Площадь отопления
Максимальная площадь помещения, которую способен эффективно обогреть котёл. Однако стоит учесть, что разные строения имеют разные теплоизоляционные свойства и современные постройки куда «теплее», чем 30-летние и тем более 50-летние дома. Соответственно данный пункт больше носит справочный характер и не позволяет в полной мере оценить реальную отапливаемую площадь. Существует формула, по которой можно вывести максимальную площадь обогрева, зная полезную мощность котла и климатические условия, в которых он будет применяться; подробнее об этом см. «Полезная мощность». В нашем же случае площадь отопления рассчитывается по формуле «мощность котла умноженная на 8», что ориентировочно равноценно использованию в домах, которым не один десяток лет.
Полезная мощность
Полезная мощность котла — а именно мощность нагрева, которую он обеспечивает на максимальном режиме.
От данного параметра напрямую зависит способность устройства обогреть помещение той или иной площади; по мощности можно приблизительно определить площадь обогрева, если этот параметр не указан в характеристиках. Самое общее правило гласит, что для жилого помещения с высотой потолков в 2,5 – 3 м на обогрев 1 м2 площади нужно не менее 100 Вт тепловой мощности. Существуют и более подробные методики расчета, учитывающие специфические факторы: климатическую зону, теплоприток снаружи, конструктивные особенности системы отопления и т. п.; они подробно описаны в специальных источниках. Также отметим, что в двухконтурных котлах (см. «Тип») часть вырабатываемого тепла идет на нагрев воды для ГВС; это нужно учитывать при оценке полезной мощности.
Считается, что котлы мощностью более 30 кВт необходимо устанавливать в отдельных помещениях (котельных).
Потребляемая мощность
Максимальная электрическая мощность, потребляемая котлом при работе. У неэлектрических моделей (см. «Источник энергии») эта мощность обычно невысока, так как требуется в основном для управляющих схем, и на нее можно не обращать особого внимания. Касательно электрических котлов стоит отметить, что потребляемая мощность в них чаще всего несколько выше полезной, т. к. часть энергии неизбежно рассеивается и не используется на нагрев. Соответственно, по соотношению полезной и потребляемой мощности можно оценить КПД такого котла.
Мин. t теплоносителя
Минимальная температура теплоносителя, обеспечиваемая котлом при включении его в режиме отопления.
Макс. t теплоносителя
Максимальная рабочая температура теплоносителя в системе котла при работе в режиме отопления.
Макс. t горячей воды
Максимальная температура горячей воды, выдаваемой двухконтурным котлом в режиме горячего водоснабжения. Для сравнения отметим, что вода начинает восприниматься как теплая, начиная с 40 °С, а в централизованных системах горячего водоснабжения температура горячей воды обычно составляет порядка 60 °С (и не должна превышать 75 °С). Соответственно, даже в самых скромных моделях данный показатель составляет порядка 45 °С, в подавляющем большинстве современных котлов он не ниже 50 °С, а в отдельных моделях может и вовсе превышать 90 °С.
Также стоит иметь в виду, что при нагреве до данной температуры разница температур («Δt») может быть разной — в зависимости от исходной температуры холодной воды. А от Δt прямо зависит производительность котла в режиме ГВС; подробнее о производительности см. ниже.
Функция «горячий старт»
Поддержка котлом функции «горячий старт».
Эта функция встречается исключительно в двухконтурных моделях (см. «Тип»): она ускоряет нагрев воды для системы горячего водоснабжения и обеспечивает постоянную температуру воды на выходе. Для этого автоматика котла особым образом отслеживает и контролирует температуру воды во вторичном теплообменнике котла. Наличие «горячего старта» сказывается на стоимости агрегата, однако это компенсируется удобством в использовании.
Шина управления
Шина управления, с которой совместим котел.
Шина управления представляет собой канал связи, по которому управляющие и управляемые устройства могут обмениваться данными. Поддержка подобного канала заметно упрощает подключение терморегуляторов и другой управляющей автоматики — достаточно, чтобы такие устройства были совместимы с той же шиной, что и котел. Кроме того, многие виды шин позволяют создавать весьма обширные системы контроля и управления и без проблем интегрировать в них разные устройства, в том числе отопительные котлы.
В современной отопительной технике наибольшей популярностью пользуются шины
OpenTherm,
eBus,
Bus BridgeNet и
EMS. Вот их ключевые особенности:
— OpenTherm. Достаточно простой стандарт со скромным функционалом: допускает только прямое соединение управляющего и управляемого устройства, не рассчитан на создание обширных систем. С другой стороны, эта шина имеет достаточно продвинутые возможности по управлению отопительными приборами: в частности, она позволяет регулировать температуру не просто включением/отключением котла, а изменением мощности газовой горелки. Подобный режим работы способствует экономии топлива/энергии, а также снижает износ и увеличивает ресурс нагревателя; а во многих случаях системы из двух устройств (котла и терморегулятора) вполне достаточно для эффективного управле
...ния отоплением. При этом стандарт OpenTherm прост и недорог в реализации, благодаря чему в современных котлах он чрезвычайно популярен. По ряду причин применяется он в основном в моделях на газу.
— eBUS. Шина управления, имеющая довольно впечатляющие практические возможности. Позволяет объединять в одной системе до 25 управляющих и 228 управляемых устройств, с дальностью передачи данных между отдельными компонентами до 1 км. При этом eBUS является открытым стандартом, его реализация (по крайней мере, в рамках основных функций) бесплатно доступна для всех желающих. И хотя в наше время поддержку eBUS можно встретить в основном в технике Protherm и Vaillant, однако в целом в котлах это второй по популярности тип шины управления, после OpenTherm. Такое отставание обусловлено в основном несколько большей стоимостью, притом что продвинутые возможности eBUS реально необходимы не так часто.
— Bus BridgeNet. Фирменная разработка Hotpoint-Ariston, применяемая исключительно в котлах этого бренда. Одним из преимуществ заявлена высокая степень автоматизации: от пользователя требуется лишь задать параметры температуры (причем для разных зон можно выбрать свои варианты) и, при желании, программу на неделю, остальные необходимые расчеты и регулировки осуществит система. Впрочем, такие возможности доступны только в специальных управляющих устройствах вроде терморегуляторов; в котлах же поддержка Bus BridgeNet обычно означает лишь совместимость с подобной автоматикой.
— EMS. Шина управления, используемая в основном в оборудовании Bosch и Buderus. В целом отличается широким функционалом, высокой степенью автоматизации и возможностью создания обширных систем управления. Однако стоит учитывать, что в наше время можно встретить как оригинальную EMS, так и модифицированную EMS Plus, и эти стандарты изначально не совместимы между собой (хотя поддержка их обоих вполне может предусматриваться в отдельных устройствах). Так что конкретную версию шины EMS стоит уточнять отдельно; здесь отметим, что в технике Bosch встречается преимущественно оригинальный вариант, а в устройствах Buderus — EMS Plus (хотя и там, и там возможны исключения).Программатор
Наличие программатора в конструкции котла.
Программатором называют программируемый термостат — устройство, позволяющее не просто поддерживать температуру, но еще и программировать работу котла на определенный период времени. Простейшие программаторы охватывают сутки, более продвинутые позволяют задавать режим работы по отдельным дням работы. В любом случае данная функция обеспечивает дополнительное удобство и устраняет необходимость постоянно регулировать работу котла вручную. С другой стороны, наличие программатора сказывается на стоимости.