Боковое сканирование
Наличие в эхолоте функции
бокового сканирования.
Приборы с данной особенностью способны «видеть» дно и подводные предметы не только непосредственно под судном, но и по бокам от него. Отметим, что разные модели могут заметно различаться по углу охвата бокового пространства. Тем не менее, боковое сканирование в любом случае расширяет возможности эхолота и обеспечивает дополнительные возможности по сравнению с обычным нижним.
Цифровая обработка данных
Наличие системы
цифровой обработки данных (DSP) в конструкции эхолота.
Цифровая обработка позволяет разделить полученный сигнал на посторонние шумы и полезные данные. Разумеется, такое деление не является на 100% достоверным; однако уровень шумов в отфильтрованном сигнале всё равно значительно снижается, и на экран поступает максимум полезной информации и минимум посторонней. Недостаток данной функции традиционный: эхолоты с DSP стоят несколько дороже обычных.
Дисплей
— Диагональ экрана. Размер экрана по диагонали в дюймах. Чем
крупнее экран — тем больше информации на него можно вывести и тем подробнее может быть эта информация. С другой стороны, этот параметр заметно сказывается на габаритах прибора, да и стоят крупные экраны дорого — тем более что для нормального качества изображения нужно соответствующее разрешение (см. ниже).
—
Сенсорный. Наличие сенсора в конструкции дисплея. Эта особенность позволяет управлять прибором за счёт прикосновений к значкам на экране — аналогично тому, как это делается в смартфонах и планшетах. Сенсорное управление даёт больше возможностей, чем классическое, при помощи кнопок и переключателей, к тому же оно нагляднее — однако и стоят такие приборы дороже.
— Разрешение дисплея. Размер дисплея в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. Чем больше разрешение — тем более детализированное изображение способен выдать экран, тем более мелкие объекты могут на нём чётко отображаться и тем комфортнее просмотр. В то же время специфика эхолотов такова, что слишком высокого разрешения не требуется даже для высококлассных моделей: к примеру, скромные по меркам смартфонов или планшетов 640х480 при экране в 5" считаются вполне достаточными даже для продвинутого устройства.
— Цветность. Способность экрана отображать цвета. В данном случае используется простейшее деление:
Монохромный.... Дисплеи, выводящие информацию только в оттенках одного цвета. Теоретически основной цвет может быть любым, однако в данном случае абсолютное большинство монохромных экранов — чёрно-белые. Их достоинствами являются невысокая стоимость и энергопотребление, а также хорошая видимость на солнце; при этом подобное изображение позволяет работать с довольно разнообразными видами данных, чего достаточно даже для весьма продвинутых эхолотов (см. «Тип»). Тем не менее, это разнообразие не столь широко, как у цветных дисплеев, в итоге для картплоттеров (см. там же) подобное изображение подходит плохо — при невозможности отображения разных цветов теряется часть важной информации на картах.
Цветной. Экраны, способные работать с несколькими цветами. Разнообразие цветов может быть довольно небольшим, однако изображение всё равно получается более информативным, чем чёрно-белое: разные цвета могут обозначать разную глубину на карте, перепады температур воды и т.п. Благодаря этому данная разновидность дисплеев встречается во всех типах навигационных приборов (см. выше). Её главным недостатком можно назвать более высокую стоимость, чем у монохромных экранов.
— Подсветка. Наличие у экрана собственной системы подсветки. Данная особенность делает дисплей независимым от внешнего освещения и позволяет видеть информацию на нём даже в полной темноте. В то же время подсветка повышает энергопотребление, что важно при длительной работе от автономного источника (например, аккумулятора лодки). Поэтому она может делаться отключаемой.GPS-модуль
Наличие собственного модуля спутниковой навигации
GPS в устройстве с функцией картплоттера (см. «Тип»). Данный модуль отвечает за определение текущих географических координат устройства и является, таким образом, ключевым элементом, необходимым для эффективной работы с картами. В то же время существуют картплоттеры, не имеющие данной функции — они рассчитаны на подключение внешнего GPS-приёмника.
Слот для карты памяти
Наличие в конструкции прибора слота для работы со сменными картами памяти. В некоторых моделях таких слотов может быть более одного
Карты памяти весьма популярны в современной портативной электронике благодаря лёгкости, компактности и относительно невысокой стоимости. В картплоттерах подобные носители могут использоваться как для расширения собственной встроенной памяти устройства, так и для обмена данными с другой техникой — например, переписывания треков на ноутбук или загрузки с него же обновлённых навигационных карт (см. ниже). Стоит, правда, учитывать, что существует множество разновидностей карт памяти, в большинстве случаев несовместимых между собой. С другой стороны, в картплоттерах обычно применяются носители общераспространённого стандарта — чаще всего SD или microSD.
Базовая карта
Наличие базовой карты в комплекте поставки прибора.
Базовая карта представляет собой предустановленную карту, прописанную в память устройства. Таким образом, картплоттер в подобной комплектации можно (теоретически) использовать «из коробки», не устанавливая дополнительного ПО. На практике базовые карты хотя и могут различаться в зависимости от модели, производителя и региона, однако же, чаще всего, имеют небольшой масштаб, отображают только наиболее общую информацию (часто устаревшую) и непригодны для профессионального применения. Поэтому данная функция, как правило, не отменяет необходимости установки дополнительных подробных карт (см. ниже).
Добавление новых карт
Возможность загрузки в картплоттер новых навигационных карт.
Данная возможность чрезвычайно важна в свете двух моментов. Во-первых, базовая карта (см. выше) редко обеспечивает необходимый для эффективного использования уровень детализации — приходится загружать более детализированные карты отдельных районов. Во-вторых, даже уже загруженные карты очень желательно периодически обновлять, поскольку гидрографическая информация (глубины, течения, отмели, расположение фарватера и т.п.) постоянно изменяется.
Кол-во путевых точек
Максимальное количество отдельных путевых точек, которые можно занести в память картплоттера.
Путевые точки могут использоваться как база для прокладки маршрутов, как справочные отметки на карте, такую точку можно задать как непосредственный пункт назначения и т.п.; конкретные варианты использования зависят от модели прибора. Но в любом случае чем больше путевых точек можно одновременно занести в память картплоттера — тем удобнее с ними работать и тем реже придётся чистить эту память для внесения новых меток.
Кол-во маршрутов
Максимальное количество маршрутов, которое может одновременно храниться в памяти картплоттера.
Если приходится регулярно совершать путешествия по фиксированным маршрутам, эти маршруты гораздо удобнее записать в память один раз и затем выбирать нужный вариант, чем в каждом случае заново программировать навигатор. Современные устройства могут хранить несколько десятков, а то и сотен маршрутов; чем больше это число — тем реже придётся освобождать память под новые маршруты.