется по радиаторам. Подобные приспособления выпускаются и в виде отдельных устройств; однако покупка котла с циркуляционным насосом избавляет от необходимости приобретать дополнительное оборудование и упрощает систему отопления. К недостаткам подобных моделей можно отнести проблематичность в устранении неполадок: если отдельный насос выйдет из строя, достаточно заменить только его, а для встроенного в котел модуля может понадобиться сложный и дорогой ремонт, причем на это время система отопления становится недоступной.
Также отметим, что теоретически можно построить систему отопления и без насоса, на основе естественной циркуляции; однако такие системы имеют ряд недостатков, так что на практике предпочтительнее все же использовать принудительную циркуляцию.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).