Тип
В зависимости от набора функций котлы разделяют на одноконтурные и двухконтурные.
—
Одноконтурные котлы оснащаются одним теплообменником, в котором тепло от сгорания топлива передаётся теплоносителю системы отопления. Единственной функцией таких котлов является отопление помещений. Технически возможно применять одноконтурные котлы для обеспечения горячего водоснабжения, однако для этого нужен дополнительный бойлер (т.н. бойлер косвенного нагрева).
— В
двухконтурных котлах первичный теплообменник дополнен вторичным, за счёт этого такой котёл, кроме отопления помещения, обеспечивает также горячее водоснабжение. При этом может использоваться как проточная вода, так и вода, накопленная в специальной ёмкости (см. Встроенный бойлер).
Мин. t теплоносителя
Минимальная температура теплоносителя, обеспечиваемая котлом при включении его в режиме отопления.
Макс. давление в контуре ГВС
Максимально допустимое давление в контуре горячего водоснабжения (ГВС) котла, при котором он способен работать неограниченно долгое время без отказов и повреждений. Подробнее см. «Макс. давление в контуре отопления».
Мин. t горячей воды
Минимальная температура горячей воды, выдаваемой двухконтурным котлом в режиме горячего водоснабжения (ГВС). Для сравнения отметим, что вода начинает восприниматься как теплая, начиная с 40 °С, а в централизованных системах горячего водоснабжения температура горячей воды обычно составляет порядка 60 °С (и не должна превышать 75 °С). В то же время в некоторых котлах минимальная температура нагрева может составлять всего 10 °С, а то и 5 °С. Подобный режим работы используется для защиты труб от промерзания в холодное время года: циркуляция воды с плюсовой температурой предотвращает образование внутри льда и повреждение контуров.
Также стоит иметь в виду, что при нагреве до данной температуры разница температур («Δt») может быть разной — в зависимости от исходной температуры холодной воды. А от Δt прямо зависит производительность котла в режиме ГВС; подробнее о производительности см. ниже.
Макс. t горячей воды
Максимальная температура горячей воды, выдаваемой двухконтурным котлом в режиме горячего водоснабжения. Для сравнения отметим, что вода начинает восприниматься как теплая, начиная с 40 °С, а в централизованных системах горячего водоснабжения температура горячей воды обычно составляет порядка 60 °С (и не должна превышать 75 °С). Соответственно, даже в самых скромных моделях данный показатель составляет порядка 45 °С, в подавляющем большинстве современных котлов он не ниже 50 °С, а в отдельных моделях может и вовсе превышать 90 °С.
Также стоит иметь в виду, что при нагреве до данной температуры разница температур («Δt») может быть разной — в зависимости от исходной температуры холодной воды. А от Δt прямо зависит производительность котла в режиме ГВС; подробнее о производительности см. ниже.
Производительность (Δt =25 °C)
Производительность двухконтурного котла в режиме горячего водоснабжения при нагреве воды на 25 °С сверх изначальной температуры.
Производительность — это наибольшее количество горячей воды, которое агрегат может выдать за минуту. Она зависит не только от мощности нагревателя как такового, но и от того, как сильно нужно греть воду: чем выше разница температур (Δt — «дельта тэ») между холодной и нагретой водой — тем больше энергии требуется для нагрева и тем меньше объемы воды, с которыми в таком режим может справиться котел. Поэтому производительность двухконтурных котлов обязательно указывается для определенных вариантов Δt — а именно 25 °С, 30 °С и/или 50 °С. А выбирать по данному показателю стоит с учетом исходной температуры воды и с учетом того, какая потребность в горячей воде имеется в месте установки котла (сколько точек водоразбора, какие требования к температуре и т. п.); подробные рекомендации по этому поводу можно найти в специальных источниках.
Также напомним, что вода начинает ощущаться человеком как теплая где-то с 40 °С, как горячая — где-то с 50 °С, а температура горячей воды в системах центрального водоснабжения (по официальным нормам) составляет не ниже 60 °С. Таким образом, чтобы котел работал в режиме Δt=25 °C и выдавал хотя бы теплую воду в 40 °С, изначальная температура холодной воды должна составлять не менее 15 °С (15+25=40 °С). Это довольно высокое значение — к примеру, в централизованном водопроводе холодная вода достигает 15 °С...разве что летом, когда трубы водоснабжения заметно прогреваются; то же касается воды, подаваемой из скважин. Так что данная производительность — значение весьма условное, на практике котел не так часто работает с разницей температур в 25 °С. Тем не менее, данные для Δt=25°C все равно часто приводят в характеристиках — в том числе в рекламных целях, поскольку именно в таком режиме цифры производительности получаются наиболее высокими. Кроме того, эта информация может пригодиться, если котел используется как предварительный водонагреватель, а догрев до рабочей температуры обеспечивает другое устройство — например, электрический бойлер или проточный водонагреватель.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).Макс. расход газа
Максимальный расход газа в котле с соответствующим источником энергии (см. выше). Достигается при работе газового нагревателя на полную мощность; при сниженной мощности и расход, соответственно, будет ниже.
Отметим, что котлы одинаковой мощности могут различаться по расходу газа из-за разницы в КПД; при этом более экономичные модели обычно стоят дороже, однако разница в цене окупается за счет экономии газа.