Глубина сканирования
Максимальная глубина, на которой локатор эхолота (см. «Тип») способен эффективно действовать — проще говоря, насколько глубоко под водой способен «видеть» прибор.
Выбирать эхолот по данному параметру стоит с учётом реальных глубин, на которых его планируется использовать. Разумеется, при этом не помещает определённый запас, однако в разумных пределах (15-20%, не больше). К примеру, навряд ли имеет смысл специально брать модель с глубиной сканирования в 200 м для озера с ямами в 30-40 м — стоят такие приборы дорого, при этом реализовать весь их потенциал будет попросту негде, а мощный сигнал может ещё и распугать рыбу. А вот для морского или океанского применения может понадобиться глубина в километр и более; самые продвинутые эхолоты вполне способны её обеспечить.
Кол-во частот
Количество отдельных частот излучения, на которых может работать прибор с функцией эхолота (см. «Тип»).
Особенности самих частот подробно описаны ниже, здесь же отметим, что в разных моделях могут предусматриваться разные варианты распределения частот по отдельным лучам (см. «Количество лучей излучения»). Так, в одних устройствах каждый луч имеет свою частоту, в других отдельные излучатели можно переключать, подбирая оптимальный вариант в зависимости от особенностей обстановки. В целом большее количество частот свидетельствует о большей универсальности, однако заметно сказывается на цене.
Частота излучения
Частота (частоты) излучения, на которых способен работать прибор с функцией эхолота (см. «Тип»).
Чем выше частота — тем лучше разрешающая способность и помехоустойчивость прибора, тем лучше он подходит для работы на больших скоростях, однако дальность и ширина охвата при этом страдают. Низкочастотные (до 200 кГц) датчики, наоборот, «достают» глубоко и охватывают широкий угол, но чувствительны к помехам и плохо работают с мелкими деталями рельефа и небольшими объектами. Соответственно, первый вариант считается оптимальным для небольших глубин и высокоточных топографических замеров, второй же — для глубоких водоёмов, а также для поиска рыбы и других задач, требующих широкого охвата.
В моделях с несколькими лучами излучения (см. «Кол-во лучей излучения») для отдельных лучей часто предусматриваются разные частоты, что позволяет совместить в одном приборе достоинства разных вариантов и компенсировать их недостатки.
Мощность излучателя
Мощность, выдаваемая при работе излучателем эхолота (или эхолота-картплоттера, см. «Тип»).
Чем
мощнее излучатель — тем «дальнобойнее» получается прибор, тем больше глубина, на которой он может нормально работать (см. выше). Однако не стоит забывать, что практические возможности эхолота зависят от целого ряда других параметров, начиная от рабочих частот и углов (см. выше) и заканчивая качеством приёмника и особенностями алгоритмов обработки сигнала. Кроме того, разные производители могут указывать в характеристиках разные виды мощностей: в одних случаях это пиковая (максимальная мощность в момент отдельного импульса), в других — RMS (среднеквадратичная мощность, вычисляемая за определённый промежуток времени и получающаяся ниже пиковой). Поэтому можно сказать, что роль данного параметра обычно чисто справочная, и ориентироваться при выборе стоит на более приближённые к практике моменты (например, ту же глубину сканирования).
Технология CHIRP
Поддержка эхолотом
технологии CHIRP.
Смысл данной технологии заключается в использовании эхолотом одновременно нескольких частот. Иными словами, каждый импульс состоит из нескольких сигналов, каждый на своей частоте. По заявлениям создателей, это позволяет улучшить качество изображения, повысить детализацию (в т.ч. на большой глубине и высокой скорости) и одновременно снизить уровень шумов и других помех на экране по сравнению с одночастотными сонарами. Однако и стоят модели с CHIRP заметно дороже.
Боковое сканирование
Наличие в эхолоте функции
бокового сканирования.
Приборы с данной особенностью способны «видеть» дно и подводные предметы не только непосредственно под судном, но и по бокам от него. Отметим, что разные модели могут заметно различаться по углу охвата бокового пространства. Тем не менее, боковое сканирование в любом случае расширяет возможности эхолота и обеспечивает дополнительные возможности по сравнению с обычным нижним.
Дисплей
— Диагональ экрана. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем
крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее может быть эта информация. С другой стороны, этот параметр заметно сказывается на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дорого — тем более что для нормального качества изображения нужно соответствующее разрешение (см. ниже).
—
Сенсорный. Наличие сенсора в конструкции дисплея. Эта особенность позволяет управлять прибором за счёт прикосновений к значкам на экране — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление даёт больше возможностей, чем классическое, при помощи кнопок и переключателей, к тому же оно нагляднее — однако и стоят такие приборы дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем больше разрешение — тем более детализированное изображение способен выдать экран, тем более мелкие объекты могут на нём чётко отображаться и тем комфортнее просмотр. В то же время специфика эхолотов такова, что слишком высокого разрешения не требуется даже для высококлассных моделей: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 640х480 при экране в 5" считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Цветность. Способность экрана отображать цвета. В данном случае используется простейшее деление:
Монохромный.... Дисплеи, выводящие информацию только в оттенках одного цвета. Теоретически основной цвет может быть любым, однако в данном случае абсолютное большинство монохромных экранов — чёрно-белые. Их достоинствами являются невысокая стоимость и энергопотребление, а также хорошая видимость на солнце; при этом подобное изображение позволяет работать с довольно разнообразными видами данных, чего достаточно даже для весьма продвинутых эхолотов (см. «Тип»). Тем не менее, это разнообразие не столь широко, как у цветных дисплеев, в итоге для картплоттеров (см. там же) подобное изображение подходит плохо — при невозможности отображения разных цветов теряется часть важной информации на картах.
Цветной. Экраны, способные работать с несколькими цветами. Разнообразие цветов может быть довольно небольшим, однако изображение всё равно получается более информативным, чем чёрно-белое: разные цвета могут обозначать разную глубину на карте, перепады температур воды и т.п. Благодаря этому данная разновидность дисплеев встречается во всех типах навигационных приборов (см. выше). Её главным недостатком можно назвать более высокую стоимость, чем у монохромных экранов.
— Подсветка. Наличие у экрана собственной системы подсветки. Данная особенность делает дисплей независимым от внешнего освещения и позволяет видеть информацию на нём даже в полной темноте. В то же время подсветка повышает энергопотребление, что важно при длительной работе от автономного источника (например, аккумулятора лодки). Поэтому она может делаться отключаемой.Интерфейсы подключения
—
Ethernet. Также этот стандарт известен как LAN или RJ-45. Оригинальное его назначение — построение проводных компьютерных сетей общего назначения; однако Ethernet может применяться и в специальных сетях — в т.ч. используемых навигационным оборудованием. Отметим, что технически данный интерфейс способен обеспечить более высокую скорость передачи данных, чем NMEA, поэтому он может использоваться для задач, требующих передачи большого объёма данных — например, подключения к Интернету через спутниковый модуль.
—
NMEA. Аббревиатура от «National Marine Electronics Association», «Национальная ассоциация электроники для мореходства». Данный интерфейс используется для связи между собой различной «морской» электроники, преимущественно навигационной — эхолотов, картплоттеров, радаров, VHF-радио, гирокомпасов, датчиков в двигателях и т.п. Соответственно, его поддержка позволяет соединять прибор с другими специализированными устройствами и датчиками. Отметим, что существует несколько версий NMEA. Наиболее популярным на данный момент является NMEA 0183, именно этот стандарт поддерживается большинством специального оборудования. Более продвинутая версия — NMEA 2000, она пока распространена не так широко. Подробнее о разных версиях и их совместимости можно узнать в специальных источниках.
—
Выход для внешней антенны GPS. Данная функ
...ция может встречаться вне зависимости от наличия в устройстве встроенного GPS-приёмника (см. выше). Если такой приёмник отсутствует, то возможность подключения внешней антенны (точнее, целого GPS-модуля) является практически обязательной для приборов с функцией картплоттера (см. «Тип») — иначе они не смогут эффективно выполнять свои задачи. Однако и для моделей с собственным приёмником внешняя антенна может пригодиться — она, как правило, более чувствительна, чем внутренняя, и позволяет точнее определять местоположение прибора, особенно в сложных условиях (атмосферные помехи, навигация по узким фьордам и т.п.). При этом такую антенну можно выбрать по собственному желанию, подобрав оптимальный вариант по цене и функционалу. Стоит только учитывать, что для подключения внешнего оборудования могут использоваться разные типы разъёмов — поэтому перед покупкой антенны нелишним будет уточнить её совместимость с конкретной моделью прибора.
— Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, изначально созданный для подключения к локальным компьютерными сетям, а с недавних пор применяемый также для прямого соединения различных устройств друг с другом. В эхолотах/картплоттерах может применяться с разными целями — как для интеграции в бортовую сеть, так и для подключения внешнего оборудования (беспроводного датчика, планшета для дистанционного управления и т.п.); конкретный функционал зависит от модели.
— Bluetooth. Беспроводной интерфейс, применяемый для соединения различных устройств между собой. Стандарт Bluetoothвключает множество отдельных протоколов, применяемых для разных типов данных и форматов работы; собственно, возможности данного соединения в каждом конкретном случае зависят от того, какие протоколы поддерживает эхолот/картплоттер. Из самых распространённых возможностей можно назвать, в частности, подключение беспроводных датчиков (см. выше), обмен данными с планшетом, ноутбуком или другим гаджетом (например, для закачки новых карт и маршрутов), подключение беспроводных гарнитур для работы со звуковой сигнализацией и т.п.
— Видео-вход. Разъём для подключения внешнего видеосигнала к эхолоту/картплоттеру. Данная функция позволяет использовать дисплей для отображения «картинки» с другого устройства — например, внешней камеры. Отметим, что видеовходы встречаются в основном в моделях с крупными цветными дисплеями — без такого дисплея весь смысл данной функции терялся бы.
— Видео-выход. Разъём для вывода видеосигнала с эхолота/картплоттера. Данная функция позволяет дублировать изображение с дисплея устройства на внешнем крупном экране — например, основном мониторе бортового компьютера — что делает просмотр более удобным.